Правовая компетентность учителя сельской школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Танчук, А. А. Правовая компетентность учителя сельской школы / А. А. Танчук, Ю. В. Жерлицына, М. С. Жерлицына. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 54-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/417/16939/ (дата обращения: 24.04.2024).



Статья о рассмотрении такой составляющей профессиональной компетентности педагога, как правовая компетентность. Проблема правовой компетентности учителя деревенской школы является своевременной в связи с невысоким уровнем общей правовой культуры современного общества нашей страны, в то время как педагог обязан выступать одним из основных субъектов формирования правосознания подрастающих учеников.

Ключевые слова: правовая компетентность, правосознание педагога, учитель сельской школы как носитель правовой культуры.

В условиях прохождения аттестации работников педагогов государственных, областных и муниципальных образовательных учреждений общего образования особо актуальна проблема формирования правовой компетентности педагога школы, которая находится в селе. Это обусловлено тем, что одной из составляющих квалификационных испытаний, которые проводятся при аттестации, имеется блок заданий нормативно-правового направления. Через аттестацию страна выявит уровень формирования правовой компетентности у учителей, наличие у педагогов знаний в правовом регулировании педагогических отношений, а еще готовность их использовать в профессиональной деятельности.

Целью свежей модели аттестации педагогов является оценка готовности действующих преподавателей деревенских школ к выполнению работы в рамках внедрения новых Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального (НОО), основного (ОО), среднего общего образования (СО). Новейшая система образования обязана ориентироваться на формирование ключевых компетенций учеников, позволяющих осознавать себя активными субъектами социальной, правовой и культурной жизни. Для работы в современной компетентно-ориентированной системе образования учителям необходимо обладать профессиональной компетентностью. Данные требования сейчас к преподавателю были утверждены еще в 2009 году в виде Квалификационных характеристик должностей работников образования.

В документе впервые на государственно-правовом уровне было понятие компетентности работника в сфере образования, а именно: качество действий сотрудника, обеспечивающих адекватное и правильное решение предметных задач, которые сосредоточены на профессиональном значении, носящих непростой характер, а еще готовность нести ответственность за свои решения. Согласно Квалификационным характеристикам должностей сотрудников образования к основным составляющим компетентности работников школы отнесены профессиональная, коммуникативная, инновационная и правовая компетентности.

В целях нашего исследования рассмотрим поподробнее на таком компоненте компетентности преподавателя сельской школы, как правовая компетентность, под ней подразумевается готовность учителя профессионально пользоваться в своей деятельности законодательными нормативными документами чтобы решить профессиональные задачи. К нормативным документам относится: Конституция РФ; федеральные конституционные и федеральные законы РФ; в этом числе закон России, «Об образовании», постановления правительства РФ и органов управления образованием по делам образования; Конвенцию о правах детей; основные нормативные акты, регламентирующие деятельность государственно-управленческих, педагогических, образовательных, воспитательных и правоохранительных учреждений. Еще специфическую нормативную базу деятельности современного педагога деревенской школы составляют федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и предположительные основные образовательные стартапы общеобразовательного учреждения, для работы с текстами которых необходима правовая компетентность.

Требования к правовой компетентности преподавателя сельской школы на основе государственной политики РФ, так как она направлена на формирование правосознания жителей, традиций, уважения к правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности, как преобладающей модели социального поведения, а еще на преодоление правового нигилизма у людей, который препятствует становлению нашего государства как современной цивилизованной страны. Развитие правового государства и формирование гражданского общества в РФ требуют высочайшей правовой культуры, без которой не могут существовать полностью реализованы такие базовые ценности и принципы жизни людей, как верховенство закона, приоритет человека, его прав и его свобод.

В данной связи особый интерес отдельное рассмотрение терминов «правовое государство», «гражданское общество», «правосознание», «правовая культура». Обратившись к этим категориям, мы подчеркнем актуальность формирования правовой компетентности преподавателей сельских учреждений как субъектов, реализующих правовое обучение и воспитание с целью повысить правосознание людей, формирование правовой культуры общества и в итоге — построение правового государства с самостоятельным гражданским обществом.

Правовое государство подразумевает собой определенный политико-правовой режим функционирования государственного управления, где создаются все условия для всестороннего и гармоничного развития личности, общества. Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Среди существующих условий и предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства следует озвучить наличие в стране гражданского общества.

Становление и развитие гражданского общества связано с существенным изменением социальных связей, а также структур, правовых и государственных отношений. Данное общество формируется по мере осознания каждым его участником собственной свободы, которая основана на неотчуждаемых правах. Главный признак и основа гражданского общества — законодательное признание юридического равенство человека на основе наделения их правами и свободами.

Идея правового государства — это идея взаимоуправления гражданского общества и страны, которая предполагает разрушение монополии государственных органов на власть. Ясно, что для становления правового государства нужно одновременное формирование гражданского общества, которое обладает достаточно высоким уровнем правовой культуры.

Правовая культура сильно связана с правосознанием, которое выступает важнейшим его показателем. При этом понятие «правовая культура» шире, чем понятие «правосознание». Так «правосознание» захватывает духовную жизнь людей, является частью общественного сознания, а правовая культура включает в себя как духовные составляющие, так и материализованные проявления права: законодательную деятельность; юридические учреждения; работу судебной; нотариальной; правоохранительной и других систем; взаимодействие данных систем с людьми; защиту прав и законных интересов общества.

Правосознание — это отражение правовой жизни людей, сущности и роли правовых установлений в сознании граждан; это объективно существующий набор взаимосвязанных идей, которые выражают отношение личности к праву как целостному социальному институту, его системе и структуре, к законам и другим моментам правовой системы. Адекватное осознание права подразумевает очень важное значение для жизнедеятельности индивида, его поведения, юридического мировоззрения, культуры, гражданской позиции.

Не подготовленный в правовом отношении человек, обычно социально не активен, замкнут в узком пространстве личных интересов, его позиция обусловлена определенным уровнем правового нигилизма современного общества нашей страны. Условиями, которые способствуют распространению правового нигилизма, является несовершенство законов РФ и практики их соблюдения, избирательность в применении норм права, нехватка институциональных механизмов, которые гарантируют исполнение требований законодательства. Правовой нигилизм девальвирует настоящие духовно-нравственные устои, служит почвой для многих отрицательных явлений общества (пьянство, употребление наркотиков, проституция, насилие в семье, бытовая преступность, невнимание к правам и охраняемыми законом интересами людей, желание чужой собственности, самоуправство, самосуд).

В ликвидации правового нигилизма и формировании позитивного типа правосознания, а также поведения общества основное значение имеют такие моменты, как метод воспитания и моральные устои в семье, законопослушное поведение родителей; профессиональный уровень воспитания и обучения в образовательных школах разного типа и вида, в этом числе закрепление и развитие у учеников основ правосознания; распространение и пользование доступных для понимания материалов, которые формируют правовую грамотность и правосознание людей, в печатном, электронном или другом виде, а также при помощи СМИ. Конечно, воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных принципов, воспитания в се5мье и школе. Здесь формируется фундамент, на нем закладываются элементы правового сознания и правовой культуры.

В согласии с этим, органами государственной власти планируется развитие правового образования и воспитания детей в образовательных учреждениях разного уровня, в этом числе в деревенских школах, посредством введения в образование программ, учебных курсов, учебно-методических элементов, которые обеспечивают приобретение знаний в области права. Скоро предполагается принять меры по включению в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного и начального общего образования задач приобщения ребенка к простым общепринятым нормам и правила поведения с одноклассниками и педагогами (внимательное отношение к обществу, готовность к сотрудничеству и дружескому общению, оказание помощи тем, кому она нужна, уважительное отношение к другим), а еще развитие ценностно-смысловой сферы личности. Основное значение при этом будет уделяться развитию практики обучения основам права в образовательных помещениях разного типа и вида, поддержку различных вариантов региональных моделей правового образования, разработке учебных курсов, которые включают правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий, пользованию специальными программами правового образования и воспитания ребенка. Сильное внимание в связи с этим должно уделяться совершенствованию системы правовой подготовки квалифицированных педагогов.

Педагогические сотрудники, в их числе педагоги деревенских учреждений, обязаны иметь профессиональное правосознание, потому что особенная роль в формировании правовой культуры и повышению уровня правосознания людей принадлежит сфере образования. Именно учитель по своему профессиональному статусу является носителем идей гражданского общества, правовых знаний, он следит за приобретением у учеников правового опыта.

Представляется целесообразным выделить «правовое сознание педагога деревенской школы» как отдельное подразделение, под которое нужно учитывать систему правовых знаний, убеждений, ценностных взглядов, о праве и, что самое важное, готовности и способности их передачи ученикам. Сформированное правосознание педагога сельской школы будет фундаментом его правовой компетентности как одной из составляющих профессиональной компетентности работника учителя.

Структуру правовой компетентности педагога деревенской школы составляют такие компетентности как: уважительное отношение к праву и законодательству, способность к восприятию правовой информации, умение работать с источниками профессиональной правовой информацией, в этом числе с помощью компьютера; способность использовать профессиональную педагогическую деятельность на основе развитого правосознания, а также правовой культуры.

Литература:

  1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от 14 августа 2009 г. N 593, «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов, а также служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей сотрудников образования» // Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации.2009. № 11.
  2. Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан от 28 апреля 2011 года Пр. 1168 // Российская газета. 2011. № 151.
  3. Черниловский З. М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992.№ 6.
  4. Иванов А. В. Культурная среда современной школы // Педагогика. 2006. № 10. С.52.
  5. Хуторский А. В. Современная дидактика. Издательский дом «Питер».2001.
  6. Поваренков Ю. П. Индивидуально-психологическое содержание профессионально важных качеств субъекта труда // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006.Выпуск 2.С. 22–27.

Ключевые слова

правовая компетентность, правосознание педагога, учитель сельской школы как носитель правовой культуры