Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания
Авторы: Коваленко Наталья Юрьевна, Швецова Анжелика Степановна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XXVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, апрель 2022)
Дата публикации: 01.04.2022
Статья просмотрена: 155 раз
Библиографическое описание:
Коваленко, Н. Ю. Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания / Н. Ю. Коваленко, А. С. Швецова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 12-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/434/17069/ (дата обращения: 22.11.2024).
В статье авторы выясняют возможности подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.
Ключевые слова: русский язык, итоговое собеседование, коммуникативная компетенция, гуманитарный цикл, правила ведения диалога, уроки истории и обществознания
Итоговое собеседование по русскому языку проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 г. № 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52 953).
Концептуальные подходы к формированию КИМ для итогового собеседования по русскому языку определялись спецификой предмета в соответствии с ФГОС. Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся — умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).
Если сопоставить требования к сформированности коммуникативной компетенции с планируемыми результатами, например, по русскому языку, истории и обществознанию, то получим следующие совпадения:
Русский язык |
История |
Обществознание |
Оценивать успешность ситуации общения |
Следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности |
|
Слушать собеседника, уважая и проявляя толерантность к чужому мнению |
Работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д. |
|
Аргументировать и отстаивать собственное мнение, не нарушая норм приличия. |
Собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога) |
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. |
Общаться самостоятельно, вступая в контакт с собеседником учитывая его особенности (возраст, статус и т.д.) |
Логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно |
Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств |
Владеть формами диалога и монолога |
Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ |
Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога |
Избегать конфликтов и грамотно разрешать их при возникновении |
||
Стимулировать собеседника к продолжению общения |
Основная проблема собеседования для учащихся — влияние непривычной обстановки. Современным детям не так часто приходится отвечать устно «на публику»», которая еще и записывает ответ ученика, иногда даже два раза. Хорошо подготовленным старшеклассникам все эти задания кажутся простыми, но ребятам с низким уровнем подготовки или тем, для кого русский язык не является родным, кажется, что они сложные и непонятные. И само слово «экзамен» (а для 9-классников он фактически становится первым «официальным» экзаменом в жизни) становится непреодолимым психологическим препятствием, к сожалению, иногда еще складывается такая обстановка, когда учителя «пугают» учащихся недопуском к остальным экзаменам ОГЭ из-за плохо сданного собеседования, что также не способствует успешной подготовке.
Сегодняшний выпускник должен обладать не только базовым уровнем традиционной грамотности, но и умением анализировать, запоминать, синтезировать, суммировать и оценивать содержание информации, поэтому курсу русского языка и литературы, обществознания и истории отводится ведущая роль в формировании коммуникативной компетенции, поэтому мы считаем, что формирование коммуникативной компетенции — это одно из основных направлений и целей вышеназванных предметов. Следовательно, обучение обучающегося вежливому, корректному общению — одна из главных задач предметов «Русский язык» и «Литература», а предметы «История» и «Обществознание» дают материал к размышлению, предлагают темы для монологических выступлений и дискуссий, предоставляют учащимся широкий спектр вопросов и проблем для обсуждений.
Поэтому закономерно задать вопрос: можно ли готовиться к Итоговому собеседованию на других уроках, например, гуманитарного цикла? Если да, то какие методические приемы целесообразно использовать?
При отборе содержания материалов усилено внимание к формированию этнокультуроведческой компетенции, которая включает в себя: сведения о языке как национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа и основные нравственные ценности; представления о связях языка с национальными традициями народа; осознание учащимися красоты, выразительности и эстетических возможностей родной речи. К сожалению, для текста подбирается информация, которая не упоминается ни на уроках истории, ни на обществознании.
Участвуя ежегодно в собеседовании в качестве и собеседника, и эксперта, мы заметили следующие проблемы, которые можно частично нивелировать на уроках других предметов гуманитарного цикла:
1) орфоэпические (несмотря на проставленные в тексте ударения);
2) искажения слов и фамилий;
3) фактические ошибки;
4) чтение текста «без запятых и точек», то есть неумение интонировать речь, делать паузы;
5) явные трудности учащиеся испытывают при склонении числительных (традиционно сложная тема на уроках русского языка)
6) «додумывание» слов и предложений, что мешает не только правильному чтению текста в 9 классе, но и затрудняет выполнение тестовой части ЕГЭ, поскольку эффект «радостного узнавания», как называют его психологи», не позволяет до конца дочитать текст или задание, формируя в сознании окончание слов, текста или задания;
7) значительные культурологические пробелы в знаниях учащихся, не знающих многих известных исторических деятелей, ученых, путешественников, музыкантов, военачальников, и потому допускающих грубые фактические ошибки как в событиях личных, так и исторических. Например, непонимание реалий разных исторических эпох позволяет учащимся утверждать при пересказе текста о Александре Алексеевиче Ханжонкове, что тот привозил фильмы на флешках.
Чем же могут помочь уроки гуманитарного цикла? Учебники истории и обществознания, русского языка и литературы дают такую возможность: это и текст параграфов, и дополнительные материалы о исторических личностях и деятелях культуры. На уроках литературы, истории и обществознания можно больше внимания уделять следующим приемам работы:
1) чтение вслух;
2) краткий конспект в форме тезисов;
3) пересказ небольшого текста с предварительной домашней подготовкой и на уроке за ограниченное время;
4) работа над терминами, добиваясь не только знания значения, но и употребления в речи;
5) проведение дискуссии (монологическая речь, участие в диалоге);
6) составление вопросов по тексту;
7) выявление главного и второстепенного в тексте.
В конце хотелось бы сказать, что устное собеседование — это не то, чего стоит бояться. При системной подготовке на всех уроках (не только гуманитарного, но и физико-технического, естественнонаучного циклов) набрать необходимое количество баллов могут все. Читая и выделяя главную информацию текста, пересказывая параграф или лекцию учителя, отвечая на вопросы и создавая монологические тексты на уроках, учащийся автоматически осуществляет подготовку ко всем заданиям собеседования. Также учитель должен быть сам образцом речевого поведения, транслировать это на уроках. Кстати, это касается не только учителей русского языка. Навыками публичных выступлений, в том числе с точки зрения работы с интонацией, должны обладать все учителя — от историка до физика. Если учащемуся сложно строить тексты на учебные темы (чаще всего это связано с тем, что русский язык не является родным для ученика), то для начала можно учиться говорить даже на бытовые темы, при этом соблюдая правила орфоэпии и грамматики, чтобы выработать правильное восприятие звучащей речи, ведь по сути любой разговор поможет развивать эмоциональную и речевую сферу ребенка, поможет ему быть более уверенным, интересным, ярким собеседником.
Ключевые слова
коммуникативная компетенция, русский язык, итоговое собеседование, гуманитарный цикл, правила ведения диалога, уроки истории и обществознанияПохожие статьи
Подготовка к итоговому собеседованию и письменным заданиям ОГЭ по русскому языку: применение интегрированных упражнений
В статье автор предлагает использовать для подготовки к письменным заданиям ОГЭ и итоговому собеседованию интегрированные упражнения, позволяющие комплексно развивать речевые навыки.
Особенности работы с текстом по специальности на занятиях по РКИ на продвинутом этапе
В статье рассматриваются особенности обучения специальной лексике и формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции, предлагается вариант проведения занятия с иностранными обучающимися, которые владеют РКИ на втором сертифика...
Совершенствование лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования
В работе автор исследует вопросы совершенствования лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования.
К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на формулирование вопросов устной части ЕГЭ по английскому языку
В статье рассматриваются особенности ЕГЭ по иностранному языку как формы итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов, анализируется учебное пособие, способствующее подготовке к заданию на формулирование вопро...
Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)
Предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.
Текст-биография на уроке русского языка как иностранного
В статье представлена модель урока РКИ на основе текстов биографического характера. Рассмотрена последовательность работы с текстами такого типа. Статья адресована преподавателям русского языка как иностранного, а также всем, изучающим русский язык.
Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах
В статье автором рассматривается творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах. Определено понятие творческого диктанта и этапы его написания. Сделан вывод, ...
Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов
В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...
Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
В статье автор пытается раскрыть особенности использования метапредметного подхода в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку в условиях реализации ФГОС.
Реализация индивидуальных учебных планов углубленного изучения английского языка на примере 10-го класса
В статье авторы делятся опытом реализации индивидуальных учебных планов углубленного изучения английского языка в рамках профильного обучения на примере первого года обучения.
Похожие статьи
Подготовка к итоговому собеседованию и письменным заданиям ОГЭ по русскому языку: применение интегрированных упражнений
В статье автор предлагает использовать для подготовки к письменным заданиям ОГЭ и итоговому собеседованию интегрированные упражнения, позволяющие комплексно развивать речевые навыки.
Особенности работы с текстом по специальности на занятиях по РКИ на продвинутом этапе
В статье рассматриваются особенности обучения специальной лексике и формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции, предлагается вариант проведения занятия с иностранными обучающимися, которые владеют РКИ на втором сертифика...
Совершенствование лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования
В работе автор исследует вопросы совершенствования лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования.
К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на формулирование вопросов устной части ЕГЭ по английскому языку
В статье рассматриваются особенности ЕГЭ по иностранному языку как формы итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов, анализируется учебное пособие, способствующее подготовке к заданию на формулирование вопро...
Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)
Предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.
Текст-биография на уроке русского языка как иностранного
В статье представлена модель урока РКИ на основе текстов биографического характера. Рассмотрена последовательность работы с текстами такого типа. Статья адресована преподавателям русского языка как иностранного, а также всем, изучающим русский язык.
Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах
В статье автором рассматривается творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах. Определено понятие творческого диктанта и этапы его написания. Сделан вывод, ...
Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов
В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...
Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
В статье автор пытается раскрыть особенности использования метапредметного подхода в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку в условиях реализации ФГОС.
Реализация индивидуальных учебных планов углубленного изучения английского языка на примере 10-го класса
В статье авторы делятся опытом реализации индивидуальных учебных планов углубленного изучения английского языка в рамках профильного обучения на примере первого года обучения.