Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Экспериментальное исследование обучения грамоте дошкольников с детским церебральным параличом

7. Дефектология
6
Поделиться
Библиографическое описание
Страха, Е. А. Экспериментальное исследование обучения грамоте дошкольников с детским церебральным параличом / Е. А. Страха. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/431/16886.


Цель констатирующего этапа эксперимента — выявление особенностей обучения грамоте дошкольников с ДЦП.

Эксперимент проводился на базе МАДОУ детский сад № 9. В исследовании приняли участие 4 детей с ДЦП.

В процессе исследования решались следующие задачи:

— подобрать диагностические методики для выявления особенностей обучения грамоте дошкольников с ДЦП;

— провести эмпирическое исследование особенностей обучения грамоте дошкольников с ДЦП;

— проанализировать результаты исследования особенностей обучения грамоте дошкольников с ДЦП.

Исследование построено на основе следующих принципов [4, 10]: системность, развитие, наглядность, доступность, индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Наше исследование включало несколько блоков: исследование состояния фонематических процессов, диагностика уровня развития мелкой моторики, определение уровня развития пространственных представлений, определение уровня графических навыков (диагностический лист — приложение).

С целью исследования состояния фонематических процессов была использована диагностическая методика О. Б. Иншаковой [4]. Дошкольникам с ДЦП были предложены следующие задания: выделить первый звук в слове, посчитать количество звуков, придумать слово на заданный звук.

Для диагностики уровня развития мелкой моторики применялись пробы Н. И. Озерецкого и Н. И. Гуревич, в рамках которых дошкольникам с ДЦП предлагалось выполнить следующие упражнения: «Обводим кисти рук», проба «Ребро-кулак-ладонь».

Определение уровня развития пространственных представлений состоит из двух блоков: зрительно-пространственный гнозис и слухомоторная координация.

Для исследования зрительно-пространственного гнозиса использовались следующие задания: узнавание предметов по контуру, различение наложенных изображений, различение основных направлений пространства относительно собственного тела.

Уровень слухомоторной координации определялся при помощи воспроизведения ритма по слуховому образцу.

Определение развития графического навыка представляло собой выполнение штриховок и рисование линий.

Перейдем к анализу полученных фактических данных, представленных на гистограммах (рисунки 1-4). На рисунке 1 представлены результаты исследования состояния фонематических процессов у дошкольников с ДЦП.

Результаты исследования состояния фонематических процессов у дошкольников с ДЦП

Рис.1. Результаты исследования состояния фонематических процессов у дошкольников с ДЦП

В рамках исследования уровня развития фонематического восприятия было выявлено, что 60 % дошкольников с ДЦП имеют низкий уровень развития данного процесса, 40 % — средний уровень. Высокий уровень в данной выборке не выявлен.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у дошкольников с ДЦП отмечаются трудности различения фонем.

В рамках исследования уровня сформированности фонематического анализа было выявлено, что у 70 % дошкольников с ДЦП низкий уровень сформированности данного процесса, у 30 % — средний уровень. Высокий уровень в данной выборке не выявлен.

Полученные данные свидетельствуют о том, что дети с ДЦП испытывают затруднение при необходимости выделения заданных фонем в речевом потоке, что проявляется в назывании слогов или несколько звуков или повторе слова целиком.

В рамках исследования уровня сформированности фонематического синтеза были получены следующие результаты: у 70 % дошкольников с ДЦП выявлен низкий уровень сформированности данного процесса, у 30 % — средний. Высокий уровень в данной выборке не выявлен.

Дети повторяют последовательность звуков, не синтезируя ее в слово.

В рамках исследования уровня сформированности фонематических представлений было выявлено, что у 85 % дошкольников с ДЦП низкий уровень сформированности данного процесса, у 15 % — средний уровень. Высокий уровень в данной выборке не выявлен.

Часть детей справляется с подбором слов на заданный гласный звук, однако с заданием на подбор слова на согласный звук не справился ни один испытуемый.

Исходя из результатов, полученных в рамках данного блока можно сделать вывод о том, что дети данной категории испытывают значительные трудности при необходимости проанализировать звуковой состав слова, что обусловлено как наличием речевых нарушений, так и особенностями развития высших психических функций при ДЦП.

На рисунке 2 представлены результаты диагностики уровня развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП.

