Фронтальное групповое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР «Животные жарких стран» с использованием нетрадиционных методик | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

XIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)

Дата публикации: 16.12.2021

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Сафина, Э. Н. Фронтальное групповое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР «Животные жарких стран» с использованием нетрадиционных методик / Э. Н. Сафина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 46-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/411/16850/ (дата обращения: 19.04.2024).



Дети с ОНР имеют свои психологические особенности. У них наблюдаются отклонения в эмоционально-личностной сфере. Им присуще пассивность, неуверенность в себе, робость, отставание в развитии воображения, им трудно выразить мимическими средствами эмоции. У детей нарушения в развитии двигательной сферы.

Использование мною нетрадиционных методов на занятиях: биоэнергопластики, крупотерапии, метода психогимнастических превращений — способствуют снятию мышечного напряжения, развитию мимических и пантомимических навыков, развитию мелкой и общей моторики, поддерживают положительное эмоциональное состояние и внимание детей.

Ключевые слова: логопедическое занятие, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст .

Цель: Закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

– уточнение представлений о животных жарких стран, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме,

– совершенствование грамматического строя речи (единственное и множественное число существительных, употребление существительных в винительном, родительном и предложном падежах, употребление порядковых числительных, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование притяжательных прилагательных)

– развитие связной речи: составление простых, сложноподчиненных предложений, составление рассказа-описания.

  1. Коррекционно-развивающие:

– развитие артикуляционной и мелкой моторики

– развитие зрительного, слухового внимания, памяти, логического мышления, воображения, тактильных ощущений, мелкой и общей моторики

– снятие мышечного напряжения

– развитие мимических и пантомимических навыков.

  1. Коррекционно-воспитательные:

– формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, воспитание эмоциональности

– формирование этических представлений

– воспитание интереса к живой природе.

Оборудование: мелкие игрушки животных жарких стран, подносы с манной крупой по числу детей, трубочки для коктейля, влажные салфетки, клеенки для столов, презентация Power point, ящик сюрпризом.

Предварительная работа. Просмотр телепередач о животных жарких стран, посещение зоопарка, чтение стихов, рассказов по теме.

Ход занятия

Организационный момент. (Создание эмоционального фона).

Игра «Здравствуй»

Дети встают в круг.

Логопед: — Давайте поздороваемся друг с другом. Протяните правые ручки.

Дети, качая ими вверх и вниз, произносят слова.

— Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошки мне давай!

Дети держатся ладошками, стоя в кругу.

В этой группе все друзья: я, ты, он, она.

Обними соседа слева, обними соседа справа.

Погладь соседа слева, погладь соседа справа.

Пощипай соседа слева, пощипай соседа справа.

Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа.

Все мы дружная семья: я, ты, он, она.

Игровой самомассаж «Что где?»

Вот глаза у нас какие: голубые, карие.

Носик-пуговкой у нас, брови ниточкой у глаз.

Ушки маленькие, губки аленькие,

Щечки, шейка, лобик, рот и наш пухленький живот.

  1. — А сейчас давайте сядем на стульчики. Слайд 1

Мы отправляемся навстречу с интересными животными. Прочитайте куда? (В зоопарк)

—Ой, где же все животные? Слайд 2

Развитие силы выдоха Слайд 3

—Посмотрите на песочке появились какие-то холмы. Давайте возьмем трубочки

И слегка сейчас подуем

Холмы мы расколдуем.

Кто появился из песка? Начните предложение словами «Я раскопал» такого-то животного и добавьте 2 слова- признака

Дети: — Я раскопал сильного грозного льва… полосатую зебру…большеухого серого слона…красивого стройного леопарда… зубастого зеленого крокодила.

Игра «Изобрази чувство»

Их разбудил наш волшебный песочный ветер. Звери отнеслись к этому по- разному.

Льву это не понравилось. Слайд 4 Изобразим это.

Жираф удивился. Слайд 5

Зебра испугалась Слайд 6

Обезьяна обрадовалась . Слайд 7

Леопард прислушался. Слайд 8

Игра с песком (манной крупой) на напряжение и расслабление мышц рук и развитие дыхания.

— Давайте их успокоим, высеем к ним дорожки.

Вдох-песочек в кулачки сожмем,

Задержка дыханья,

Плавно выдыхаем-из песочка дорожки насыпаем.

Артикуляционная гимнастика (биоэнергопластика)

— Изобразим родственников этих животных. Приготовьте язычки и пальчики.

«Мартышка»

Улыбается мартышка

Улыбаться любит слишком. (Показываем губами и одновременно рисуем пальчиками на песочке «улыбку») Слайд 9

«Зебра»

У зебры красивый узор,

Немножко похож на забор. (Показали «заборчики» и рисуем их на песке) Слайд 10

«Крокодил»

Чистит зубки крокодил,

Рот зубастый он открыл (Проводим язычком по верхним и нижним зубам с внешней, затем с внутренней стороны) Слайд 11

«Носорог»

Ходит грузно носорог

Слышен топот толстых ног. (Стучим язычком: «т-т-т-т» и ступаем ладошками) Слайд 12

«Антилопа»

Антилопа- прыг да скок

Может щелкать язычок (Делаем «лошадку» и пальцами ритмично скачем по песочку) Слайд 13

«Леопард»

Леопард лежит, не спит

И хвостом он шевелит (Делаем «часики» и указательными пальцами повторяем движения)

Слайд 14

Беседа о животных. Психогимнастические превращения.

Посмотрите, кто с нами пришел познакомиться, ребята? (Жираф) Слайд 15

— Где живет жираф? (В Африке) Слайд 16

— Какое животное жираф? Расскажи, как выглядит жираф. Слайд 17

— Что вы еще знаете о жирафе?

— Вытяните шеи, как жираф. Поднимите высоко голову. Посмотрите «с высоты», надменно.

Что говорят о человеке, который ходит «задрав голову»? (Он гордый, считает себя лучше других)

— Хорошо ли зазнаваться? Почему?

— К нам бесшумно подошел еще один зверь. Кто это? (Пантера) Слайд 18

— Где обитает пантера? (В джунглях) Слайд 19

— На какое домашнее животное похожа пантера?

Слайд 20

— Как будут называться детеныши пантеры? (Котята)

— Расскажи, как выглядит пантера?

— Как передвигается пантера? (Медленно, осторожно, плавно, гибко)

— Изобразите (Мягко прогните свою гибкую спину)

— Посмотрите, наш следующий гость! Кто это? (Бегемот)

— Где обитает бегемот? (В Африке, в пресных водоемах) Слайд 21

— Расскажите, как выглядит бегемот. Слайд 22

— Как будут называться детеныши животного? (Бегемотики)

— На походку какого животного дикого леса похожа походка бегемота? (На походку медведя)

— Пройдитесь вперевалочку.

— Вот ещё один гость. Кто это? (Мартышка) Слайд 23

— Где живут мартышки? (В жарких странах, в джунглях)

— Расскажи, как выглядит мартышка?

— Какого ребенка называют мартышкой? (Того, кто постоянно кривляется, корчит рожи)

— Изобразите мартышку.

— Хорошо ли вести себя как мартышка?

— Посмотрите, кто к нам ещё пришел! (Черепаха)

Слайд 24

— Где обитают Черепахи? (В жарких странах, в море, реке)

— Расскажи, как выглядит черепаха?

— Как передвигается черепаха? (Ползает очень медленно)

— Изобразите черепаху.

— Изобразите, как выглядит черепаха во время опасности. (Напрячь спину- «панцирь», напрячь руки и ноги- «лапы», втянуть голову)

— Какого человека сравнивают с черепахой? (Того, кто делает все медленно, никуда не торопится)

— Хорошо ли быть похожим на черепаху? Почему?

Физкультминутка .

Логоритмическое упражнение под музыку «У жирафа пятна…» Слайд 25

Составление рассказа- сравнения . Слайд 26

— Сейчас сравним животных: например, льва и жирафа. Перед вами план-подсказка:

— Сначала расскажите, где они обитают, чем покрыто их тело?

— Сравните их по внешнему виду, чем отличаются друг от друга?

— Чем они питаются? Кто их детеныши?

— Какие они по характеру?

«Чья клетка» Слайд 27

Животным пора возвращаться в свои клетки. Помогите им отыскать свою клетку по силуэту животного. Чья первая клетка? (Первая клетка- верблюжья и т. д.)

Итог занятия.

Наше путешествие подошло к концу. Понравилось путешествие? Что понравилось?

Пора нам возвращаться домой, но животные рады встрече с вами, ребята, и передали нам этот ящик, давайте посмотрим, что в нем. Здесь бананы! Угощайтесь!

Литература:

  1. Ихсанова С. В. Игротерапия в логопедии. Психогимнастические превращения. –Изд.2-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2015
  2. Куликовская Т. А. Наглядно-дидактический материал с конспектами занятий. Животные Африки- М., ООО «Стрекоза»,2016г