Образовательный проект «Логодорожки на нашем окошке» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Белокурова, М. А. Образовательный проект «Логодорожки на нашем окошке» / М. А. Белокурова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 27-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/425/16997/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор предлагает проведение логопедических занятий у окна логопедического кабинета, на котором располагаются созданные педагогом и детьми изображения.

Ключевые слова: развитие речи, окно, старшие дошкольники, логодорожки.

«Логодорожки на нашем окошке» — это образовательный проект, возникший из традиции нашего детского сада украшать окна перед новогодними праздниками. Для названия для быстрого запоминания подобраны рифмующиеся слова. Изначально проект назывался «Звуковые дорожки на нашем окошке», но от слова «звуковые» пришлось отказаться из-за его связи с миром музыки, которая не прослеживается в данном проекте.

Идея заключается в том, что работа по развитию речи и коррекции звукопроизношения переносится из-за привычных столов к окну логопедического кабинета, на котором располагаются дидактические материалы.

Цель проекта — повысить заинтересованность детей в логопедической работе, разнообразить работу по развитию речи и коррекции звукопроизношения.

Задачи :

— подготовить дидактические материалы, которые возможно разместить на окне логопедического кабинета;

— привлечь детей к процессу украшения окна в ходе подготовки к новогодним праздникам и одновременно показать им то, что созданное украшение можно использовать на логопедических занятиях;

— создать перечень заданий с использованием расположенных на окнах дидактических пособий.

Ожидаемый результат — повышение заинтересованности детей в логопедических занятиях и, как следствие, более прочное усвоение материала, снижение утомляемости детей на занятиях.

Участники проекта — учитель-логопед и воспитанники старшей группы комбинированной направленности, имеющие заключения ПМПК о выявлении ограниченных возможностей здоровья, обусловленных общим недоразвитием речи (II и III уровней).

Можно выделить три этапа реализации проекта.

  1. Подготовительный — изучение учителем-логопедом практики новогоднего украшения окон другими педагогами, создание наброска будущего окна в логопедическом кабинете, подготовка материалов для украшения, частичное украшение (изображение ели, приклеенный снег, фигуры детей и Деда Мороза, сосульки, сани, снежинки в верхней части окон).
  2. Основной — работа с детьми: постановка проблемы, обсуждение возможной помощи детей, раскрашивание веточек — деревьев белой гуашью, наклеивание следов животных, снежинок в нижней части окна, снеговика, украшений на нижней части ели, дорожек для саней. Проведение логопедических занятий, как фронтальных, так и индивидуальных. На этом же этапе был написан перечень заданий, поскольку дети внесли несколько изменений в первоначальный набросок проекта.
  3. Завершающий — оформление результатов, презентация проекта.

Результаты проекта — не только украшенное окно логопедического кабинета, но и созданное детьми с помощью логопеда дидактическое пособие для проведения занятий.

Сильные стороны проекта :

— ориентация на здоровьесберегающие технологии, что особенно важно при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, — дети не сидят за столами, а стоят у окна, могут потянуться к тем изображениям, которые находятся чуть выше их роста — это можно рассматривать как своеобразную физкультминутку, могут опереться на подоконник, что не возбраняется, потому что практически не влияет на качество усвоения материала; могут сделать гимнастику для глаз, что предусмотрено предлагаемыми заданиями (дети часто переводят глаза с одного объекта на окне на другой, а также смотрят то на окно, то на объекты за ним, что способствует профилактике нарушений зрения); таким образом, дети находятся в более удобном для себя положении, у них нет необходимости длительное время быть в практически неподвижном состоянии;

— работа у окошка воспринимается как игра, что усиливает положительные эмоциональные реакции детей;

— задействованы слуховой, зрительный и двигательный анализаторы;

— возможность работы над несколькими лексическими темами и «нескучной» автоматизации свистящих и сонорных звуков (преимущественно с помощью дорожек из кружков, следов, снежинок, что и дало название всему проекту);

— использование небольшого по объёму дидактического материала для достижения многих целей логопедической работы.

Определённой трудностью стало то, что в случае повторения проекта, многое необходимо делать заново (изображения на окнах, часть наклеек, которые не наклеиваются повторно). Но педагог в таком случае может использовать фотографии (для точного воспроизведений удачных изображений) и помощь детей.

Критериями оценки работы участников стала заинтересованность детей, их активное посильное участие, многообразные возможности для работы по развитию речи с помощью изготовленного дидактического пособия.

Возможными перспективами являются:

— создание подобных логодорожек на окошках по другим лексическим темам, например «Весна», «Лето», «Осень» как наиболее ёмких для развития речи;

— создание дорожек только для коррекции звукопроизношения (дорожки из листьев, капелек, цветов, следов животных и птиц, автомобилей, самолётов, овощей, фруктов и т. д.)

