Использование методов проблемного обучения при формировании экологического мышления у студентов средних профессиональных учреждений | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)

Дата публикации: 24.12.2021

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Сторожева, И. В. Использование методов проблемного обучения при формировании экологического мышления у студентов средних профессиональных учреждений / И. В. Сторожева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 52-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/411/16864/ (дата обращения: 16.04.2024).



В статье рассматриваются методы формирования экологического мышления у студентов средних профессиональных образовательных учреждений при изучении «Экологических основ природопользования» путём использования проблемного обучения.

Ключевые слова: проблемное обучение, экологическое просвещение, экологическое мышление, экологическое воспитание.

Подготовка специалистов социально-экономической направленности, невозможна в современном мире без осуществления ими природоохранной деятельности в различных сферах экономики, особенно в московском регионе, где природа уже не справляется с мощным антропогенным воздействием. Это основная задача современного профессионального образования для устойчивого развития и как фактора, способствующего выходу из экологических кризисов. При этом под устойчивым развитием понимается «… стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы» (Концепция перехода России к устойчивому развитию, 1996г).

Постиндустриальное общество предъявляет новые требования к специалистам различных направлений подготовки. Узкопрофессиональная компетентность не позволяет быстро адаптироваться в постоянно меняющейся социальной среде, поэтому необходима всесторонняя образованность будущих специалистов, включая природоохранную сферу деятельности (экология — системная наука), формирование таких качеств как творческое отношение к труду, экологическая ответственность, а также формирование нравственных принципов, без которых невозможно экологическое мышление.

В современных условиях «смешанного образования», т. е. использования и дистанционных технологий и очного обучения, появилась возможность усиления вариативности учебного процесса. В образовательной практике изучения «Экологии» и «Экологических основ природопользования» рекомендуются внедрять активные методы обучения такие как дискуссии, проблемное обучение и т. д.

Использование цифровых образовательных технологий и интернета позволяет включать в содержание занятий экологические вопросы регионального и местного характера, способствует реальному отображению взаимодействия с окружающей средой.

Для формирования экологического мировоззрения у студентов колледжа в процессе изучения «Экологических основ природопользования» необходимо сделать акцент на процессах, происходящих в системе «человек — общество — техника — природа» и выработке активной гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности к решению социально-экологических проблем и ответственности за состояние окружающей природной среды. [1]

Основной темой обсуждения дисциплины «Экологические основы природопользования» при подготовке студентов различных специальностей является истощение природных ресурсов, изменение климата и загрязнение окружающей среды продуктами человеческой деятельности.

Поскольку направления подготовки среднего профессионального образования относятся к третичной сфере экономической деятельности, не связанной с добычей и переработкой полезных ископаемых, необходимо вовлекать студентов в решение повседневных экологических проблем и обсуждение различных эколого-социальных проектов, приближенных к их профессиональной специфике. Например, обсуждение экологической экспертизы товаров, типов экологической упаковки у товароведов, экологической безопасности жилища, типов аквафильтров и кондиционеров для менеджеров гостиничного дела. [2]

В целях воспитания экологических ценностей, ответственного отношения к природе на практических занятиях по «Экологическим основам природопользования» с учащимися проводится анализ информации экологического новостного портала.

На экологическом новостном портале учащимся предлагается следующая информация для обсуждения:

– экологические проблемы в разных регионах нашей страны;

– новости экологического законодательства;

– разнообразные экологические проекты;

– статистика по социальным опросам по вопросам взаимодействия с окружающей средой;

– интервью с экспертами и ответственными лицами по охране окружающей среды;

– знаменательные экологические даты;

– экологические происшествия;

– зелёные технологии и т. д.

Кроме анализа ситуации, нахождения причинно-следственных связей, поиска путей решения проблемы, необходим простейший экологический прогноз, как основы рационального природопользования. Поэтому, при обсуждении ситуации предлагается ответить на вопросы:

– Что происходит?

– Почему это происходит?

– К каким последствиям это приведет?

– Что предпринять для сохранения природы? [4]

В начале курса выявление и анализ экологических проблем проводит педагог, при этом разворачивает побуждающий диалог для включения студентов в обсуждение. Обучающиеся делятся своими идеями, подсказывают возможные пути решения и формируют, таким образом, свое отношение к рассматриваемой проблеме.

Для самостоятельного проведения анализа студентам необходимо использовать усвоенные экологические знания и методы природоохранной деятельности. Это переводит учащихся от простых теоретических иллюстраций к решению реальных экологических проблем своего региона.

На следующем этапе изучение дисциплины исследуются взаимосвязи различных экологических проблем, ставится вопрос о переходе одной экологической ситуации в другую естественным путем на основе экологических законов о взаимосвязи природных процессов обмена веществом и энергией, единстве природных комплексов и глобальной экологической системы.

Схема проблемной ситуации при изучении «Экологических основ природопользования»

Рис. 1. Схема проблемной ситуации при изучении «Экологических основ природопользования»

Для эффективного решения образовательных задач, предлагаемые экологические проблемные ситуации должны соответствовать изучаемой информации, создавать условия для преодоления трудностей в решении проблемы, а также порождать потребность в её решении.

Обсуждение экологических новостей интегрирует в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и другие методики. Кроме того, любое обсуждение реальных экологических проблем затрагивает чувственно-эмоциональную сферу психической деятельности, что активизирует мыслительную деятельность учащихся.

У учащегося есть возможность оценить свой подход к решению проблемы, коллективно определить успехи и неудачи и развивать интересные стратегии. Таким образом, у учащихся развивается менеджерское мышление, что соответствует направлению подготовки и необходимое в профессиональной деятельности.

Обсуждение экологических новостей, как проблемный метод в изучении «Экологических основ природопользования» мотивирует учащегося на самостоятельный анализ проблемы и поиск решения. Это активизирует критическое, творческое, экологическое мышление, ставит учащегося в положение исследователя и создает личностно-значимую основу природоохранной деятельности.

Литература:

1. Белозеров Евгений Александрович, Куприн Александр Витальевич Экологическое образование и воспитание студентов средних специальных учебных заведений в процессе изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 10 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-i-vospitanie-studentov-srednih-spetsialnyh-uchebnyh-zavedeniy-v-protsesse-izucheniya-distsipliny (дата обращения: 10.12.2021).

2. Леонтьев, М. С. Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования // Актуальные задачи педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 184–186. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1432/ (дата обращения: 10.12.2021).

3. Лучко, О. Ю. Экологическое образование в системе среднего профессионального образования // [Электронный ресурс]// URL: https:// Экологическое образование в системе среднего профессионального образованиЯ — 27 Марта 2018 — Публикации педагогов — ПрофОбразование (xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai) (дата обращение 11.12.2021).

4. Лучшева, Е. А. Методический материал по экологическому образованию на тему «Проблемное обучение на уроках природопользования» // [Электронный ресурс]// URL: https://Методический материал по экологическому образованию на тему»Проблемное обучение на уроках природопользования» (infourok.ru) (дата обращения 11.12.2021)