Влияние образования на роль женщины в современном обществе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

XXIV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2022)

Дата публикации: 08.03.2022

Статья просмотрена: 264 раза

Библиографическое описание:

Терехова, Н. Н. Влияние образования на роль женщины в современном обществе / Н. Н. Терехова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 12-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/428/17033/ (дата обращения: 25.04.2024).



Ключевые слова: женское образование, женщина, время, мужчина

Судьба государства всегда находится в руках образованных граждан. Наших ученых, писателей и поэтов, политических деятелей, космонавтов, художников, артистов, музыкантов, педагогов знает весь мир, но мало кто придает значение тому, что немалая часть среди этих выдающихся личностей — женщины. Вопрос о положении и роли женщин обществе, согласно отчету департамента по экономическим вопросам Организации объединенных наций, по своей важности занимает второе место, уступая лишь глобальным эколого-экономическим проблемам современности [4].

Стремление женщин к равноправию имеет многовековую историю. На протяжении многих столетий главным, а, можно сказать, даже и основным предназначением женщины было ведение домашнего хозяйства и продолжение рода. Женщина была атрибутом семьи и быта, и мысль о том, что она может играть куда более серьезную роль, чем поддержание семейного очага, просто не воспринималась всерьез. В настоящее время в развитых странах роль женщины не ограничивается выполнением домашней работы, заботой и уходом за детьми, их воспитанием и служением законному супругу. Теперь такая позиция постепенно устаревает, и женщины, все еще выбирающие ее, воспринимаются как сторонницы консервативных убеждений.

Одной из ключевых причин изменения роли женщины в современном обществе является изменения отношения к женскому образованию и последовавший за этим рост числа образованных женщин. Так, если говорить, о нашей стране, то сейчас обучение женщин в институтах, университетах и академиях стало обычным явлением, однако, для этого для этого женскому образованию пришлось преодолеть огромный путь, полный различных проблем и сложностей, который хочется вспомнить накануне Международного женского дня.

Первые упоминания о женском образовании в России относятся к XI веку. В школе для молодых девушек княжны Анны Всеволодовны, созданной при Андреевском женском монастыре согласно источнику «младых девиц обучали писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят» [5]. О существенном развитии образования в этот период говорить не приходится, поскольку длительный период татаро-монгольского Ига, затормозил развитие российского государства.

Действительно серьезной и достаточно успешной попыткой начала женского образования в России принято считать 1764 год — в Санкт-Петербурге по поручению великой Екатерины II открывается Смольный институт «Воспитательное общество благородных девиц». По уставу, обучение там длилось 12 лет. Девушки изучали русскую словесность, географию, арифметику, историю, иностранные языки, музыку, танцы, рисование, светские манеры и различные виды домоводства [5].

Галактионов С. Ф. Смольный институт. Литография [3]

Рис. 1. Галактионов С. Ф. Смольный институт. Литография [3]

Мариинское женское училище, открытое в 1858 году в Петербурге для девушек из всех сословий, стало первым в Российской империи женским средним учебным заведением.

Бестужевские и Высшие женские медицинские курсы в Санкт-Петербурге, открытые в конце XIX века и явились результатом работы женских инициативных групп, добивавшихся возможности беспрепятственно получать высшее образование [2].

Это основные вехи в развитии женского образования, повлекшие усиление роли женщин в обществе, рост их самостоятельности и влияния. С установлением советской власти система образования была реформирована. Для женщин стали доступны все виды образования. Между женщинами и мужчинам установилось равноправие. Эта тенденция существует и по сей день. В настоящее время в высших учебных заведениях обучается множество девушек, и абсолютно нормальным считается получение ими специальностей, считавшихся прежде мужскими. Время доказало, что женщина может вершить великие дела с мужчинами на равных, а иногда даже лучше их.

Сегодня все в руках женщины

Рис. 2. Сегодня все в руках женщины

В процессе развития гражданского общества происходит неизбежное изменение ролей женщин и мужчин. Незыблемая прежде модель семьи «мужчина — добытчик и кормилец» меняется на глазах. Растет популярность модели, в которой женщина так же, как и мужчина, отдает приоритет карьере, стараясь совместить ее с семьей, уделяя им равное количество своего внимания и времени. В семейной жизни мужчина и женщина становятся равноправными партнерами. Не без удовольствия современная женщина примеряет на себя еще одну новую роль — руководителя. Руководящие должности долгое время были уделом мужчин, но, сегодня эта тенденция существенно меняется [1]. Примеры этому можно увидеть в различных сферах: медицине, науке, политике, армии. Острый ум, коммуникабельность, дипломатичность, рассудительность и находчивость женщины, хорошая интуиция делает ее великолепным руководителем и лидером, успешным главой любой организационной структуры. Несмотря на то, что мощь женского разума и влияние женщин во многих сферах научно-политической жизни общества по-прежнему недооцениваются: женщины остаются в тени, их заслуги не привлекают такого внимания, как заслуги мужчин, активное участие женщин как в политической, так и в экономической жизни общества в настоящее время — это не прихоть, а объективная необходимость, обусловленная глобальными социально-экономическими процессами и являющаяся движущей силой и залогом развития общества.

Литература:

  1. Женщина в современном мире. — Текст: электронный // Политграмота: [сайт]. — URL: https://polit-gramota.ru/istoriya/jenshina-v-sovremennom-mire (дата обращения: 04.03.2022).
  2. Женское образование в России: вчера, сегодня, завтра. — Текст: электронный // XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019: [сайт]. — URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018012463 (дата обращения: 04.03.2022).
  3. Смольный институт благородных девиц. — Текст: электронный // Википедия. Свободная энциклопедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A1 %D0 %BC %D0 %BE %D0 %BB %D1 %8C %D0 %BD %D1 %8B %D0 %B9_ %D0 %B8 %D0 %BD %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B8 %D1 %82 %D1 %83 %D1 %82_ %D0 %B1 %D0 %BB %D0 %B0 %D0 %B3 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B4 %D0 %BD %D1 %8B %D1 %85_ %D0 %B4 %D0 %B5 %D0 %B2 %D0 %B8 %D1 %86#/media/ %D0 %A4 %D0 %B0 %D0 %B9 %D0 %BB:Galaktionov_Smolny_institute_1823.jpg (дата обращения: 04.03.2022).
  4. Трансформация роли женщины в современном обществе: в семье и на работе. — Текст: электронный // PassionForum: [сайт]. — URL: https://www.passionforum.ru/posts/126821-transformacija-roli-zhenschiny-v-sovremennom-obschestve-v-seme-i-na-rabote.html (дата обращения: 04.03.2022).
  5. Уланов, Ф. История женского образования в России / Ф. Уланов. — Текст: электронный // Российский учебник: [сайт]. — URL: https://rosuchebnik.ru/material/istoriya-zhenskogo-obrazovaniya-v-rossii/ (дата обращения: 04.03.2022).