Роль педагога в формировании антикоррупционного мировоззрения обучающихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XXII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, февраль 2022)

Дата публикации: 05.02.2022

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Степанова, Е. А. Роль педагога в формировании антикоррупционного мировоззрения обучающихся / Е. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/417/16972/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автор предлагает рекомендации для успешной реализации антикоррупционного воспитания подростков в школе.

Ключевые слова: антикоррупционное воспитание, роль личности учителя.

«Индивидом рождаются, индивидуальность отстаивают, личностью становятся» — аксиома, которую учителя старательно объясняют подросткам на уроках обществознания. Эту формулировку предложил отечественный психолог и педагог Асмолов Александр Григорьевич. [1, с. 5]

У всех ли детей формируются необходимые компетенции для развития полноценной личности?

Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили считает, что каждый может стать личностью, но не каждый становится. [2, с. 177] Мы знаем, что только в обществе ребёнок может приобрести черты личности. Это говорит о том, что процесс становления зависит также и от внешних обстоятельств: окружения человека, бытовых ситуаций. Получается, что Шалва Александрович прав?

Личность — это человек, в котором есть стержень, который не только воспитан на достойнейших примерах рода человеческого, но и сам таковым является. Личность — это творец, который заражает окружающих своими идеями, энтузиазмом. Именно за такими людьми идут те, кто ещё не раскрыл в себе лучшие стороны. Они подобны горьковскому Данко и его горячему сердцу, которое озаряет путь во тьме.

Как же стать духовно зрелым человеком? Безусловно, первичным агентом, влияющим на формирование личности ребёнка, будет семья. Но семьи бывают разными настолько, что одна семья мобилизует все ресурсы для помощи своему чаду в нелёгком деле самоопределения, а другая совсем не участвует в нравственном выборе пути ребёнка. Неужели у детей из семей, где не поддерживаются духовные ценности, нет шансов на то, чтобы найти свою дорогу? Откуда ребёнок может знать, как ведёт себя цельная натура с высокими идеалами, если перед его глазами никогда не было достойного образца? В таких случаях могут помочь вторичные агенты социализации: социум, в том числе образовательное учреждение. В данном случае главная роль отводится учителю, которому, порой, чаще приходится видеть ребёнка, общаться с ним, вникать в вопросы и ситуации, в которые ребёнок посвящает зачастую только педагога, наблюдать за поведением ребёнка, внося необходимые коррективы. Разумеется, роль педагога-наставника, педагога-матери ложится по традиции на плечи классного руководителя. Своим примером, начиная от внешнего вида и манеры речи, заканчивая нравственным содержание деятельности, педагог формирует мыслящую и цельную личность маленького человека.

Немаловажную роль в антикоррупционном воспитании также играет классный руководитель. На классных часах, во время внеурочной деятельности, на уроках, педагог затрагивают болезненную тему противодействия коррупции в современном мире. Замечено, что младшие школьники 5–6 классов не столь активно интересуются данной темой. Малое количество детей в этом возрасте выходят за рамки повседневности. Но с 7 класса интерес начинает пробуждаться, поэтому возраст 8–9 классов позволяет проводить уроки антикоррупционной направленности, сопровождая их примерами из истории и жизни, бурными рассуждениями, взрывом эмоций, неприятием уродливого явления общества. К примеру, при изучении истории России XVIII в. в 8 классе у обучающихся вызвала бурю эмоций фигура Александра Даниловича Меншикова — «птенца гнезда Петрова», человека предприимчивого, но страдающего пороком казнокрадства. Ученики проследили путь возвышения Александра Даниловича от разносчика булочек до фактического правителя государства, но более важен момент обличения князя в злоупотреблении властью с последующим наказанием в виде ссылки и лишения всех должностей и наград. Данный сюжет получил положительную оценку среди обучающихся, поскольку в нём торжествует справедливость: даже сильные мира сего бессильны перед буквой закона.

