Пути формирования экологической исследовательской культуры учеников через кружковую работу | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Басыгараев, Ж. М. Пути формирования экологической исследовательской культуры учеников через кружковую работу / Ж. М. Басыгараев, А. Б. Альтаева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 33-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/443/17185/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье авторы рассматривают экологическое образование через дополнительное образование. Основной объект — экологический кружок. Авторы пути повышения экологической культуры и грамотности школьников через экологические клубы. Определяет понятий экологических терминов.

Ключевые слова: допольнительное образование, экологический кружок, экологическое образование, экологическая культура, экологическая грамотность, общее среднее образование.

Понятия природа, родина синонимичны и содержательны. Вот почему гражданским долгом каждого человека является любить, уважать и ценить прекрасную природу нашей Родины.

Многие педагоги и ученые говорят, что любовь человека к природе напрямую связана с образованием, полученным им в юном возрасте. Можно сказать, что охрана окружающей среды является ключевой частью педагогических вопросов. Эта ситуация сейчас часто упоминается в прессе как экологическая культура.

Экологическое образование началось в 1970 году с принятием программы Организации Объединенных Наций (ЮНЕСКО) «Человек и биосфера».

Впервые на международном уровне была разработана и подробно описана программа по охране и рациональному использованию природных ресурсов. В 1971 г. в Швейцарии прошла Европейская конференция, на которой были подняты вопросы экологии и охраны окружающей среды [7, с.21].

В 1972 г. в Стокгольме прошла общественно-просветительская конференция по охране окружающей среды. В 1977 г. в Тбилиси Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и ЮНЕП приняли более 40 решений по экологическому просвещению и утвердили свои глобальные стратегические планы. Дальнейшими этапами развития экологического образования являются знаменитые Найробийский (1982 г.), Бечский (1983 г.), Московский (1987 г.) и другие. Известно, что она продолжилась на конференциях в городах Казахстана.

В связи с этим Верховным Парламентом и Правительством суверенного государства были приняты такие важные документы, как Закон об охране окружающей среды (1997 г.), Национальный экологический план в Республике Казахстан (1996 г.), Программа экологического образования (1999 г.) и другие. [стр. 7, 22]

В сфере экологического образования в науке экологии сформировались новые концепции и представления. Основными из них являются: «Экологическое образование», «Экологическая грамотность», «Экологическая культура», «Экологическая этика» и др.

Каждый школьник должен знать сущность экологических понятий. Понимание понятий развивает отношение учащегося к природе, открывает путь к овладению наукой экологии, развивает отношение учащегося к предмету и повышает интерес к нему.

Экологическое сознание это совокупность отношений, знаний, убеждений и умений человека к природе, а экологическое мышление — это научная оценка изменений в природе, открытие и глубокое понимание их причин. Думая ответственно, люди предотвращают стихийные бедствия.

Экологическая грамотность приобретение экологических знаний, позволяющих эффективно использовать природные ресурсы, и экологическая этика — формирование поведения человека, неукоснительное соблюдение навыков поведения дома, в пустыне, на природе. Они основаны на вышеизложенных концепциях.

Экологическая культура экология отражает плоды образования и воспитания, состоятельность уровня понимания и осмысления человеком вышеприведенных экологических понятий. [стр. 7, 22]

Проблемы экологической культуры в методике преподавания биологии обсудили методисты-биологи Н. М. Верзилин, И. Д. Зверев, А. П. Сиделковский, А. Н. Захлебный, И. Т. Суровегина, И. Н. Пономарева, К. Стошкус и другие. опубликованы в их произведениях. Однако в исследовательской работе этих ученых «экологическая культура» находит свое отражение только в виде отдельных правил.

На основании теоретического анализа приведенных выше определении экологической культуры делаем вывод, что экологическая культура — ​​это особая черта человека, которая находит отражение во всей духовной жизни и деятельности, является важной частью культуры человека и понимает ценность природы. 3, стр. 27]

Дополнительное образование имеет важное значение в формировании экологической культуры учащихся. Дополнительное образование можно рассматривать как инструмент развития личности. Ведь она серьезно развивает индивидуальные способности, мотивацию, интересы, ценности учащегося, регулирует личностное поведение личности. Сочетание детей и взрослых обеспечивает педагогическую поддержку, а подростки имеют возможность проявить себя в социальном и профессиональном плане.

Результаты образовательных учебных заведений на разных уровнях могут различаться. Однако механизм воспитательного развития личности остается прежним. То есть человек стремится к постоянному самосовершенствованию, образованию, самопознанию. Воспитание такой потребности является конечной целью всех систем дополнительного образования.

Добровольные объединения дополнительного образования способны создавать диалогические и субъект-субъектные отношения. В результате дети и взрослые учатся друг у друга образовательным, профессиональным и культурным ценностям. Причина этого в том, что только в дополнительном образовании можно будет свободно заниматься научно-исследовательской работой. Это в свою очередь, способствует личностному росту ребенка, раскрытию его творческого потенциала в жизни и так далее. характеристики. По мнению Б. Герщунского, функциональная грамотность позволяет достичь профессиональной компетентности и личностной культуры [С. 6,37].

