Влияние секционных занятий плаванием на физическую подготовленность детей с нарушением слуха | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

XXI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, январь 2022)

Дата публикации: 22.01.2022

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Васяева, М. И. Влияние секционных занятий плаванием на физическую подготовленность детей с нарушением слуха / М. И. Васяева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/415/16932/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье проведен теоретический анализ влияния секционных занятий плаванием на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Известно, что школьники с нарушением слуха по уровню развития физических качеств отстают, но недостаточно хорошо изучен вопрос в области адаптивного физического воспитания младших школьников в рамках секционных занятий, которые открывают возможности для полноценной реабилитации и повышения физической подготовленности.

Ключевые слова: нарушение слуха, занятие плаванием, физическая подготовленность, младший школьный возраст.

Актуальность исследования. Исследования в области физического развития, физической подготовленности и координационных способностей глухих детей давно привлекают внимание как отечественных, так и зарубежных специалистов в области адаптивной физической культуры. Исследованиями доказано, что поражение слуха нарушает весь ход развития ребенка. Именно поэтому для детей с нарушением слуха физическое воспитание является не только средством укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и мощным фактором коррекции и компенсации нарушенных функций [1–6].

Как утверждает Т. Н. Лебедева нарушение развитие ребёнка всегда сопровождается низким уровнем моторных функций, отставанием и дефицитом двигательной сферы. От своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности они отстают на 1–3 года и больше [2].

Секционное плавание во внеурочной деятельности становится важным средством физического воспитания детей с ограниченными возможностями. Помимо основной функции — овладение навыком передвижения в воде — оно в значительной мере способствует повышению уровня физической подготовленности и способствует улучшения здоровья в целом.

Цель исследования проведение теоретического анализавлияния секционного занятия плаванием на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Результаты исследования и их обсуждение. Плавание имеет благоприятное положительное влияние на социальную адаптацию детей с нарушением слуха в обществе, способствует формированию базы двигательных навыков и коррекции координационных нарушений, а также развитию мелкой моторики, способствующих в дальнейшем профессиональной адаптации и социальной интеграции данной категории.

Секционные занятия плаванием включают следующие специальные задачи:

  1. оздоровительные — требующие большего внимания, чем у слышащих, в связи с ослабленностью организма;
  2. коррекционные — развитие дыхательных мышц, мышц плечевого пояса, совершенствование функций вестибулярного аппарата, точности, согласованности движений и ориентирования в пространстве;
  3. совершенствование психических функций — создание положительной мотивации к занятиям в бассейне, преодоление водобоязни, страха.

Нами были изучены работы об адаптивном плавании. Так, например, в исследовании П. В. Комарова занятия проходили в течение шести месяцев по три раза в неделю. По результатам замечено повышение уровня социальной адаптации и интеграции учащихся с нарушением слуха. Отмечено повышение двигательных способностей, выносливости, моторики [1].

Я. А. Смекалов показал в своей работе, что использование игрового метода в плавании позволяет укрепить мышцы пояса верхних конечностей, а также улучшить скоростно-силовые качества, специальную выносливость [5].

В своем исследовании С. А. Мясищев показал, что занятия плаванием не только улучшают физическое состояние детей с нарушением слуха, но и благотворно влияют на психическое состояние детей [3].

Со всеми вышеперечисленными данными согласуются результаты О. А. Чернояровой, она отмечает, что занятия плаванием улучшают регуляцию управления движениями, самоконтроль поведения, навыков взаимодействия не только с родителями, но и с тренером и, как следствие, у значительного количества детей (92 %) формируется навык плавания, а у 84 % детей повышается уровень физической подготовленности [6].

В работе А. И. Погребной отмечает, что занятия плаванием улучшают функцию внимания, воображения, интеллектуальной деятельности. Наблюдаются высокие темпы прироста физических качеств у глухих и слабослышащих детей, позволяют им вплотную приблизиться к здоровым детям по уровню развития основных физических качеств [4].

Заключение. Удетей с нарушением слуха благодаря секционным занятиям плаванием наблюдается улучшение внимательности, сосредоточенности, точности в выполнении необходимой программы физических упражнений.

Занятия плаванием повышают эмоциональное состояние детей, заряжают энергией. В течении занятия детям приходится быть вовлеченным в активное взаимодействие между собой, что способствует развитию навыков социальной адаптации.

Повтор упражнений способствует развитию координации, чувства равновесия, ритма, выносливости, что положительно влияет на общее состояние здоровья детей. Дети более реалистично оценивают свои способности и возможности, повышают уверенность в своих силах.

Таким образом, в работах ряда авторов установлен тот факт, что одним из важнейших средств успешной социальной адаптации, повышением физической подготовленности, коррекции и компенсации нарушенных функций детей с нарушением слуха является физическая культура, а в частности тренировки в секциях по плаванию.

Литература:

  1. Интеллектуальный потенциал вузов — на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР: Материалы ХХ международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых 18–20 апреля 2018 г.: материалы конференции: в 4 томах / под редакцией Т. В. Терентьевой. — Владивосток: ВГУЭС, 2018 — Том 3–2018. — 392 с.
  2. Лебедева Н. Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников: Гигиенические основы физического воспитания. — Минск: Нар. асвета, 1979. — 80 с.
  3. Мясищев, С. А. Двигательная и психическая реабилитация глухих и слабослышащих мальчиков 9–12 лет средствами плавания: автореферат дис. …кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Сергей Александрович Мясищев. — Краснодар, 2003. — 22 с.
  4. Погребной, А. И. Плавание в системе физической и психической реабилитации детей с дефектами в развитии / А. И. Погребной // Теория и практика физической культуры. — 2004. — № 8.- С. 56–58.
  5. Смекалов, Я. А. Начальное обучение плаванию слабослышащих детей младшего школьного возраста: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Ярослав Александрович Смекалов — Санкт Петербург, 2000. — 161 с.
  6. Черноярова, О. А. Обучение плаванию в условиях реабилитации детей с ограниченными возможностями / О. А. Черноярова // Научно-методический электронный журнал «Концепт».- 2015.- № 4. — С. 156–160.