Педагогические проблемы, возникающие при проведении занятий в институтах ФСИН | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XXX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, май 2022)

Дата публикации: 22.05.2022

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Богдан, С. В. Педагогические проблемы, возникающие при проведении занятий в институтах ФСИН / С. В. Богдан. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 31-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/446/17225/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автор пытается выделить, определить проблемы, которые возникают при организации занятий в ведомственных институтах Федеральной службы исполнения наказания.

Ключевые слова: ФСИН, УИС, дисциплина, необходимость, курсант, преподаватель, курс, педагогическая деятельность.

На данный момент российское общество находится в состоянии социальных и экономических реформ. Изменения коснулись всех сфер общественной жизни. Не исключение и система образования, своевременно реагирующая на происходящие в стране перемены. Обусловлен этот факт тем, что в современных условиях от работников (служащих, сотрудников, персонала и т. п.) требуются специальные профессиональные знания и профессиональные компетенции, мобильность, умение ориентироваться в новых технологиях и информационных потоках и т. д.

В процессе формирования и развития отечественного образовательного пространства в полной мере принимают участие образовательные организации ФСИН России и других правоохранительных органов.

Исходя из вышесказанного становиться актуальной проблема повышения (формирования) педагогической компетентности преподавателей образовательных организаций ФСИН России и акцентируется необходимость создания эффективных организационно-педагогических условий для развития личностного педагогического потенциала преподавателя, его ориентирование на непрерывное повышение собственной профессиональной компетентности.

Как отмечает С. М. Крылов «основное внимание следует уделять вопросам отбора на преподавательскую работу «талантливых, широко образованных людей, людей большой духовной культуры, способных нести свет людям и служить для них высоким нравственным образом» [5, с. 159].

Поиск путей и средств повышения эффективности процессов, направленных на реализацию профессиональной и личностной компетентности преподавателя, его способности достигать конечной цели собственной профессиональной деятельности, ориентацию на реализацию концепции опережающего образования, творческую трансформацию себя и ученика, является одним из ведущих педагогических задач в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний России.

По мнению Волошина Д. В., «организация и осуществление педагогического процесса в них на современном уровне может проходить только при непрерывной опережающей подготовке самих преподавателей, готовых к последовательному внедрению и использованию инновационных образовательных идей в соответствии с уровнем прогнозируемых тенденций развития общества и перспективных потребностей государства. Профессиональное становление сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее также — уголовно-исполнительная система, УИС) предполагает формирование у обучающегося компетенций, обеспечивающих его способность грамотно и эффективно действовать в условиях чрезвычайных обстоятельств. Указанные компетенции и необходимые профессионально важные качества формируются при изучении различных дисциплин тактико-специальной подготовки» [1].

Образовательные организации ведомственной направленности накопили значительный опыт организации учебного процесса по этим дисциплинам, однако постоянно меняющиеся условия определяют необходимость поиска новых форм работы в направлении формирования профессионально важных качеств современного сотрудника.

В последние годы тем или иным образом меняется уровень подготовленности абитуриента, поступающего в вуз, серьезно трансформируются условия организации учебного процесса в целом, что, в свою очередь, влечет за собой изменения в организации преподавания дисциплин тактико-специальной направленности.

По мнению Гориной Е. Е. и Морозова М. В. среди основных причин педагогических проблем, возникающих при проведении занятий в институтах ФСИН можно отметить следующие:

Таблица 1

Причины педагогических проблем, возникающих при проведении занятий в институтах ФСИН

Вид

Содержание

Материальные (структурные) причины

– сложность учебного материала, который необходимо освоить, и сложность заданий, которые нужно выполнить.

– специфика дисциплины.

– необходимость быть в хорошей физической форме.

– необходимость работы с материалами с пометкой «Для служебного пользования.

Организационные причины

– недостаточное количество времени, выделенного на изучение материала.

– курсантам сложно воспроизводить знания на практике, они слабо представляют себе специфику функционирования уголовно-исполнительной системы.

– пропуски занятий по причине болезни, несения службы в составе суточного наряда, необходимости участия в спортивных соревнованиях, репетициях и выступлениях на различных мероприятиях как причину, вызвавшую осложнения в освоении дисциплины;

– в ходе консультаций, которые кафедра боевой и тактико-специальной подготовки проводит ежедневно, возникают большие очереди, поскольку желающих получить разъяснения преподавателей очень много и консультации очень востребованы.

Субъективные

– неумение решать задачи.

– курсанты плохо подготовлены к занятиям.

– разные установки преподавателя по одним и тем же вопросам.

Следует отметить, что в последние годы наблюдается сокращение количества часов, выделяемых на освоение тактических и специальных дисциплин.

Таким образом, будущие сотрудники УИС сначала начинают осваивать тактические режимные действия в различных ситуациях, которые предположительно могут возникнуть в период прохождения службы, в то время как понятия «режим», «средства обеспечения режима» и тому подобное изучаются ими позже;

Следует отметить, что тактико-специальная подготовка направлена на формирование навыков и умений находить эффективные решения в сложной ситуации. Но одна и та же практическая ситуация может быть решена по-разному, и для этого не должно быть единых шаблонов. Курсантам необходимо развивать творческие способности анализировать ситуацию с разных сторон.

