Общеинтеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся на уроке математики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)

Дата публикации: 15.12.2021

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Мазуренко, Н. И. Общеинтеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся на уроке математики / Н. И. Мазуренко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 33-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/411/16847/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье автор показывает использование элементов истории на уроках математики.

Ключевые слова: математика, историческое развитие.

Помочь детям стать личностями — это значительно важнее, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка.

К. Роджерс

Если посмотреть на стандарты общего основного образования изучения математики, то среди всех целей образования, можно выделить воспитательную цель: воспитание средствами культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей. Особенно это направление становится актуальным в контексте внедрения в процесс обучения новых стандартов образования . В содержание основного общего образования включен раздел: математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Какие же пути внедрения этих принципов я использую в своей деятельности?

1. Использование на уроках исторического материал;

Использование элементов истории на уроках математики — это способ активизации познавательной деятельности учащихся, развитию у них интереса к математике, который способствует более глубокому и крепкому усвоению, формированию у учеников культурного потенциала.

1) При изучении темы «Уравнения» в 10-м классе ребятам будет интересно узнать, что известный персидский и таджикский поэт, философ Омар Хайам, был также и математиком. В мире математики его знают под именем Гияседдин Абу-ль Фахт Ибн Ибрахим. Хайам первым из математиков создал теорию решения уравнений до 3-й степени включительно и дал общую классификацию этих уравнений. 2) На уроках математики я включаю не только биографический материал жизни и деятельности великих ученых, а в большей мере тот рассказываю про тот путь, который был пройден ученым в науке. Важно показать ученикам историю важнейших открытий, трудностей, с которыми сталкивались многие ученые. Я стараюсь включить учеников в драму познания, сделать их соучастниками этого процесса, подталкивать их к сопереживанию. Так, при изучении темы: «Аксиома параллельности» на уроках геометрии в 7-м классе , я знакомлю учеников не только с создателем «отцом» геометрии — Евклидом, а также рассказываю ученикам про Николая Ивановича Лобачевского, который является примером высокой принципиальности, который отстаивал свои идеи неевклидовой геометрии. Сотни ученых пытались доказать 5-й постулат Евклида, но никому этого не удавалось, и только Н. И. Лобачевский предложил оригинальный способ мышления, который заменил 5-й постулат противоположным утверждением и, оставив все остальные аксиомы и постулаты неизменными, построил новую геометрию — геометрию Лобачевского. Встретив непонимание в кругу ученых и издевательства царских чиновников, Лобачевский не прекратил борьбу, он продолжил публиковать работы за границей и в России. Всю свою жизнь Лобачевский отстаивал свои идеи.

2. Интеграция математики и искусства (т. е. включение произведений поэзии, живописи, скульптуры и архитектуры в содержание уроков)

1) Так, например, при изучении темы «Правильные многогранники» (10-й класс) целесообразно показать детям картину Сальвадора Дали «Тайная вечеря». В античной философии первоосновой бытия были 4 стихии: земля, вода, ветер и огонь. Древнегреческий философ Платон атомам этих стихий поставил в соответствие формы тетраэдра, куба, октаэдра и икосаэдра. Форму додекаэдра Платон поставил в соответствие всей Вселенной. Поэтому на репродукции С. Дали Иисус Христос со своими учениками на фоне большого прозрачного додекаэдра.

Также учащимся я показываю картину, на которой изображен известный математик XV в. — Лука Пачоли со своим учеником. Лука Пачоли написал трактат «О божественной пропорции».

Справа на стене виден додекаэдр, а в левом верхнем углу полуправильное тело.

2) Взаимосвязь архитектуры и математики можно продемонстрировать на примерах изучения тем: «Пирамида» (10-й класс) я показываю детям одно из чудес света — пирамиду Хеопса. Большая пирамида была построена, как гробница фараона Хуфу (Хеопс). Высота пирамиды = 146,59 м, а длина стороны основания — 230,35 При изучении тем «Призма, параллелепипед» я показываю формы этих геометрических тел на примере Александрийского маяка, который был построен в 3 веке до нашей эры, чтобы корабли могли пройти рифы по пути в Александрийскую бухту. Это был первый в мире маяк и простоял он 1500 лет. Общая высота маяка составляет 117 метров. В 11-м классе при изучении темы «Цилиндра» я показываю детям Колизей — памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашеrо времени. Колизей имеет цилиндрическую форму.

3) Поэзия и математика также взаимосвязаны. О многих великих математиках написаны стихотворения, оды. Так, например , на уроке по алгебре в 11-м классе по теме «Производная» я зачитываю ученикам стихотворение Лады Одинцовой о Ньютоне, который является основоположником теории дифференциального исчисления.

После бессонной ночи утром рано,

Опережая солнечный восход,

Однажды я пришла на берег океана.