Описание проекта

В декабре учитель-логопед создаёт эскиз будущих логодорожек. Наносит изображения и наклеивает наклейки на те части окна логопедического кабинета, до которых не могут достать дети.

Далее на логопедическом занятии демонстрирует детям логопедической группы изображения, подводит детей к постановке проблемы : «Что дети могут сделать сами, чтобы заполнить свободные места на окне?»

Логопед показывает детям, что с помощью уже нанесённых изображений можно проводить занятие, предлагает детям сделать занятия ещё более интересными с помощью изображений, выполненных детьми, показывает приготовленные материалы, с которыми можно работать.

Дети проявляют инициативу в выборе подготовленных материалов и предлагают украсить ёлку гирляндами из огоньков-наклеек, свернуть для ёлки «шарики» из бумаги для квиллинга, из этой же бумаги сделать дорожку для Деда Мороза и его саней, наклеить снежинки, следы зверей, закрасить веточки белой гуашью, чтобы они стали похожи на зимние деревья. С помощью логопеда дети выполняют эту работу.

Материалы, необходимые для реализации проекта:

— белая гуашь, широкая кисть (для ёлки и сосулек), тонкие кисти по количеству детей (для закрашивания веток — «деревьев»);

— наклейки на окна: сосульки, снежинки, снеговик, Дед Мороз, сани, огоньки на ёлку, следы животных (готовые или вырезанные из самоклеящейся плёнки);

— полоски бумаги для дорожки в лесу и дорожек для саней;

— бумага для квиллинга и нитки для изготовления шаров на ёлку;

— ажурная ткань для сугробов внизу окна, мыло для её крепления;

— напечатанные изображения детей.

Изображения сгруппированы преимущественно так, что левая часть окна даёт возможность автоматизировать произношение звука [с], средняя — звуков [л, л’], правая — звуков [р, р’].

Изображения могут быть использованы как на целом фронтальном занятии, так и на его части. Дают возможность для работы над такими лексическими темами, как «Зима», «Зимние забавы», «Новый год», «Одежда», частично — «Дикие животные зимой».

Проект может быть полезен на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях на этапе автоматизации свистящих и сонорных звуков в словах и предложениях, когда ребёнок легко воспроизводит артикуляционный уклад, чётко произносит звук изолированно и в слогах, как прямых, так и обратных, а также со стечением согласных. То есть на том этапе, который несмотря на большую предварительную работу требует не меньшего внимания логопеда, самоконтроля ребёнка и времени на качественную работу.

Большая часть изображений предназначена для того, чтобы ребёнок проводил по ним пальчиком, нажимал на них (сугробы, снежинки, нижние ярусы гирлянды, дети на лыжах, коньках, со снежным комком и санками) — таким образом, в коррекционную работу наряду со зрительным и слуховым анализаторами включается анализатор двигательный, что важно в работе с детьми с ОВЗ.

Также несомненна роль данного проекта в развитии мелкой моторики детей. Как показала практика, самым трудным заданием оказалось задание приклеить наклейки, потому что предварительно надо было отклеить от них защитную плёнку.

До тех изображений, до которых ребёнок не может достать пальчиком, он достаёт указкой. Здесь «срабатывает» момент взрослости и ответственности, потому что указка на логопедических занятиях доверяется детям в самых важных случаях.

Проект предназначен для работы в зимнее время, поэтому изображения остаются на окне до конца февраля.

Возможно, окно с логодорожками оказывается не таким нарядным и ярким, как, например, окно, украшенное вытынанками или печатными блестящими новогодними украшениями, но для детей оно дорого вложенным с него своим трудом, а для логопеда — дидактическим потенциалом при сравнительно простом исполнении.

Изображение выглядит как внутренний, мебель

Автоматически созданное описание

Задания для развития речи с использованием проекта «Логодорожки на нашем окошке»

  1. Лексика и грамматика.
  1. Назови, что видишь на окне:

— звук [с]: снег, снегопад, снежок, снежинка, снеговик, сугроб, санки, сани, следы, сосульки;

— звук [л]: лыжи, палки, жёлтые огоньки, (холод — дети могут произнести это слово после наводящего вопроса педагога);

— звук [л’]: лес, лёд, ледяной, льдинка, гирлянда, зелёные огоньки, колокольчик, ёлка (ель);

— звук [р]: Дед Мороз, дорожки, шары, подарки, горка, пурга, ветер, шарф, куртка, игрушки, красные огоньки;

— звук [р’]: деревья, варежки, (декабрь, январь, февраль, календарь — по наводящим вопросам педагога).

Фантазия педагога и задачи коррекционной работы могут внести дополнения в этот список слов.