По мнению Волошина Д. В. «многолетняя практическая педагогическая деятельность авторов статьи наглядно показывает, что среда преподавателей образовательных организаций ФСИН России неоднородна и в ней выделяются две группы» [1, с. 39].

Первая состоит из выпускников гражданских университетов, которые во время учебы переняли методологию классического «университетского» преподавания и предметный характер образования. Они, как правило, имеют поверхностные знания о специфике практической деятельности подразделений УИС, им нелегко адаптироваться к специфике системы ведомственного образования правоохранительного профиля и к модели подготовки специалиста для Федеральной службы исполнения наказаний России.

Другая группа преподавателей, принятых на работу в образовательные организации ФСИН России из практических правоохранительных органов, не знает серьезных проблем с вхождением в преподавательский состав и образовательный процесс: они знают и выполняют требования, предъявляемые к персоналу УИС, известна его среда, проблемы начального межличностное общение отсутствует или не имеет существенного значения.

Однако на начальном этапе профессиональной педагогической деятельности они в большинстве своем недостаточно подготовлены в учебно-методическом плане, не владеют системой научно-методического поиска, поскольку не обладают специальными педагогическими знаниями, а запас теоретических и психолого-педагогических основ подготовки учителей минимален (они характеризуется дидактическим педагогическим штампом — «Я учу так же, как учил меня»).

Являясь отражением потребностей практической образовательной деятельности, переподготовка учителей без базового (профессионального) педагогического образования осуществлялась до недавнего времени весьма стихийно и не имела внутренней согласованности исходных данных и базовых понятий как целостного многомерного процесса.

Объективное повышение роли такой переподготовки предусматривает тщательную разработку методологии, теории и организационных основ уже на начальном этапе обновления системы педагогической подготовки в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний России.

Внедрение такой образовательной парадигмы в жизнь, смеем надеяться, в скором времени позволит развернуть систему профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава межрегиональных учебных центров территориальных органов ФСИН России, которая имеет существенные компетентностные педагогические отличия от преподавателей Института (например, в соответствии с профилем обучения — межрегиональные учебные центры педагогически в большей степени ориентированы на профессиональную подготовку лиц, впервые занятых на должностях младшего и среднего управленческого персонала, в то время как Институт — на реализацию дополнительных профессиональных программ (программ переподготовки и повышения квалификации) действующих сотрудников по направлениям деятельности органов и учреждений УИС).

Укрепление межрегиональных образовательных связей позволит диверсифицировать структуру образовательного процесса за счет введения новых образовательных курсов и направлений при одновременном расширении образовательных, методических и научных горизонтов, что окажет положительное взаимное влияние преподавателей друг на друга, обогатит их практический педагогический опыт.

Сегодня в структуре ведомственного образования эффективно и на высоком профессиональном уровне выполнять поставленные педагогические задачи возможно только при наличии объективного представления о практической профессиональной деятельности сотрудников УИС, о социально-психологических особенностях лиц, проходящих профессиональное обучение, профессиональное и дополнительное профессиональное образования, о целях и перспективных задачах, определяющих вектор развития отечественного УИС.

Подготовка лиц без базового (профессионального) педагогического образования к решению как текущих, так и более сложных перспективных задач неизбежно вносит изменения в профессиональную педагогическую деятельность конкретного учителя, расширяет потенциал и выбор функций педагогической деятельности, усложняет используемые педагогические технологии, что в конечном итоге выступает важнейшим фактором, определяющим и обеспечение эффективности всей педагогической деятельности образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России.

Литература:

  1. Волошин Д. В., Дворцов В. Б. Проблемы педагогической подготовки преподавателей образовательных организаций ФСИН России в системе ведомственного профессионального образования // Вестник Самарского юридического института. 2019. № 2 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pedagogicheskoy-podgotovki-prepodavateley-obrazovatelnyh-organizatsiy-fsin-rossii-v-sisteme-vedomstvennogo.
  2. Горина Е. Е., Морозов М. В. Современные проблемы тактико-специальной подготовки курсантов ведомственных вузов уголовно-исполнительной системы // Социальные отношения. 2021. № 1. С. 17–24.
  3. Грязнов С. А., Ежова О. Н. Профессиональная подготовка сотрудников УИС как условия пенитенциарной безопасности // Вестник Самарского юридического института: научнопрактический журнал. № 3(11)/2013. С. 145–150.
  4. Киселев А. М. О преподавании тактико-специальной подготовки в ведомственных вузах правоохранительных органов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 2–1. С. 104–106.
  5. Крылов С. М. Избранные труды (1967–1979) / сост. Г. А. Айрумян, В. М. Анисимков. М.: Академия управления МВД России, 1999. 204 c.
  6. Ордынцев А. О подготовке к действиям в чрезвычайных обстоятельствах // Преступление и наказание. 2020. № 12. С. 30–32.