Применение квест-технологий как средства формирования представлений о правилах дорожного движения у дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Богуцкая, И. В. Применение квест-технологий как средства формирования представлений о правилах дорожного движения у дошкольников / И. В. Богуцкая, С. В. Авербух, О. В. Черных. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/434/17055/ (дата обращения: 25.04.2024).



Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Самые распространенные причины возникновения аварийных ситуаций с участие детей — это переход детей проезжей части в неустановленном для этого месте или неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортных средств, (38 % и 25 % соответственно всех дорожно-транспортных происшествий по причинам нарушения детьми правил дорожного движения).

Проблема безопасного дорожного движения в последние года стоит остро, это связано с огромным приростом автомобилей и недостаточной дисциплинированностью участников дорожного движения, слабой культурой безопасного поведения на дороге. Изучением проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, определением системы работы по формированию правил дорожного движения, воспитанием осознанного безопасного поведения на дороге, применение различных форм и методов деятельности в дошкольной образовательной организации занимались отечественные ученые и педагоги: Н. Н. Авдеева, Е. П. Арнаутова, К. Ю. Белая, Т. И. Гризик, Э. Я. Степаненкова [1].

Поэтому главной задачей дошкольной организации является создание педагогических условий по формированию представлений о правилах дорожного движения у дошкольников . С целью развития умений дошкольников применять полученные знания в практической деятельности.

В настоящее время является актуальным поиск современных технологий, которые эффективно влияют на формирование представлений о правилах дорожного движения у дошкольников , воспитание личности, владеющей правилами безопасного поведения. В соответствии с ФГОС ДОО специфика организации образовательного процесса проявляется в том, что образовательная деятельность ребенка дошкольного возраста проходит с помощью применения разнообразных видов детской деятельности или их интеграцию. Выбор форм и методов деятельности педагоги осуществляют самостоятельно, это зависит от контингента детей, уровня освоения образовательной программы и решения конкретных образовательных задач.

В век информационных технологий, социализации и индивидуализации образования дошкольников необходимо обновить содержание дошкольного образования и привнести в педагогический процесс инновационные формы образовательной деятельности с дошкольниками. В современном мире популярность набирают приключенческие игровые квесты. У дошкольников вызывают огромный интерес квест-игры, поэтому специалисты ДОО активно применяют в своей педагогической деятельности современные квест- технологии.

Квесты рассматривается как инновационная форма организации образовательной деятельности дошкольников в дошкольной организации, так как она развивает активную, деятельностную позицию дошкольника в процессе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды [2].

В течение многих лет в нашем детском саду ведется целенаправленная деятельность, направленная на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Система педагогической работы по данной проблеме строится поэтапно:

  1. Подготовительный этап. Цель: создание условий для использования квест-технологий, как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у дошкольников: предметно-пространственная среда и подготовка методического обеспечения.

На данном этапе проводятся следующие формы работы с педагогами: мастер-класс «Квест как инновационная модель обучения», семинар-практикум «Использование современного образовательного оборудования при организации квест-игры, как одной из форм повышения познавательной активности детей».

На подготовительном этапе была обогащена предметно-развивающая среда, подобраны материалы и оборудования для ознакомления дошкольников с ПДД, в соответствии с возрастом детей. Изменения в РППС, в зависимости от заданной темы квестов, создаются на много раньше их проведения, привлекая к этому самих дошкольников и их родителей, что в свою очередь помогает поддержать к продуктивной деятельности постоянный интерес и способствует поддержанию наблюдательности у детей [3].

  1. Основной этап. Цель: познакомить детей с правилами дорожного движения, дать представления о разновидностях транспорта; формировать умение различать, понимать, правильно реагировать на сигналы светофора, формирование интереса к изучению правил дорожного движения посредством квест-игр.

Реализация основного этапа проходила в соответствии с тремя модулями: ребёнок — пешеход; ребёнок — пассажир; ребёнок — водитель (велосипед, самокат и т. д.). В соответствии с модулями были использованы различные квест-игры, которые проводились 1–2 раза в неделю, в них были включены разнообразные формы и методы работы с дошкольниками.

Модуль: ребенок-пешеход включает в себя формы работы, направленные на воспитание грамотного пешехода: игровые тренинги, с разыгрыванием определенных ситуаций, которые происходят с пешеходами, с включением сказочных персонажей; экскурсии, игры на макете, игры-минутки, игровые ситуации. Применялись информационно-коммуникационные технологии, использовались видеоматериалы, подготовкой которых занималась творческая группа педагогов МБДОУ. Для систематизации представлений о правилах дорожного движения использовались различные компьютерные программы WindowsMedia, которые позволяют демонстрировать дошкольникам обучающие мультфильмы. Для закрепления представлений детей о сигналах светофора, и дорожных знаках, была проведены квест-игры «На помощь Светофорчику!». «Детям знать положено правила дорожные!» [4].

Модуль: ребёнок — пассажир, направлен на закрепление правил поведения в транспорте. В данный модуль включены следующие формы работы: ситуация общения «Я и Автокресло», «Поездка в автобусе», игра «Пристегни ремни», проблемная ситуация «Что случиться если…» Была проведена квест-игра «Загадки Самокатова». В процессе игрового сюжета дошкольники по очереди передвигались по остановкам (этапам), при этом им необходимо было решить разнообразные задания (поисковые, активные, творческие, логические и пр.) [5].

Модуль: ребёнок — водитель, направлен на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. В данном модули были проведены следующие формы работы: подвижные игры, дидактические игры; обыгрывание ситуаций.

  1. Заключительный этап. Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах по ПДД и по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

На данном этапе была организована работа с родителями. Педагоги тесно сотрудничали с родителями (законными представителями), были разработаны циклы консультации разнообразной тематики, оформлены стенды с планируемыми мероприятиями и фотографиями проведенных мероприятий, проводятся дистанционные родительские собрания, привлекаются родители к совместной деятельности через мероприятия (совместные квест-игры, конкурсы, фестивали, и т. д.).

Таким образом, использование квест-технологий в образовательном процессе дошкольной организации с детьми дошкольного возраста и их родителями позволяет сформировать у дошкольников навыки безопасного дорожного движения. Все вышеуказанные формы взаимодействия способствовали вовлечению детей и их родителей в систему работы по формированию представлений о правилах дорожного движения у дошкольников .

Литература:

  1. Авдеева, Н. Н. Стеркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. — М.: ООО «Издательство АСТ — ЛТД», 2016. — 96 с.
  2. Гавришова, Е. В. Квест — приключенческая игра для детей //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2019 — № 10. — С.23–25.
  3. Мальцева, Е. А. Организация работы по профилактике ДТП с детьми в дошкольном учреждении. — М.: Дошкольное воспитание. — 2017. — №. 11. — С.41–51.
  4. Киселок, У. Н. Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4. — С. 68–69.
  5. Шило, Т. В. Использование квест-технологий в формировании основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации. — Казань: Молодой ученый, 2019. — С.34–38.