Технологии формирования и развития детского коллектива | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XXII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, февраль 2022)

Дата публикации: 02.02.2022

Статья просмотрена: 890 раз

Библиографическое описание:

Парфирьева, Н. В. Технологии формирования и развития детского коллектива / Н. В. Парфирьева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/417/16966/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются технологии, при помощи которых в образовательной организации педагог может формировать и развивать детский коллектив. Раскрывается содержание понятий «коллектив», «детский коллектив», а также рассматривается влияние детского коллектива на личность и воспитание личности через коллектив.

Ключевые слова: воспитание, детский коллектив, технологии, развитие, младший школьный возраст, школьник.

С самого рождения человек активно взаимодействует с большим количеством людей. Именно в младшем школьном возрасте дети учатся общаться, строить диалог, решать возникающие проблемы, так как все эти навыки пригодятся им в будущем. Как нам известно, личность развивается намного успешнее тогда, когда она находится в коллективе. Так как одна личность может влиять на формирование и развитие коллектива, ровно также как и коллектив имеет влияние над личностью [4, с. 43].

Говоря о коллективе в общем, в самом начале необходимо раскрыть содержание этого термина. И так, под данным термином понимается группа людей, которая влияет друг на друга, при этом связана между собой целями, интересами, потребностями, нормами и правилами поведения, а также связана совместной деятельностью. Так, детский коллектив — это объединение детей на основе в данном случае, учебной деятельности.

Достаточно часто многие педагоги не могут отличить коллектив от хорошо организованной группы и считают, что например, их класс является коллектив.

Чаще всего в развитии любого коллектива присутствуют три стадии:

  1. Стадия становления коллектива;
  2. Стадия самоуправления;
  3. Стадия расцвета коллектива.

Все эти стадии необходимо контролировать, регулировать и управлять ими. Вообще, управление детским коллективом будет эффективным и успешным тогда, когда будут учитываться особенности коллектива и возможности самоуправления.

Младший школьный возраст — это особенный возраст, в котором происходит изменения отношений ребенка с окружающими его людьми. Его индивидуальное поведение может быть сформировано в коллективной жизни [2, с. 37].

Детский коллектив может создаваться различными способами. Так, с одной стороны, он может быть сформирован на основе общей деятельности: спортивной, учебной, творческой. Или при выполнении разносторонней общественной деятельности, например, занятия на уроке и внеклассные мероприятия.

При формировании детского коллектива необходимо с самого начала определить нормы и правила поведения и приучать детей к тому, что их необходимо соблюдать [5, с. 294].

Используя различные психолого-педагогические исследования можно изучить детей и выбрать в активную часть класса. А других ребят подключать к активу используя делегирование полномочий и организацию разных видов деятельности. Необходимо создавать перспективы или цели, которые будут объединять и увлекать учащихся, то есть организовывать перспективы. Они могут быть близкими, средними и дальними. Также педагог может формировать детский коллектив через традиции [3, с.51]. Они помогают выработать общие нормы поведения, могут разнообразить жизнь коллектива. Как было отмечено ранее, коллектив может формироваться через участие детей во внеклассных мероприятиях, а также через участие в общешкольных мероприятиях. Это могут конкурсы, смотры, тематические недели или декады. Такие действия воспитывают в учениках гордость и ответственность [5, с. 294].

Очень важно в формировании коллектива также формировать общественную оценку.

Прежде всего педагогу необходимо наблюдать за детьми — это позволит определить уровень открытости, общительности каждого ребенка, выявить его особенности, понять какими качествами он обладает, а какими нет [1, с. 28]. В соответствии с этими наблюдениями можно создать план индивидуального подхода к каждому ученику, для того, чтобы сформировать и развить в последующем детский коллектив. Также особое внимание стоит уделять тому, каким тоном общается преподаватель, какое у него отношение. Ведь в работе с младшими школьниками необходим теплый тон педагога, внимательное отношение. Выявление и развитие, а также совершенствование возможностей и способностей каждого ученика способствует тому, что в дальнейшем организуется дружный детский коллектив. Так дети учатся отстаивать свое собственное мнение, но при этом прислушиваться к другим, считаются с правами своих одноклассников, согласовывают свои действия со всеми в коллективе.

Таким образом, можно говорить о том, что педагог играет важную роль в формировании и развитии детского коллектива. Грамотно используя технологии и педагогические знания, он может объединить учеников, найти индивидуальный подход к каждому, что в итоге и поможет сформировать дружный коллектив.

Так, педагог может развить детский коллектив, отдавая предпочтение совместной деятельности, от учебной до внеучебной. При этом важно ее организовать таким образом, чтобы данная деятельность объединяла всех участников данного процесса. Нельзя забывать и о том, что одним из самых важных факторов в формировании детского коллектива выступает педагогическое требование, оно помогает стать ученикам более организованными. Педагогу важно обращать внимание на свой тон, на манеру общения и отношения к ученикам, на то, как ведет себя каждый из них в формирующимся и развивающимся коллективе и вовремя скорректировать поведение того или иного члена коллектива.

Грамотные и профессиональные действия педагога могут создать и развить дружный детский коллектив, который поможет развиваться каждому участнику как личности.

Литература:

  1. Васильев А. М., Васильева, Н. А. Становление теории коллектива и ее роль в формировании развития личности // Развитие человека в современном мире. — 2014. — № 5. — С. 28–34.
  2. Ивонтьева А. К. О технологии коллективного воспитания А. С. Макаренко // Современная педагогика. — 2014. — № 11. — С. 37–40.
  3. Касимова Р. Ш., Сергеева Э. М. Формирование сплоченности коллектива в младшем школьном возрасте // Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. — 2015. — С. 51–54.
  4. Климова К. Ю. Воспитание личности младшего школьника в коллективе // Новая наука: опыт, традиции, инновации. — 2016. — № 4. — С. 43–45.
  5. Хохолова Н. Т., Петрова А. Д. Формирование групповой сплоченности в коллективе младших школьников. // Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. — 2014. — С. 293–295.