  1. На какую тему эти изображения? Какие признаки зимы вы знаете? Какая зимой бывает погода? Как зимуют птицы? Как зимуют животные? Как одеваются люди зимой? Что делают дети зимой? (Беседа о зиме).
  2. «Семейка слов» (по изображениям и по памяти детей) к словам:

— снег — снегопад, снеговик, снегокат, снегирь, Снегурочка, снежок, снежинка, снежкодел, подснежник, снежный;

— лёд — ледышка, ледок, ледянка, ледяной, льдинка, гололёд, гололедица, наледь, ледник, ледниковый, ледокол, ледоход;

— ёлка — ёлочка, ель, еловый, ельник.

  1. «Один — много»:

— снежок — снежки, снежинка — снежинки, снеговик — снеговики, сугроб — сугробы, след — следы, сосулька — сосульки, санки — … (доступно для понимания обратить внимание детей на то, что слово «санки» употребляется только в форме множественного числа и не имеет формы единственного числа);

— палка — палки, жёлтый огонёк — жёлтые огоньки, холод — холода;

— льдинка — льдинки, лёд — льды, лес — леса, гирлянда — гирлянды, зелёный огонёк — зелёные огоньки, колокольчик — колокольчики, ёлка — ёлки;

— дорожка — дорожки, шар — шары, подарок — подарки, горка — горки, ветер — ветры, шарф — шарфы, куртка — куртки, игрушка — игрушки, красный огонёк — красные огоньки;

— дерево — деревья, варежка — варежки.

  1. «Большой — маленький»: снег — снежок, снежинка — снежиночка, снеговик — снеговичок, сугроб — сугробик и т. д.
  2. «Чего не стало?»: лыжи — лыж, палки — палок, лес — леса, гирлянда — гирлянды и т. д. (можно использовать экран — закрывать им соответствующие изображения).
  3. «Жадина»:

Снег — мой, снегопад — мой, снежок — мой…

Снежинка — моя, сосулька — моя…

Санки — мои, лыжи — мои…

Или: сугроб — мой, следы — мои, льдинка — моя, Дед Мороз — мой…

  1. «Чьи следы?»:

Следы зайца чьи? — заячьи, следы лисы чьи? — лисьи, следы волка чьи? — волчьи, следы медведя чьи? — медвежьи, следы лося чьи? — лосиные.

  1. «Посчитай» (как правило, до пяти с акцентом на согласовании существительных с числительными «один, два, пять»):

следы — один след, два следа, … пять следов;

огонёк — один огонёк, два огонька, … пять огоньков

и т. д. со словами «снежинка, подарок, дерево, сосулька».

  1. Учитель-логопед может подобрать загадки к нескольким изображениям и предложить детям отгадать их.
  2. «Что запомнил? Что запомнила?» — итоговое задание, предполагающее, что дети смотрят на изображения на окне ещё раз, затем отворачиваются и по очереди называют то, что видели.
  1. Связная речь (задания этого раздела предполагают использование опорных схем, мнемотаблиц).
  1. Ответь на вопросы (предполагается полный ответ ребёнка):

На чём катается этот мальчик? — Этот мальчик катается на коньках. (По аналогии задаются вопросы про других детей).

Из чего слеплен снеговик? — Снеговик слеплен из снега.

Что лежит в санях Деда Мороза? — В санях Деда Мороза лежат подарки.

  1. «Составь предложение по картинкам».
  2. «Составь схемы этих предложений» (предложений из заданий 1 и 2).
  3. «Расскажи, что делают дети зимой».
  4. «Расскажи о признаках зимы».
  5. «Опиши Деда Мороза» (мальчика, девочку, снеговика).
  1. Слоговая структура слова
  1. «Прохлопай слова», «Покажи слова» (дети разводят ладони в стороны столько раз, сколько слогов в слове)
  2. «Фонарики» — «Сколько слогов в слове…?» (используется дидактическое пособие «Фонарики» для определения количества слогов в слове — ребёнок зажигает столько лампочек, сколько слогов в слове, пересчитывает зажжённые лампочки, даёт ответ).
  3. «Назови короткие слова» (снег, лёд, ель, след, лес…) — предварительно выполняются задания 1 и 2, педагог договаривается с детьми, что короткими считаются слова из одного слога.
  1. Фонематические процессы (задания для детей преимущественно подготовительной к школе группы).
  1. «Хлопни, если услышишь звук [с]: сани, лёд, палки, сугроб, снежинка, подарки, снеговик… ([л], [р] — в зависимости от коррекционных задач занятия)
  2. «На какой звук начинается слово лыжи? сосулька? (и другие — в зависимости от коррекционных задач занятия).
  3. «На какой звук заканчивается слово …?» — слово выбирается в зависимости от коррекционных задач занятия.
  4. «Сколько звуков в слове …?» (можно использовать оставшиеся «огоньки» гирлянды красного, синего и зелёного цвета, составлять звуковую схему слова на подоконнике).
  5. «Составь схему слова …»
  6. «Определи место звука [р] в слове: румянец, рот, мороз, дорога, подарки, сугроб, куртка….
  1. Звукопроизношение
  1. «Пройди по следам, произнеси отрывисто [с — с — с]».
  2. «Веди пальчиком по сугробам, произноси длительно [ссс]».
  3. «Произнеси слоги» — иди по дорожке из зелёных (красных, синих, жёлтых) огоньков (слоги выбираются в зависимости от коррекционных задач занятия).
  4. Произнеси по три раза чётко и быстро слоги и слова, не теряя звука [р]:

