Подготовка, переподготовка, непрерывное медицинское образование и повышение квалификации в системе здравоохранения Республики Узбекистан | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Подготовка, переподготовка, непрерывное медицинское образование и повышение квалификации в системе здравоохранения Республики Узбекистан / Г. К. Худайкулова, С. М. Мирхамидова, Ш. А. Абдурашитова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/440/17134/ (дата обращения: 24.04.2024).



Целью данной обзорной статьи является объективное рассмотрение степени изученности проблемы образование и повышение квалификации в системе здравоохранения Республики Узбекистан. Выдать обоснованную оценку опубликованных работ отечественных и зарубежных исследователей, сделать логические выводы из проделанных исследований.

Поиск литературных источников осуществлялся с помощью библиографических баз Web of Science, Scopus, DBLP, Medline. При подборе источников, обращали внимание на экспериментальные статьи, литературные обзоры, количество их цитирования за последний год.

Ключевые слова: образование, повышение квалификации, система здравоохранения, подготовка, переподготовка, непрерывное медицинское образование.

Потенциал любой отрасли формируется качественным составом человеческих ресурсов. Современные требования социально-экономического развития общества, медицинской и педагогической науки постоянно формируют новые задачи. Принятая в стране Государственная программа реформирования здравоохранения стала ключевым нормативным документом планирования и прогнозирования кадров здравоохранения в стране. Отправными пунктами реформирования системы медицинского образования послужили: законы Республики Узбекистан «О здравоохранении», «Об образовании», «О Национальной программе повышения квалификации» и ряд других нормативно-правовых актов. На сегодняшний день завершены два этапа Национальной программы обучения. С 2005 года на основе анализа результатов первых двух этапов работы ведется работа по дальнейшему развитию, совершенствованию и внедрению опыта, полученного при обучении. В свою очередь, эффективность любого программного документа зависит от накопленного опыта, меняющихся потребностей общества, возможности его дальнейшего развития в соответствии с социальными и мировыми тенденциями развития. В плане решения поставленных в связи с этим задач необходимо подчеркнуть достижения и проблемы медицинского образования. Статьей 41 Закона «Об охране здоровья граждан» установлено, что лица, окончившие высшее медицинское учебное заведение в Республике Узбекистан, имеют право заниматься медицинской деятельностью. Организационная структура подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров в системе здравоохранения Республики Узбекистан утверждена Приложением 5 к Указу Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП-4310 и состоит в следующем [3].

Указом Президента Республики Узбекистан № ПФ-3629 от 19 июля 2005 года были созданы два медицинских института: Ташкентская медицинская академия на базе Первого и Второго Ташкентских медицинских институтов, являющаяся головным государственным образовательным учреждение в стране. Высшее медицинское образование направлено на подготовку врачей общей практики, врачей общей практики — педиатров, стоматологов, гигиенистов, эпидемиологов, а также врачей общей практики — педагогов в соответствии с утвержденными Государственными образовательными стандартами. Обучение осуществляется на основе государственных образовательных стандартов по всем специальностям. По результатам государственной аттестации выпускникам медицинских институтов присваивается диплом специалиста — врача, имеющего право самостоятельной работы в сфере первичной медико-санитарной помощи.

Приложением 3 к Постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП-4310 утвержден перечень «Направления высшего образования в области медицины и фармации, сроки обучения и осваиваемые специальности». В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 11.12.2020 г. ПФ-6110 «О мерах по внедрению совершенно новых механизмов в деятельность органов первичной медико-санитарной помощи и дальнейшему повышению эффективности реформ в системе здравоохранения» переименован, а научные программы в медицинских вузах были адаптированы для подготовки семейных врачей [2].

Начиная с 2020–2021 учебного года, в Ташкентской медицинской академии в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2020 года № ПП-4668 «О дополнительных мерах по развитию народной медицины Республики Узбекистан».

Специалист по народной медицине в системе здравоохранения, семейных клиниках, бюджетных и частных клиниках. Занимаются: применением основных методов народной медицины (фитотерапия, иглорефлексотерапия, аюрведа, гомеопатия, йога, моксотерапия, натуропатия, остеопатия, термальная медицина, хиропрактика, цигун и др.) в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.

