Дистанционный формат как современная образовательная технология в преподавании немецкого языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

XXII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, февраль 2022)

Дата публикации: 03.02.2022

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Корнеева, Е. А. Дистанционный формат как современная образовательная технология в преподавании немецкого языка / Е. А. Корнеева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/417/16964/ (дата обращения: 25.04.2024).



В центре внимания статьи находятся образовательные технологии, позволяющие преподавать немецкий язык в условиях пандемии COVID-19. Методика обучения изменилась в сторону распределения ресурсов, чтобы помочь коллегам в развитии навыков синхронной и асинхронной педагогической технологии. Обучение иностранному языку стало характеризоваться приобщением обучающихся к поиску, анализу и интерактивному представлению информации, чтобы результаты познания были не репродуктивными, а основанными на личном опыте с желанием поделиться им на иностранном языке.

Ключевые слова: образовательные технологии, дистанционный формат, интерактивное обучение.

Эпидемия коронавирусной инфекции определила приоритеты обучения, закрыв возможности очного присутствия на занятиях. Ситуация с пустыми классами и учителями у мониторов компьютеров изменила подходы к выбору путей обучения иностранным языкам. Настала крайняя необходимость, чтобы переосмыслить технологии и выбрать те, которые в глобальном кризисе сохранят здоровье учителей, обучаемых и их родителей.

Во время пандемии перед преподавателями встал вопрос выбора педагогической литературы, позволяющей скорректировать очные образовательные программы по иностранным языкам. Кроме того, согласно Е. В. Тимофеевой, Т. А. Косачевой, М. Н. Клейменовой [3], необходимо было выявить те стратегии обучения, которые позволяли не снижать качество занятий, приносили результаты, и те, которые совершенно были не эффективны. Учителя также оказались в информационном вакууме, который они могли преодолеть путем совместных онлайн-встреч с другими инструкторами в контексте дистанционного обучения. Эти тенденции определили необходимость ответа на ключевой вопрос статьи, какие технологии проведения занятий являются наиболее адекватными в условиях дистанционного формата обучения иностранным языкам.

Отечественные и зарубежные ученые давно работали над стратегиями обучения в режиме-онлайн. Дистанционный формат был изучен в научно-практических работах Е. В. Тимофеевой [3], У. Дж. Маккичи [7], А. А. Коренева [1], О. С. Якимчук [4]. Однако учителям иностранного языка приходилось адаптировать практические выводы для школьной аудитории, поскольку работы большинства ученых базировались на уровне университетов и институтов.

В частности, коллектив авторов под руководством Е. В. Тимофеевой советует в дистанционном формате постепенно уходить от стратегии репродуктивной системы обучения, когда главным критерием оценивания знаний обучающихся в школе становится способность воспроизвести материал, к интенсификации познавательного интереса. Ученику необходимо не быть пассивным в получении знаний, а стараться работать самостоятельно с информацией по теме, которая соответствует программе обучения [3]. А. А. Коренев и коллеги советуют в дистанционном формате представлять материал ясно и последовательно, проводить коммуникацию, используя чаты, сессионные залы, стримы; придерживаться мультимодальности, те есть чередовать разнообразные виды деятельности с учетом здоровьесберегающего принципа [1].

Советы Уилберта Дж. Маккичи по обучению в дистанционном формате были также полезны, поскольку данный ученый развивает онлайн-обучение с 1971 г. Он называет следующие условия, при которых обучение может проходить эффективно: совместный доступ к интернету и командная работа в во время проведения занятий; свободное владение конкретными программами, приложениями и ресурсами, которые нужны при обучении (использование этих приложений должно быть отработано заранее, они известны всем участникам образовательного процесса); наличие технической поддержки во время учебы для обучающихся; планирование и прогнозирование рабочего времени сотрудников в дистанционном формате; информационно-коммуникативное развитие персонала с целью совершенствования их технологических навыков [8]. Необходимо отметить, что данные условия известны уже с 1999 г., но во время продолжающейся коронавирусной пандемии ни обучающиеся, ни преподаватели не придавали им должного внимания. Возможно, что именно поэтому возникали задержки в получении материалов учениками, в своевременном выполнении задании. В этот период обострились и многие другие проблемы при обучении иностранным языкам. Тем не менее, авторы статьи абсолютно согласны с У. Дж. Маккичи в том, что дистанционный формат занятий не менее эффективен, чем очное обучение.

На онлайн-встречах были предложены идеи К. Гэннона, которые опубликованы в апреле 2020 года. Он выступает за педагогическую практику со стратегией открытости, критического осмысления, доступности, инклюзивности и партнерства, чтобы обучающиеся были такими же открытыми и честными с другими участниками образовательного процесса, в том числе и с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья [6]. Кроме того, во время дистанционного формата мы адаптировали идеи цифровой педагогики Л. Нильсона [9], И. Клендфилда [7] и В. Гиринга [6]. Советы данных авторов можно обобщить в том, что обучающимся необходимо давать больше иноязычного материала и возможностей, чем при обычном очном обучении. Кроме того, необходимо совместно создавать положительную атмосферу во время проведения занятий в дистанционном формате.

Изучение литературных источников по теме обучения иностранным языкам в дистанционном формате для школьников показало, что основными стратегическими направлениями, по мнению большинства ученых, следует назвать поиск и анализ информации, как учителями, так и обучающимися, а также интерактивное обучение. Именно они определили выбор соответствующих технологий выстраивания онлайн-занятий. Далее опишем каждую из них.