Разумеется, учитель должен сеять «доброе и вечное», но у повзрослевших учеников напрашивается вполне справедливый вопрос: «Почему Вы нас учите жить по закону, а в реальности складывается совсем другая ситуация?» В таком затруднительном для педагога положении оправдывать кого-либо и что-либо бесполезно. Детей трудно обмануть. Они жаждут правды. Понимая, что будущее именно за нашими детьми, важно поставить акцент на следующем: если у обучающегося не будет в сознании образца правильного, антикоррупционного поведения, то как же, став взрослыми, они смогут требовать от общества и государственных структур соблюдения всех прав? Можно ли будет говорить о какой-либо борьбе с коррупцией, если человек не представляет, каким может быть мир без неё? Это будет равносильно борьбе с ветряными мельницами.

Дети — материал податливый для работы. Обучающиеся учатся критически мыслить, но жажда справедливости в них бушует, поэтому нравственные ценности воспринимаются успешно, ведь для многих ребят они выступают в качестве правил игры для взрослой жизни.

И этот момент важно не упустить! Наша общая беда заключается в том, что современный классный руководитель зачастую занят не столько вопросами учеников своего класса, сколько заполнением бумажной документации, а воспитательные функции в силу обстоятельств отходят на второй план. Обучающиеся чувствуют равнодушие, перестают воспринимать наставления педагога, он теряет в их глазах авторитет. И это критично, так как зачастую педагог имеет гораздо большее влияние на своих подопечных, чем их собственные родители!

Педагогика — это не просто профессия, это — служение. Безусловно, нравственная, личностная роль педагога не менее важна, чем антикоррупционное содержание его уроков. Классный руководитель — это лидер коллектива, старший наставник. Равнодушие педагога не даёт обучающимся твёрдой опоры, уверенности в транслируемых ценностях. Самое простое, что может сделать классный руководитель на поприще антикоррупционного воспитания — высказать негодование, неприятие коррупционных фактов, а не молча склонять голову перед свершимся событием. Педагог не имеет права быть равнодушным к подобным порокам, от его отношения зависит восприятие подобных случаев учениками.

Что можно предложить классному руководителю в работе над формированием нравственных ценностей обучающихся? Обличать неправомерные поступки, в том числе и мздоимство, заставлять класс размышлять над вопросами морального выбора, правового поведения. Современное образование даёт обучающимся возможность самовыражаться в формах деятельности по профилактике казнокрадства и взяточничества. Так обучающиеся моего класса год назад участвовали в районном конкурсе эссе, творческих и исследовательских работ, направленных на борьбу с коррупцией. Активность детей была успешно представлена в разных номинациях, ребята получили призовые места. Это лишний раз доказывает, что подрастающее поколение готово принять правила игры правового государства и противостоять порокам общества.

Если мы говорим о нравственном примере, который собой являет учитель, то это — сдержанное слово, выполненное обещание. Это сложно, учитывая меняющиеся обстоятельства, однако только так дети привыкнут к тому, что обещание должно быть выполнено: став взрослыми, уже бывшие ученики сами будут так поступать и того же требовать от окружающих, в том числе и от государственных органов. Потому что их так научили в детстве. Иначе жить они не смогут.

В завершении хотелось бы привести слова известного советского педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Наш труд — это, образно говоря, труд сеятеля. Мы сеем семена, из которых должны вырасти — в этом смысл нашего труда и нашей жизни — колосья, полные зерна, — убеждения, поступки». [3] Именно так педагог воспитывает своим личным примером, неприятием казнокрадства и злоупотреблений, осуждением этих зол новую личность — достойного, честного и ответственного гражданина.

Литература:

  1. Асмолов А. Г., «Психология личности»: Учебник.—М.: Изд-во МГУ, 1990.
  2. Амонашвили Ш. А., «Основы гуманной педагогики. В 20 к. Кн. 10. Воспитание и развитие личности» — М.: Свет, 2017
  3. Lit-ra.su// Электронная библиотека [сайт] / URL: https://lit-ra.su/vasiliy-suhomlinskiy/tsitaty-11/

Ключевые слова

антикоррупционное воспитание, роль личности учителя