ро — ро — ро — мороз — мороз — мороз

ро — ро — ро — дорожки — дорожки — дорожки

ры — ры — ры — шары — шары — шары

ру — ру — ру — игрушки — игрушки — игрушки

ар — ар — ар — подарки — подарки — подарки,

ор — ор — ор — горка — горка — горка

ур — ур — ур — пурга — пурга — пурга

ур — ур — ур — куртка — куртка — куртка

  1. Обучение грамоте (требуется разместить на окне необходимые для данного занятия буквы): веди пальчиком по дорожке, произноси [ааа], пока пальчик не дойдет до М («Звуки ходят в гости»). Аналогично отрабатываются и другие слоги.

Литература:

  1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб.: Детство-Пресс, 2021.
  2. Комарова Л. А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. (также были использованы материалы альбомов для автоматизации звуков Л, Ль, Р, Рь)

Ключевые слова

развитие речи, старшие дошкольники, окно, логодорожки

Похожие статьи

Сотворчество детей с ТНР и учителя-логопеда в процессе создания тематических моделей из конструктора и бумаги

В статье автор рассказывает об использовании метода конструирования из бумаги и конструктора в процессе развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада

В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.

Методические рекомендации на этапе введения глобального чтения у детей с ментальными нарушениями

В статье представлен опыт работы учителя-логопеда на подготовительном, начальном этапе по введению методики глобального чтения с детьми с ментальными нарушениями.

Использование многофункционального дидактического пособия «Всё обо всём» в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

В статье автор раскрывает потенциал дидактического пособия «Всё обо всём» в работе учителя-логопеда ДОО (из опыта работы).

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий

В данной статье автор описывает педагогический опыт работы в МБДОУ «Детском саду № 2» г. Меленки Владимирской области по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством игры «Кубики историй» в условиях логопункта

В статье автор делится опытом использования игры «Кубики историй» на логопедических занятиях в ДОУ.

Чистоговорки в работе воспитателя логопедической группы

В статье авторы делятся опытом по применению чистоговорок в работе по коррекции речи у дошкольников.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ «Последовательный пересказ с опорой на серию картинок». Лексическая тема: «Будь природе другом»

В статье автор делится опытом по формированию у дошкольников умения пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок.

Применение интерактивных технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассмотрены приемы интерактивных технологий, используемых в работе учителя-логопеда на занятиях школьного логопедического пункта общеобразовательной школы.

Играем — мелкую моторику развиваем!

В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.

Похожие статьи

Сотворчество детей с ТНР и учителя-логопеда в процессе создания тематических моделей из конструктора и бумаги

В статье автор рассказывает об использовании метода конструирования из бумаги и конструктора в процессе развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада

В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.

Методические рекомендации на этапе введения глобального чтения у детей с ментальными нарушениями

В статье представлен опыт работы учителя-логопеда на подготовительном, начальном этапе по введению методики глобального чтения с детьми с ментальными нарушениями.

Использование многофункционального дидактического пособия «Всё обо всём» в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

В статье автор раскрывает потенциал дидактического пособия «Всё обо всём» в работе учителя-логопеда ДОО (из опыта работы).

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий

В данной статье автор описывает педагогический опыт работы в МБДОУ «Детском саду № 2» г. Меленки Владимирской области по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством игры «Кубики историй» в условиях логопункта

В статье автор делится опытом использования игры «Кубики историй» на логопедических занятиях в ДОУ.

Чистоговорки в работе воспитателя логопедической группы

В статье авторы делятся опытом по применению чистоговорок в работе по коррекции речи у дошкольников.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ «Последовательный пересказ с опорой на серию картинок». Лексическая тема: «Будь природе другом»

В статье автор делится опытом по формированию у дошкольников умения пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок.

Применение интерактивных технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассмотрены приемы интерактивных технологий, используемых в работе учителя-логопеда на занятиях школьного логопедического пункта общеобразовательной школы.

Играем — мелкую моторику развиваем!

В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.