Результаты диагностики уровня развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП

Рис.2. Результаты диагностики уровня развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП

При проведении пробы Н. И. Озерецкого были получены следующие результаты: у 70 % дошкольников с ДЦП выявлен низкий уровень выполнения данной пробы, у 30 % — средний. Высокий уровень в данной выборке не выявлен.

При выполнении данной пробы у детей отмечаются многочисленные синкинезии.

При проведении пробы «Ребро-кулак-ладонь» были получены следующие результаты: у 85 % выявлен низкий уровень выполнения данной пробы, у 15 % — средний. Высокий уровень в данной выборке не обнаружен.

Отмечаются затруднения при переключении позы, отмечались частые персеверации.

Результаты, полученные в рамках данного блока свидетельствуют о том, что мелкая моторика у детей данной категории существенно нарушена.

На рисунке 3 представлены результаты исследования уровня развития пространственных представлений у дошкольников с ДЦП.

Результаты исследования уровня развития пространственных представлений у дошкольников с ДЦП

Рис. 3. Результаты исследования уровня развития пространственных представлений у дошкольников с ДЦП

В рамках исследования зрительно-пространственного гнозиса были получены следующие результаты: у 65 % испытуемых выявлен низкий уровень, у 35 % — средний. Высокий уровень в данной выборке не обнаружен.

У детей отмечаются трудности анализа наложенных изображений, ошибки при определении положения предмета в пространстве.

В рамках исследования уровня слухомоторной координации было выявлено, что у 60 % дошкольников с ДЦП низкий уровень у 40 % — средний.

У детей отмечаются многочисленные ошибки при попытке воспроизвести заданный ритм.

На рисунке 4 представлены результаты исследования уровня сформированности графических навыков у дошкольников с ДЦП.

Результаты исследования уровня сформированности графических навыков у дошкольников с ДЦП

Рис. 4. Результаты исследования уровня сформированности графических навыков у дошкольников с ДЦП

При исследовании умения штриховать у дошкольников с ДЦП были получены следующие результаты: у 80 % испытуемых выявлен низкий уровень, у 20 % — средний уровень. Высокий уровень в данной выборке не обнаружен.

Дошкольники с ДЦП затрудняются при выполнении штриховки: линии кривые, разнонаправленные, отображают напряжение руки — кисть при выполнении дрожит, поэтому линии неровные.

При исследовании умения проводить линии у дошкольников с ДЦП были получены следующие результаты: у 80 % испытуемых выявлен низкий уровень, у 20 % — средний уровень. Высокий уровень в данной выборке не обнаружен.

Дети с двигательными нарушениями затрудняются при необходимости провести прямую линию — линия прерывистая, неровная. Кроме того, дошкольники с ДЦП быстро утомляются при выполнении графических проб, что объясняется повышенным напряжением мышц руки.

Таким образом, результаты, констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о том, что у дошкольников с ДЦП отмечаются нарушения всех функций, участвующих в обучении грамоте. Это обусловливает необходимость организации целенаправленной работы специалистов для своевременного обучения грамоте детей с данной патологией и профилактики нарушений письменной речи в период школьного обучения.

Литература:

  1. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие [Текст] / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2015.-115 с.
  2. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом [Текст] / Л.А. Данилова. – Л., 1977.
  3. Журова Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду [Текст] / Л.Е. Журова. – М.: Вентана-Граф, 2014.-128 с.
  4. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2018.-с.3-270 с.
  5. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП [Текст]: учеб.-методич. пособие для логопедов и дефектологов / И.А. Смирнова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-с.54-77
  6. Ткаченко Т.А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте [Текст] / Т.А. Ткаченко. — М., 2003.- с.46-73
  7. Бабенкова Р.Д. Комплекс гимнастических упражнений по подготовке руки к письму [Текст] / Р.Д. Бабенко.- М.,2013.-156 с.
  8. https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/obuchenie-gramote-doshkolnikov.html (дата обращения 28.0.2021)
  9. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/02/12/podgotovka-k-obucheniyu-gramote-detey-doshkolnogo (дата обращения 25.02.2021)
  10. https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library (дата обращения 4.03.2021) 19. https://infourok.ru/konspekti-zanyatiy-po-obucheniyu-gramote-v-podgotovitelnoy-gruppe-571243.html (дата обращения 15.03.2021) 20. http://pedlib.ru/Books/2/0049/index.shtml?from_page=1 (дата обращения 21.03.2021)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный