Дистанционное обучение — новый виток развития образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)

Дата публикации: 09.12.2021

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Гусейнова, Т. Н. Дистанционное обучение — новый виток развития образования / Т. Н. Гусейнова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 58-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/409/16829/ (дата обращения: 24.04.2024).



Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме дистанционного обучения. В данной статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны использования дистанционного формата обучения. Автор приводит пример использования двух платформ для проведения онлайн-занятий в учебном заведении среднего профессионального образования — Moodle и Microsoft Teams .

Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн-занятие, образовательная платформа.

В XXI веке, когда интернет стал неотъемлемой частью жизни общества, дистанционное обучение становится популярным в образовательном процессе. Такое обучение получило распространение в учебных заведениях высшего, основного и дополнительного образования. С большим развитием информационных технологий обучающиеся взаимодействуют напрямую с преподавателями посредством проведения вебинаров, конференций, онлайн-занятий и т. д. В настоящее время в сложившейся эпидемиологической обстановке учебные заведения вынуждены переводить свои занятия в дистанционный режим.

Дистанционное обучение представляет собой процесс взаимодействия обучающихся и преподавателей в онлайн формате с применением информационных технологий. Использование информационных технологий в образовательной среде позволяет рассматривать процесс обучения с другого ракурса, как процесс улучшения качества образования на всех этапах.

В начале вынужденного перехода на дистанционное обучение для педагогов несло только негативные впечатления. Кажется, что дистанционное обучение — это не подобающая форма проведения занятий, угроза качеству обучения, мотивации студентов. В действительности же, дистанционная форма обучения привносит в учебный процесс много плюсов:

– обучающиеся начинают понимать суть самообразования, что важно в современном мире;

– в процессе обучения преподаватели могут использовать больше интернет-ресурсов для улучшения качества освоения общих и профессиональных компетенций;

– более размеренный темп работы;

– появляется возможность более активно использовать цифровые технологии;

– данная технология позволяет индивидуализировать процесс обучения;

– обучающиеся могут раскрыть свой потенциал в полной мере и т. д.

Для проведения онлайн занятий существует огромное разнообразие информационных платформ, таких как Moodle, iSpring, Teachbase, WebTutor, Microsoft Teams и т. д. В частности это универсальные платформы для разных специализаций с расширенными возможностями: интеграциями, разграничением прав доступа, геймификацией, вебинарами и тестами, выдачей сертификатов, встроенной системой оплаты.

Помимо многочисленных положительных факторов использования дистанционной технологии, существует ряд минусов, на которые необходимо обратить внимание. Появляется необходимость в изучении цифровых технологий. Для внедрения цифровизации в процесс обучения преподаватели колледжа регулярно проходят повышение квалификации, в том числе в рамках государственной программы «Цифровая экономика» проходили обучение в Университете Иннополис по дополнительной профессиональной программе «Внедрение цифровых технологий в дисциплины при проектировании образовательных программ».

Возникает недостаток личного общения, трудно контролировать обучающихся во время дистанционного занятия. Также необходимо больше работать с мотивацией обучающихся, правильно замотивировать и вдохновить обучающихся, поддерживать в них интерес к предмету, поощрять любопытство и проявление инициативы — это не легкий труд во время онлайн-занятий.

И еще одним отрицательным фактором является отсутствие границы между рабочим и свободным временем. Необходимо больше времени для проверки и оценивания работ обучающихся. Но при правильном выборе интернет-платформы и организации процесса обучения, можно минимизировать все недостатки дистанционного обучения.

Для проведения качественных и полноценных занятий Университетский колледж ОГУ выбрал две платформы Moodle и Microsoft Teams. Moodle — бесплатная система электронного обучения. Это открытое веб-приложение, на базе которого можно создать специализированную платформу для развития студентов или сотрудников. На базе этой системы преподаватели создают курсы по дисциплинам (рис. 1) и организовывают тестирование обучающихся по разделам курса.

Личный кабинет преподавателя

Рис. 1. Личный кабинет преподавателя

Microsoft Teams — это платформа, позволяющая организовать онлайн занятия, совместную работу обучающихся и преподавателей с должным качеством. Помимо взаимодействия на занятиях, студенты с легкостью могут связаться с преподавателем, используя чат команды, либо написать личное сообщение, отправить выполненное задание или задать интересующие их вопросы (рис. 2).

Главная страница Teams личного кабинета

Рис. 2. Главная страница Teams личного кабинета

Используя данную платформу, можно запланировать собрание в группе на определенную дату и время, добавить обязательных участников или отправить приглашение сразу всей команде. В Teams удобно прослеживать выполнение заданий и просматривать оценки за все выставленные задания (рис. 3).

Microsoft Teams позволяет демонстрировать презентации, видео, использовать доску для записей, решений задач, построений графиков. Помимо этого, можно осуществить звонок любому пользователю Teams образовательной организации.

Оценки команды

Рис. 3. Оценки команды

Таким образом, любая платформа для организации дистанционного обучения имеет свои плюсы и минусы. Удобство использования платформы зависит от степени ее адаптации к потребностям организации и умения использовать все возможности и функции системы. Современные дети, подростки и студенты хорошо ориентируются в технологиях и привыкли к цифровому взаимодействию. Для них учиться сидя в телефоне, планшете или ноутбуке — довольно простое занятие. Конечно, не все могут сразу влиться в учебный процесс, но со временем можно адаптироваться.

Литература:

  1. Шаров, В. С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 94. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-forma-tehnologiya-sredstvo
  2. Смирнов Р. С., Хабло Д. В., Долгова Г. Б. Применение онлайн-технологий в современном образовании // Образование и наука в современных условиях. 2015. № 3. С. 219–221.