С 2021–2022 учебного года Ташкентская медицинская академия принимает студентов по направлению «Менеджмент: Менеджмент в здравоохранении». Цель — подготовка научно-педагогических кадров для решения практических и фундаментальных вопросов, связанных с организацией и управлением здравоохранением в учреждениях здравоохранения, медицинских центрах, специализирующихся на научной практике, учреждениях медицинского образования, научно-исследовательских институтах и других медицинских учреждениях.

Много проблем накопилось в силу объективных и субъективных причин, связанных с трудоустройством медицинских кадров по специальностям. В медицинских учреждениях ощущается нехватка врачей-психиатров, фтизиатров, рентгенологов и лаборантов. Нехватка этих специалистов очевидна в учреждениях Сурхандарьинской, Сырдарьинской и Ташкентской областей. Нынешняя ситуация свидетельствует о наличии недостатков в планировании, подготовке и расстановке кадров. Многие выпускники медицинских вузов не хотят работать там, где есть вакансии. Обеспеченность врачами в сельской местности в 2 раза ниже, чем в городской.

Непрерывное обучение с помощью электронного обучения помогает поддерживать интерес и мотивацию учащихся, поскольку учебные блоки могут быть дополнены видео или интерактивными элементами. Они могут быть приостановлены и продолжены позже или повторяться до тех пор, пока участник полностью не поймет их суть. Недавние данные свидетельствуют о том, что электронное обучение в большинстве случаев более эффективно, потому что учащиеся получают знания, навыки и установки быстрее, чем традиционные методы, основанные на преподавании, что приводит к повышению мотивации и производительности.

Технологии обучения, используемые для электронного обучения, разнообразны. К ним относятся веб-трансляции, инструменты моделирования приложений, обучение системе управления контентом, поддержка производительности, мобильные приложения, подкасты и многое другое. Все они хорошо воспринимаются пользователями, а работодатели все больше склоняются к использованию новейших технологических разработок. На самом деле, все больше и больше студентов и компаний обращаются к курсам электронного обучения и онлайн-тренингам для достижения своих личных и профессиональных целей.

Один из способов опережать постоянно меняющийся и растущий рынок здравоохранения — это реализовать бизнес-стратегию, которая максимизирует синергию между обучением на протяжении всей жизни и эффективностью рабочей силы. Исследования показали, что электронное обучение — отличный способ добиться качественных результатов за короткий промежуток времени. Таким образом, в контексте непрерывного образования онлайн-обучение следует рассматривать как стратегическую часть планов подготовки и обучения медицинских работников. Согласно опросу Deloitte Human Capital Trends Survey 2016 года, руководители высшего звена занимают 5-е место в своих 10 главных тенденциях — 84 % респондентов заявили, что чтение очень важно для них [5].

Подводя итоги, можно сказать, что «Обучение — это не эпизодическое событие, а непрерывный процесс». Постоянное чтение и обучение — ключ к успеху. Отрасль здравоохранения представляет собой высоко конкурентную среду, и медицинские учреждения должны не выходить за рамки бюджета и предоставлять более качественную медицинскую помощь. Квалифицированный и увлеченный своим делом персонал, который всегда в курсе последних достижений в области технологий и технологий, является большим конкурентным преимуществом.

Рекомендации: Руководители каждого учреждения должны создавать условия и возможности для постоянного развития своих подчиненных.

Литература:

  1. https://lex.uz/docs/1561591
  2. https://lex.uz/docs/5100677
  3. https://lex.uz/docs/4323169
  4. Таджиева, У. Х. Подготовка кадров с высшим образованием в системе здравоохранения Республики Узбекистан / У. Х. Таджиева. — Текст: непосредственный // Новые задачи современной медицины: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 135–137. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/51/1594/
  5. The Importance of Continuous Education in Healthcare// Volume 17 — Issue 2, 2017 — Special Edition on e-Learning