Большие сложности маленьких детей
Автор: Федонюк Оксана Николаевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
XVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)
Дата публикации: 08.12.2021
Статья просмотрена: 38 раз
Библиографическое описание:
Федонюк, О. Н. Большие сложности маленьких детей / О. Н. Федонюк. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 54-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/409/16819/ (дата обращения: 14.11.2024).
Воспитание и обучение детей с индивидуальными особенностями развития — одна из актуальных проблем в современном обществе. В последнее время увеличилось число детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, для которых обучение в общеобразовательных школах становится трудной, часто практически невыполнимой задачей.
Ключевые слова : ребенок, учитель, помощь, повышенная активность, синдром дефицита внимания, индивидуальные особенности.
Девочка шла по улице и упала в яму. Стены ямы были такие крутые, что она никак не могла выбраться. Мимо проходил врач, и девочка крикнула: «Эй, доктор, можете помочь?» Врач выписал ей рецепт на какое-то лекарство от СДВГ, бросил этот рецепт вниз и пошел дальше. Затем появился судья, и девочка крикнула и ему тоже: «Эй, судья, я упала в яму! Помогите мне вылезти!» Судья выдал предписания о предоставлении особых условий в школе, кинул его в яму и пошел дальше…
Стивен П. Хиншоу, доктор наук, профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли; автор «Another Kind of Madness: A Journey through Stigma and Hope of Mental Illness»
Помочь ребёнку выбраться из «ямы» предстоит учителю...
С чего начать? Как действовать? Как вести себя с таким ребёнком? А если в классе таких детей несколько?
Для детей с СДВГ учеба в школе — это серьёзный вызов. От них требуют усидчивости, концентрации, хорошего поведения и следования правилам, а эти качества у них в дефиците. Из-за СДВГ им сложно справляться со школьной программой, устанавливать отношения с одноклассниками и учителями, ведь своими эмоциями они тоже не слишком умело управляют. Все это часто становится поводом для школьной травли. Педагогу важно учитывать эти трудности в работе с учеником, создавать для него комфортную среду, в которой ребенок бы мог показать свои способности по максимуму.
Обеспечиваем благоприятную обстановку для ребёнка с СДВГ и всего класса:
Дисциплина
В классе должны быть общие правила поведения на уроке. Это поможет ребёнку с СДВГ избежать жалоб от одноклассников, что он пользуется особыми привилегиями, и поможет ему привыкнуть к нужному распорядку. На первое время лучше разместить устав класса на видном месте, потому что гиперактивным детям тяжело удержать в голове много новой информации.
Выяснить, как привлечь его внимание
Когда ученик отвлекается, нужно постараться вернуть его внимание (например, договориться с ним о секретном сигнале: показать ему какой-то знак, негромко постучать по столу, погладить по плечу, вместо громкого замечания вслух — это просигнализирует: «ты отвлекся, вернись к работе»). Рекомендуется сажать такого ученика за первую парту, где его ничего не отвлекает, давать ему листок с индивидуальным заданием.
Понять уровень нагрузки ребёнка
Необходимо отследить, сколько минут подряд такой ученик может более или менее продуктивно работать до того, как переключит внимание, и сколько информации он усваивает. Не нужно давать больше, пытаясь таким образом повысить его работоспособность — это не сработает, а ребенок может просто испугаться объёма задания, и его реакция может быть необычной.
Исключение ситуаций, провоцирующих ребенка на проявление сильных эмоций
Это могут быть активные игры на переменах, родительское собрание, контрольная работа или разбор конфликта. Если что-то из этого планируется, к этому ученика нужно подготовить — мягко напомнить, про правила поведения. Не забываем, что учитель оценивает то, как он усвоил материал, а не его личность.
Если ребёнка всё же захлестнули эмоции, первое, что нужно сделать — успокоить его: отвести в тихое место, дать воды, если это уместно — обнять, и ни в коем случае не повышать голоса.
Помощь при возникновении конфликтных ситуаций
Ребёнок с СДВГ не всегда понимает, почему он поступает именно так, и часто не осознаёт, почему это плохо. Если ученик кого-то обидел, ему нужно объяснить, почему человек расстроился, как можно было избежать такой ситуации. Необходимо дать ребёнку понять, ЧТО в его поведении вызывает сложности и как с ними можно справиться.