Поиск и анализ информации являются прочными звеньями процесса обучения в любой образовательной области. Технология заключается в том, что организуется и поддерживается единая система управления обучением, в которую входит общая платформа для связи между всеми участниками в синхронном (одновременное присутствие онлайн, например, в сервисе «Zoom») и асинхронном (разновременное выполнение заданий на таких платформах, как «Взнания», «Skysmart» и другие) форматах, а также заранее известный ресурсный перечь образовательных материалов. Преимущества системы заключается в том, что поиск и анализ информации происходит в едином образовательном пространстве учебного учреждения. Важные изменения в расписании и в жизни школы появляются в новостной ленте, абсолютно все могут задать вопрос на соответствующем форуме, получить ответ, запросить помощь, помочь друг другу с учебными вопросами, обсудить образовательные платформы на предмет их качественного использования, опубликовать опрос, получить отзывы от коллег или обучающихся (законных представителей), решить проблему технического характера.

В ряды наиболее эффективных образовательных технологий по праву можно включить интерактивное обучение, суть которого заключается в вовлечении в учебный процесс, в достижении взаимодействия и повышении мотивации к получению новых знаний. В дистанционном формате вовлечение происходит во время прохождения соответствующих заданий. Например, обучение новой лексике можно проводить на платформе «Quizlett», система которой подскажет, сколько слов уже освоено, а сколько нужно повторить.

Под технологией интерактивного обучения, вслед за Е. Соповой, следует понимать отлаженную систему по организации взаимодействия педагога и обучающихся в различных игровых ситуациях, гарантирующих педагогически эффективное общение, взаимообогащение мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер личности [2]. В процессе обучения немецкому языку, особенно при повторении материала по окончании модуля, достаточно часто рекомендуется применять совместное оценивание и обсуждение верности или неверности ответов (рис.1). Отвечали обучаемые самостоятельно, ставили галочку («верно») или крестик («неверно»). Учитель выступал в качестве помощника, помогая определить правило.

Пример реализации интерактивной технологии при обучении немецкому языку по теме «Повторение в 7 классе»

Рис. 1. Пример реализации интерактивной технологии при обучении немецкому языку по теме «Повторение в 7 классе»

Одним из способов создания вовлеченности в процесс обучения немецкому языку были онлайн-тренажеры, которые позволяли передвигать предметы, ставить их на нужное по заданию место (рис.2). Подобные манипуляции можно было проводить в сервисе «Jamboard» от «Google.com». Обучающиеся называли вид погоды по картинке, а потом подбирали соответствующую одежду мальчику, комментируя свой выбор на иностранном языке.

Пример реализации интерактивной технологии при обучении немецкому языку по теме «Выбор одежды по погоде»

Рис. 2. Пример реализации интерактивной технологии при обучении немецкому языку по теме «Выбор одежды по погоде»

Таким образом, эпидемия коронавируса не замедлила процесс овладения немецким языком, а способствовала лишь его интенсификации, вовлеченности каждого ученика в совместную работу. Кроме того, важно отметить, что этот опыт стал значимым для дальнейшего совершенствования педагогического мастерства и изменил базовые подходы к обучению. Это позволило усовершенствовать процесс обучения путем применения интерактивных заданий с перемещением предметов, с совместным обсуждением и оцениванием.

Литература:

1. Коренев А. А., Зубарева Н. П., Арбузов С. С. Принципы построения педагогического взаимодействия в условиях дистанционной формы обучения // Педагогическое образование в России. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-postroeniya-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-v-usloviyah-distantsionnoy-formy-obucheniya (дата обращения: 19.01.2022).

2. Сопова Е. Технологии интерактивного обучения на уроках иностранного языка // Мастерская профессионального развития. URL: http://iyazyki.prosv.ru/2013/03/interactive-language/ (дата обращения: 19.01.2022).

3. Тимофеева Е. В., Косачева Т. А., Клейменова М. Н. Новые требования к преподавателям в свете комплексного подхода к содержанию дистанционного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70–3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-trebovaniya-k-prepodavatelyam-v-svete-kompleksnogo-podhoda-k-soderzhaniyu-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 19.01.2022).

4. Якимчук О. С. Использование элементов геймификации в процессе дистанционного дополнительного обучения (на материале английского языка) // МНКО. 2021. № 4 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elementov-geymifikatsii-v-protsesse-distantsionnogo-dopolnitelnogo-obucheniya-vzroslyh-na-materiale-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 22.01.2022).

5. Clandfield L., Hockly N. Teaching online: Tools and techniques, options and opportunities. 2017.

6. Gannon K. M. Radical hope: A teaching manifesto. West Virginia University Press. 2020.

7. Gehring W. Fremdsprache Deutsch unterrichten: Kompetenzmethoden für DaF und DaZ / Teaching German as a foreign language: Competence methods for German as a foreign language and German as a second language. UTB. 2018.

8. McKeachie W. J. McKeachie’s teaching tips: strategies, research, and theory for college and university teachers. Houghton Mifflin. 1999.

9. Nilso L. B., Goodson L. A. Online teaching at its best: Merging instructional design with teaching and learning research. Josey-Bass. 2018.