Учитывая, что экология не преподается как специальный предмет во всех школах, в течение ограниченного времени на предметных уроках как география, естественные науки и т. учащиеся изучают только некоторые разделы экологической науки.

После урока учащиеся просят учителя рассказать им больше о том, что их беспокоит. Для удовлетворения интересов учащихся и повышения их познавательных способностей учителю следует привлекать учащихся к внеурочной деятельности. К внеурочной и внеклассной работе относится работа кружков, секций, клубов, студий.

Кружки — распространенная и регулярная форма внеурочной деятельности или дополнительного образования. Ученики могут участвовать в клубе на добровольной основе. Мы уже упоминали о значении экологических клубов в обучении и воспитании школьников. Моожно организовать экологические кружки как «Юный эколог», «Зеленая планета», «Юные защитники природы» и другие.

Экологический кружок в этомһй статье называется «Молодой исследователь». Внешкольный клуб возобновил свою работу на базе районного Дома студентов в 2019 году под названием «Молодой исследователь». В клубе в основном участвуют учащиеся 5–9 классов. В учебную программу клуба входят основы экологии, изучение биосферы, экология растений и животных, рациональное использование и охрана природных ресурсов, экология родного края, прикладная экология, экология человека, социальная экология, экологическое право, экология Казахстана.

Известно, что работа ведется с одной целью. При организации кружка были поставлены следующие основные цели:

Формирование особой черты личности, которая находит отражение во всей духовной жизни и деятельности, важной составляющей культуры человека и понимания ценности природы, характеризуется системой экологического воспитания, природоохранной деятельностью, с добрым отношением к окружающей среде.

Цели кружка:

– Формирование взглядов учащихся на окружающий мир, развитие их знаний по естественным наукам;

– Пополнение и расширение знаний учащихся на научной основе;

– Повышение интереса учащихся к открытию различных научных открытий;

– Вовлечение учащихся в экологическую исследовательскую и творческую работу.

– Усложнение системы образования с учетом возрастных особенностей учащихся, психолого-педагогических особенностей восприятия знаний;

В кружке организуются и проводятся следующие мероприятия.

Занятии: дискуссии, ролевые игры, дебаты, конференции, вечеринки, встречи, практические занятия, экскурсии на природу;

Природоохранный уголок: учащиеся подводят итоги своей работы. Работы студентов в области охраны природы можно сгруппировать следующим образом.

– Информационная;

– Образовательная.

Исследовательская работа: члены кружка выбирают темы исследования в соответствии со своими интересами и проводят исследование.

В настоящее время в работе кружка задействовано около 15 студентов. Члены кружка за время работы проводили научные исследования, участвовали в различных научно-практических конференциях на районном, областном, республиканском и международном уровнях и занимали призовые места. В частности, члены кружка: Танирбергенова К., Ералханова А., Искакова Ж., Конырова У., Тунгышпай А., Олжасович Р., Акылбек А. приняли участие в областном конкурсе исследований и проектов, заняли призовые места и были награждены дипломами.

Члены кружка находятся в тесном контакте с учеными КазНУ им. аль-Фараби во время проведения исследований. Ученые этих университетов курируют студентов. Темы исследований членов кружка сосредоточены на различных экологических проблемах.

Сегодня возросло значение экологического образования и воспитания учащихся через организацию природоохранной деятельности. Путем организации дополнительного образования с высоким педагогическим мастерством необходимо воспитывать особую личность, характеризующуюся системой экологических знаний и действий, понимающих ценность природы, важной части культуры человека, отражающейся во всей духовной жизни и деятельности..

Литература:

  1. Г. С. Оспанова, Г. Т. Бозшатаева — «Экология» г.Алматы. Экономика. 2002 г.
  2. Оспанова Г. С., Бозшатаева Г. Т. — «Учебник экологии — учебник» Алматы. Экономика. 2002 г.
  3. Исламова К. — Казахстанская школа «Экологическая культура для всех» 2000 № 5,6 стр. 26–27
  4. Орынбаева Г. — «Экологическое воспитание школьников» г. Алматы. Рауан 1993
  5. С. Каженбаев, С. Махмутов — «Охрана природы» Алматы. Родной язык 1992 г.
  6. Жолдасбеков А. — Казахстанская школа «Дополнительное образование» 2004 № 9 стр. 37–38
  7. Ж.Шильдебаев — «Основы и практика экологического образования» Казахстанская школа 2004 № 7 стр. 21–23
  8. Родзевич Н. Н., Пашканг К. В. — Охрана природы и благоустройство. Алматы. Школа, 1984 г.

Ключевые слова

экологическая культура, экологическое образование, Общее среднее образование, экологическая грамотность, допольнительное образование, экологический кружок