Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности работы с аутентичным материалом в процессе обучения устной речи в старших классах

5. Педагогика общеобразовательной школы
1
Поделиться
Аннотация
В настоящее время, в процессе обучения иностранному языку самое главное — это формирование коммуникативной компетенции. Данная статья посвящена изучению эффективности использования аутентичных материалов в обучении учащихся старших классов общеобразовательной школы английскому языку как способ совершенствования умений устной иноязычной речи.
Библиографическое описание
Магомедова, К. М. Особенности работы с аутентичным материалом в процессе обучения устной речи в старших классах / К. М. Магомедова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/437/16941.


В настоящее время, в процессе обучения иностранному языку самое главное — это формирование коммуникативной компетенции. Данная статья посвящена изучению эффективности использования аутентичных материалов в обучении учащихся старших классов общеобразовательной школы английскому языку как способ совершенствования умений устной иноязычной речи.

Ключевые слова: аутентичные материалы, коммуникативные умения, устно-речевое взаимодействие, видеофильм.

Nowadays, the formation of the communicative competence takes the first place in the process of teaching foreign languages. This article is devoted to the study of the effectiveness of using authentic materials in teaching high school students English as a way to improve the skills of oral foreign language speech.

Keywords: authentic materials, communication skills, oral-speech interaction, video.

В настоящее время выделяются различные подходы к определению сущности и всех аспектов аутентичных материалов. Г. Уиддоусон полагает, что аутентичность — это свойство учебного взаимодействия, при этом недостаточно просто принести в класс вырезку из иностранной газеты, необходимо сделать процесс работы над ней аутентичным [2, с. 321].

Г. Г. Разинькина отмечает, что для того, чтобы работа над текстом воспринималась не как упражнение, а как аутентичная коммуникативная деятельность, учитель должен приучать детей к естественному взаимодействию на уроке [1, с. 38–39].

Успешное устно-речевое взаимодействие на уроках английского языка в процессе работы над аутентичным материалом напрямую зависит от умения преподавателя активизировать процессы мышления и речи обучающихся и сформировать у них коммуникативные и социальные умения кругозор и развиваться в личностном плане.

В методике существуют различные мнения по поводу разделения процесса работы с видеофильмами на этапы. Весь процесс работы можно разделить на три основных этапа:

– преддемонстрационный этап (pre-viewing);

– демонстрационный этап (while-viewing);

– последемонстрационный этап after-viewing).

Цель преддемонстрационного этапа заключается в создании мотивации, устранении лингвистических трудностей при восприятии видеофильма, снятии психологического барьера и активизации внимания учащихся.

На демонстрационном этапе делается упор на развитие внимания, памяти, логики, на активизацию речемыслительной деятельности учащихся, а также на развитие речевой, языковой и социокультурной компетенций. На данном этапе эффективно выполнение заданий на поиск и выделение смысловой, содержательной информации. Как правило, видеофрагменты показываются два раза, но при появлении трудностей возможен показ видеофрагмента по частям

Последемонстрационный этап подразумевает организацию речевой и творческой деятельности учащегося. На данном этапе необходимо осуществить проверка понимания содержания видеофильма и контроль речевых и языковых средств. Возможно использование различных форм работы: анализ конкретных просмотренных фрагментов, вопросно-ответная форма работы и детальный пересказ видеофрагментов.

Разрабатывая задания к аутентичному видеоматериалу This is Britain — School при обучении иноязычному общению, старшеклассникам можно предложить следующие задания:

  1. Преддемонстрационный этап

– создать ассоциограмму по теме фильма «This is Britain — School»;

– предположить, о чем будет идти речь в фильме (просмотреть первую сцену из фильма (первые 25 секунд), не используя звук, для того, чтобы обучающиеся могли предположить, о чем будет фильм, затем представить свои догадки в форме «mind map»);

– подготовить список новых слов с дефинициями, можно предложить

  1. На демонстрационном этапе целесообразно использование следующих заданий и упражнений:

– стоп-кадр (учитель останавливает фильм, затем просит обучающихся предположить, о чем разговаривают ребята, и что произойдет далее);

– заполнить и озвучить колонки таблицы необходимой информацией (имена главных героев, список перечисленных школьных предметов, особенности английской школьной системы и т. д.);

– обозначить названия мест событий, о которых повествуется в фильме (например, столовая, классный кабинет, спортзал и т. д.);

– подобрать русский эквивалент к определенным английским выражениям и словам. Составить со словами короткий рассказ.

– заполнить пропуски в предложениях необходимыми выражениями и словами;

– определить неверные и верные утверждения. Пересказать текст, используя прием «снежный ком».

– собрать части текста в логической последовательности, а затем пересказать его.

  1. На последемонстрационном этапе стоит обратить внимание на различные виды пересказа.

– Например, учащимся необходимо внимательно посмотреть эпизод из видеофильма без звукового сопровождения, обращая внимание на жесты и мимику конкретного героя. После этого ученику необходимо повторить жесты и мимику героя и постараться дать их интерпретацию.

– сделать пересказ в форме диалога или интервью;

– назвать основную проблему, представленную в видеофильме, и прокомментировать ее, сравнив с ситуацией в своей стране.

Таким образом, видеоматериалы оказывают огромное влияние на эмоциональную сферу обучающихся, активизируют все виды речевой деятельности, способствуют развитию памяти и внимания. Применяя различные материалы на аутентичном языке, можно значительно разнообразить процесс обучения, внести оригинальность в ход урока, а значит увеличить мотивацию школьников к совершению устных иноязычных высказываний.

Литература:

1. Разинькина Г. Г. Работа с аутентичным текстом на уроке английского языка // Иностранные языки в школе. 2019. № 4. С. 38–39.

2. Widdowson G. Aspects of Language Teaching. — Oxford: Oxford University Press, 2017. 321 р.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный