Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Агафонова, Г. Н. Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе / Г. Н. Агафонова, Л. П. Базарова, Е. А. Тишкина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 21-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/415/16935/ (дата обращения: 19.04.2024).



Для раскрытия содержания духовно-нравственного воспитания учащихся необходима единая трактовка понятий «духовность», «нравственность». Эти термины определяются средствами понятийного аппарата философской, эстетической, педагогической, психологической, богословской и других наук.

Понятием «духовность» обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере (В. И. Даль). Если более развернуто, духовность — 1) в этическом, политологическом и теологическом смысле — устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу — к какому-либо, им предпочтенному, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и, тем самым, одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности; 2) основа и главная причина любой веры и религиозности.

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности — любовь.

Нравственность это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность — это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи во вне своего внутреннего духовного мира. Духовность и нравственность — понятия существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Учителя школы в своей деятельности по духовно-нравственному оздоровлению обучающихся осуществляют лингвистический принцип, требующий всемерного сохранения и развития русского языка как средства межнационального общения и языка своей нации, народности как средства сохранения и воспроизводства культуры своего народа. Язык нации — это литературный язык нации, народности, сложившийся на широкой общенародной основе, в устно-разговорной и письменной формах с постепенно вырабатывающимися нормами. Перемены в стране негативно отразились и на состоянии русского языка, на культуре его носителей. Ненормативное использование русского языка наблюдается почти повсеместно: в рекламе, в сфере торговли, в официальной речи и т. п. В связи с этим сегодня возникла настоятельная необходимость в очищении русского языка от всего чуждого ему, в защите от разрушения, растворения в других межнациональных языках.

Обучающиеся и учителя школы принимают участие в ежегодном муниципальном фестивале «Великое русское слово». Традицией стало участие в муниципальном фестивале «Язык мой — друг мой». С исследовательскими работами выступают учащиеся на лингвистической конференции «Языкознание для всех».

Краеведческий принцип требует формирования знаний об истории и культуре своей местности (микрорайона, города, области, края и т. д.). Особое значение краеведческого принципа заключается в том, что он закладывает основы формирования личностных качеств человека (любовь к малой Родине, ответственность за ее дальнейшее процветание, сопереживание и сопричастность ко всему, чем она живет), воспитания рачительного хозяина своей земли, в целом становления духовно-нравственной культуры.

Так, обучающиеся совершают экскурсии по литературным местам нашего края. Традиционным становится посещение дома — музея В. Я. Ерошенко (с. Обуховка), мемориального комплекса В. Ф. Раевского (с. Богослова). На уроках литературы и на внеклассных мероприятиях изучаются произведения наших земляков. Обучающиеся пишут сочинения «Репортаж с экскурсии», создают свои произведения в стиле писательской манеры В. Я. Ерошенко. Мы считаем, что такая работа позволяет не только заинтересовать учащихся сведениями о своих земляках, но и стимулировать исследовательскую и поисковую работы, чтение краеведческой литературы, местной печати, побуждает сохранить этот материал на долгое время, если не навсегда. Литературу родного края мы изучаем и на примере творчества современных писателей.

Изучая фольклор родного края, обучающиеся встречаются со старожилами, людьми, которые помнят старину, беседуют с ними, записывают пословицы, поговорки, народные приметы, бытующие в том или ином селе нашего края. Такая работа носит название «фольклорной практики». Сначала она проводится в рамках кружка «Литературное краеведение» под руководством учителя, а потом носит характер самостоятельной деятельности. Собранный материал обучающиеся оформляют и представляют в форме творческих работ.

К Дню Победы учителя традиционно проводят литературно-музыкальную композицию «Поэты Белгородчины о Великой Отечественной войне». Учащиеся знакомятся с поэзией Ивана Овчинникова, Константина Трофимова, Владимира Михалёва Владимира Фёдорова, Николая Краснова, Юрия Шумова, Галины Ходыревой, Юрия Грязнова, Игоря Чернухина.

Принцип воспитания на традициях. Под традициями понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, сопутствующие им обычаи, обряды, идеи, представления, правила, духовные ценности и т. п. Несомненно, что российский народ сумел сохранить богатые традиции в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Несмотря на коренные преобразования в жизни нашей страны, во многих сферах сознания и деятельности, продолжают сохраняться следующие традиции: культурные (сохранение и приумножение исторических и духовных достижений народов России); боевые (бережное отношение к героике прошлого, образцам самоотверженного служения народу и стране в военной, трудовой и культурной сферах, празднование великих для России событий и дат).

Обучающиеся нашей школы побывали в селах Шаталовка, Незнамово, Роговатое Старооскольского городского округа, побеседовали с жительницами этих сел. Старожилы рассказали ребятам о своих селах, о традициях, народных приметах, обрядовых и престольных праздниках. Данный материал использовался при подготовке праздников «Масленица», «Рождество», «Пасха», которые традиционно проводятся в школе.

С целью пропаганды подвига воинов и тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны учителя литературы проводили уроки «Вечной памятью живы», литературно — музыкальные композиции, посвящённые Великой Победе: «Покуда сердца стучатся, — Помните», «И помнит мир спасённый…», «Пока не догорят высокие свечи».

Принцип сохранения православных традиций. Велик и славен тот народ, который бережно хранит духовное сокровище, накопленное вековым опытом служения людям, и приумножает это сокровище. Русская православная вера всегда овевала и овевает русского человека свежим здоровым дыханием, вливала и вливает в него живительные струи, согревает его сердце теплом, наполняет его душу неведомым языческому миру добром. Поэтому обучающиеся школы совершают паломнические поездки по местам Святого Белогорья. Цель таких поездок — глубже понять православную культуру. А для этого нужно приблизиться к первоисточникам: посетить храмы, увидеть древние иконы, подойти к раке с мощами святого угодника, то есть самим — учителям, и ученикам — прикоснуться к святыням нашего края, которые почитаются на Руси многие века.

Литература:

  1. Введенская Л. А. Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов-на-Дону «Феникс», 1995
  2. Волконский С. М. О русском языке / Русская речь. № 2, 1992
  3. Володина Л. О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье: национальный опыт и региональные особенности. — Вологда: ВГПУ, 2010. — 206 с.
  4. Улиханов И. С. О новых заимствованиях в русском языке. Русский язык в школе № 1 1994 г.