Прилив оставил гальку и ракушки-

Причудливой фантазии игрушки.

И вижу: мальчик камешки берет

И лучшие за пазуху кладет.

Он протянул мне светлый сердолик.

Лицо его тотчас преобразилось

И скорбными морщинками покрылось.

Я поняла, что предо мной — старик.

— После бессонной ночи утром рано,

Опережая солнечный восход,

Я прихожу на берег океана,

Желанием познания гоним.

Но океан, что истиной зовется,

непостижим и надо мной смеется…

Хоть я — Ньютон, но мальчик перед ним.

Уже сияло солнце в апогее

И над волнами облака цвели,

Рыдала я, внезапно сиротея,

И океан молила быть добрее

И старца не смывать с лица Земли.

Многие известные писатели и поэты обращались в поэзии к математике. При изучении темы «Интегралы» зачитываю стихотворение известного российского поэта Брюсова Валерия:

Смысл — там, где змеи интеграла

Меж цифр и букв, меж d и f.

Там — власть, там творческие горны!

Пред волей чисел все — рабы.

И солнца путь вершат, покорны

Немым речам их ворожбы.

Немногие ученики знают, что Михаил Юрьевич Лермонтов интересовался математикой, он написал такие строки, которыми можно открыть изучение темы «Пределы» (11-й класс):

Как я хотел тебя уверить,

Что не люблю ее, хотел

Неизмеримое измерить,

Любви безбрежной дать предел.

4 ) При изучении темы «Пропорция» в 6 классе я знакомлю учеников с известным математиком Леонардо да Винчи, который больше известен, как итальянский художник. Леонардо да Винчи является символом соединения науки и искусства. Он и скульптор, и архитектор, и механик. В математике он вывел правило «Золотого сечения», которое нашло отражение и в живописи, и в архитектуре. Так он на одном из своих рисунков изобразил человека в центре Вселенной, демонстрируя, как используется золотое сечение для изображения идеальных пропорций человеческого тела (рисунок человека Леонардо да Винчи), картина «Джоконда». Золотое сечение в архитектуре можно показать на фотографиях: Эрмитаж (Санкт-Петербург), Казанский собор (Санкт-Петербург), здание сената в Кремле. Золотое сечение в скульптуре можно продемонстрировать на статуе Аполлона Бельвердерского — эталон мужской красоты.

Золотое сечение встречается и в природе. Так при изучении темы «Подобные треугольники» я рассказываю, что немецкий поэт и философ Адольф Цейзинг посвятил часть своей жизни изучению золотого сечения. Он установил, что для мужчины отношение роста к длине торса составляет а/х приблизительно =1,625, а для женщины а/х=1,6. Поэтому пропорция мужской фигуры ближе к золотому сечению, чем женской.

3. Внедрение во внеклассную работу культурного и гуманистического подхода

В своей внеклассной работе по предмету я использую разные организационные формы: устные журналы, математические гонки, математические турниры, математические стенгазеты, математические КВН-ы, олимпиады. Разработки некоторых внеклассных мероприятий представлены на моем интернет-ресурсе. На слайдах представлены фотографии различных мероприятий по математике за годы моей работы.

Целью проведения этих мероприятий является прежде всего цель — развитие творческих способностей учащихся. С позиций гуманизма и общечеловеческих ценностей я рассматриваю воспитание личности и учебную деятельность ученика как насыщенный творческими открытиями процесс познания.

Практика показывает, что подход с использованием этих трех направлений способствует не только приобщению учащихся к миру прекрасного, но и способствует развитию личности ребенка в самом широком смысле. Помогает реализовать эти три направления: проектная технология, ИКТ, игровая технология, технология проблемного обучения, коммуникативно-диалоговая технология (интерактивные технологии). Полный комплекс подходов, конечно, нельзя реализовать на каждом уроке, но главное, чтобы эта работа была систематической, тогда будет виден результат.

Результатом моей работы являются творческие работы учеников в виде докладов, рефератов, презентаций, устных журналов, стенных газет по математики, творческие выставки моделей стереометрических фигур, выступления учеников на сцене при проведении различных внеклассных мероприятий, защита презентаций, участие в олимпиадах разных уровней.

Успешность реализации задач культурного воспитания средствами математики целиком зависит и от учителя математики. Поэтому, идя на урок, я стараюсь вложить в него душу — это, без сомнения, самый эффективный способ воспитания красоты мысли и моральности поступков!

Литература:

  1. Глейзер Г. И. История математики в школе. Пособие для учителей. -М., Просвещение, 1964
  2. И. Б. Ремчукова Математика 5–8 класс: Игровые технологии на уроках/ авт.-сост. Волгоград: Учитель 2007
  3. С. Т. Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Педагогический центр “Эксперимент”, Рига, 1997.