Большие сложности маленьких детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

XVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)

Дата публикации: 08.12.2021

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Федонюк, О. Н. Большие сложности маленьких детей / О. Н. Федонюк. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 54-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/409/16819/ (дата обращения: 25.04.2024).



Воспитание и обучение детей с индивидуальными особенностями развития — одна из актуальных проблем в современном обществе. В последнее время увеличилось число детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, для которых обучение в общеобразовательных школах становится трудной, часто практически невыполнимой задачей.

Ключевые слова : ребенок, учитель, помощь, повышенная активность, синдром дефицита внимания, индивидуальные особенности.

Девочка шла по улице и упала в яму. Стены ямы были такие крутые, что она никак не могла выбраться. Мимо проходил врач, и девочка крикнула: «Эй, доктор, можете помочь?» Врач выписал ей рецепт на какое-то лекарство от СДВГ, бросил этот рецепт вниз и пошел дальше. Затем появился судья, и девочка крикнула и ему тоже: «Эй, судья, я упала в яму! Помогите мне вылезти!» Судья выдал предписания о предоставлении особых условий в школе, кинул его в яму и пошел дальше…

Стивен П. Хиншоу, доктор наук, профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли; автор «Another Kind of Madness: A Journey through Stigma and Hope of Mental Illness»

Помочь ребёнку выбраться из «ямы» предстоит учителю...

С чего начать? Как действовать? Как вести себя с таким ребёнком? А если в классе таких детей несколько?

Для детей с СДВГ учеба в школе — это серьёзный вызов. От них требуют усидчивости, концентрации, хорошего поведения и следования правилам, а эти качества у них в дефиците. Из-за СДВГ им сложно справляться со школьной программой, устанавливать отношения с одноклассниками и учителями, ведь своими эмоциями они тоже не слишком умело управляют. Все это часто становится поводом для школьной травли. Педагогу важно учитывать эти трудности в работе с учеником, создавать для него комфортную среду, в которой ребенок бы мог показать свои способности по максимуму.

Обеспечиваем благоприятную обстановку для ребёнка с СДВГ и всего класса:

Дисциплина

В классе должны быть общие правила поведения на уроке. Это поможет ребёнку с СДВГ избежать жалоб от одноклассников, что он пользуется особыми привилегиями, и поможет ему привыкнуть к нужному распорядку. На первое время лучше разместить устав класса на видном месте, потому что гиперактивным детям тяжело удержать в голове много новой информации.

Выяснить, как привлечь его внимание

Когда ученик отвлекается, нужно постараться вернуть его внимание (например, договориться с ним о секретном сигнале: показать ему какой-то знак, негромко постучать по столу, погладить по плечу, вместо громкого замечания вслух — это просигнализирует: «ты отвлекся, вернись к работе»). Рекомендуется сажать такого ученика за первую парту, где его ничего не отвлекает, давать ему листок с индивидуальным заданием.

Понять уровень нагрузки ребёнка

Необходимо отследить, сколько минут подряд такой ученик может более или менее продуктивно работать до того, как переключит внимание, и сколько информации он усваивает. Не нужно давать больше, пытаясь таким образом повысить его работоспособность — это не сработает, а ребенок может просто испугаться объёма задания, и его реакция может быть необычной.

Исключение ситуаций, провоцирующих ребенка на проявление сильных эмоций

Это могут быть активные игры на переменах, родительское собрание, контрольная работа или разбор конфликта. Если что-то из этого планируется, к этому ученика нужно подготовить — мягко напомнить, про правила поведения. Не забываем, что учитель оценивает то, как он усвоил материал, а не его личность.

Если ребёнка всё же захлестнули эмоции, первое, что нужно сделать — успокоить его: отвести в тихое место, дать воды, если это уместно — обнять, и ни в коем случае не повышать голоса.

Помощь при возникновении конфликтных ситуаций

Ребёнок с СДВГ не всегда понимает, почему он поступает именно так, и часто не осознаёт, почему это плохо. Если ученик кого-то обидел, ему нужно объяснить, почему человек расстроился, как можно было избежать такой ситуации. Необходимо дать ребёнку понять, ЧТО в его поведении вызывает сложности и как с ними можно справиться.

Делаем учёбу ребёнка с СДВГ более эффективной

Хвалим.

Гиперактивным детям часто всё даётся труднее, чем другим. Они ругают себя, когда что-то не получается, и разочаровываются в своих способностях. Важно сделать так, чтобы ученик в себя поверил. Вместе радуемся, когда он действительно с чем-то справился и обсуждаем его достижения.

Игнорируем мелкие нарушения, если они не слишком мешают общей работе, не делать замечаний каждый раз.

Помогаем.

Можно договориться с ребёнком о более комфортной для него форме сдачи работ. Например, если ребёнку сложно перед всем классом выступать, можно договориться о письменной сдаче материала или наоборот.

Поддерживаем.

У детей с СДВГ работоспособность порой расшатана: активность сменяется усталостью. Во время урока ребёнок может лечь на стол, даже заснуть. Нужно чередовать виды деятельности, чтобы поддерживать внимание детей.

Важно не забывать, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а серьёзный медицинский, нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить авторитарными указаниями и нетерпимостью. Дисциплинарные меры воздействия в виде наказаний, нотаций, замечаний не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его.

Кто как не учитель может помочь ребёнку выбраться из «ямы» бесконечных советов, пререканий, недовольств?

Дети с особыми потребностями — особенные цветы.

Для них просто жизненно важны любовь и тепло людей.

Литература:

  1. Воропаева, О. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Пути к взаимопониманию / О. В. Воропаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 234–236. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63275/ (дата обращения: 07.05.2021)
  2. Гиперактивный ребенок — это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему / Л. Горячева, Л. Г. Кругляк. — Санкт-Петербург: Весь, 2014. — 245 с.
  3. https://pedsovet.org/article/v-klasse-rebenok-s-sdvg-cto-delat-ucitelu
  4. https://www.litmir.me/br/?b=667260&p=2
  5. https://pedsovet.org/article/v-klasse-rebenok-s-sdvg-cto-delat-ucitelu