Делаем учёбу ребёнка с СДВГ более эффективной
Хвалим.
Гиперактивным детям часто всё даётся труднее, чем другим. Они ругают себя, когда что-то не получается, и разочаровываются в своих способностях. Важно сделать так, чтобы ученик в себя поверил. Вместе радуемся, когда он действительно с чем-то справился и обсуждаем его достижения.
Игнорируем мелкие нарушения, если они не слишком мешают общей работе, не делать замечаний каждый раз.
Помогаем.
Можно договориться с ребёнком о более комфортной для него форме сдачи работ. Например, если ребёнку сложно перед всем классом выступать, можно договориться о письменной сдаче материала или наоборот.
Поддерживаем.
У детей с СДВГ работоспособность порой расшатана: активность сменяется усталостью. Во время урока ребёнок может лечь на стол, даже заснуть. Нужно чередовать виды деятельности, чтобы поддерживать внимание детей.
Важно не забывать, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а серьёзный медицинский, нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить авторитарными указаниями и нетерпимостью. Дисциплинарные меры воздействия в виде наказаний, нотаций, замечаний не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его.
Кто как не учитель может помочь ребёнку выбраться из «ямы» бесконечных советов, пререканий, недовольств?
Дети с особыми потребностями — особенные цветы.
Для них просто жизненно важны любовь и тепло людей.
Литература:
- Воропаева, О. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Пути к взаимопониманию / О. В. Воропаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 234–236. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63275/ (дата обращения: 07.05.2021)
- Гиперактивный ребенок — это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему / Л. Горячева, Л. Г. Кругляк. — Санкт-Петербург: Весь, 2014. — 245 с.
- https://pedsovet.org/article/v-klasse-rebenok-s-sdvg-cto-delat-ucitelu
- https://www.litmir.me/br/?b=667260&p=2
- https://pedsovet.org/article/v-klasse-rebenok-s-sdvg-cto-delat-ucitelu
Ключевые слова
ребёнок, учитель, индивидуальные особенности, помощь, синдром дефицита внимания, повышенная активностьПохожие статьи
Об учете особенностей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в процессе воспитания и обучения
В статье рассмотрены основные особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), обозначены актуальные проблемы, с которыми такие дети наиболее часто сталкиваются в процессе обучения и воспитания.
Методы и приемы формирования навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития
Изменения в социально-культурной сфере и технологическом прогрессе современности создают множество проблем для развития нового поколения. Увеличивается число детей, находящихся в зоне риска, и возрастает список факторов, способствующих этому. В числе...
Взаимосвязь ДОУ и семьи в формировании навыков самостоятельности у детей с ОНР
Авторы статьи раскрывают о актуальность формирования навыков самостоятельности у детей с различными нарушениями речи, и варианты решения данной проблемы.
Агрессивное поведение младших школьников с умственной отсталостью
Одним из главных источников возникновения трудностей в жизни часто является агрессия. А к наиболее острым проблемам относят повышенную агрессивность детей.
Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста
Актуальность заключается в том, что психологическое благополучие детей определяет высокий статус дальнейшего личностного развития и функционирования, в то время как существует недостаток теоретических и эмпирических исследований по конкретным вопроса...
Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.
В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой...
Особенности социальной адаптации лиц с сенсорными, ментальными и поведенческими нарушениями
В статье автор рассматривает каналы социальной адаптации детей и подростков. Поднимает вопросы важности программ реабилитации и социальной поддержки.
Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...
Проблема формирования позитивного отношения у родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена проблеме формирования позитивного отношения у родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья. Она показывает проблему, которую мы имеем в обществе сегодня. В статье рассмотрены основные подходы к проблеме детско-родительски...
Особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается сущность понятий «социализация», «социальное развитие». В работе исследована проблема особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи, рассмотрена и охарактеризована речевая деятельность учащихся с тяжел...
Похожие статьи
Об учете особенностей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в процессе воспитания и обучения
В статье рассмотрены основные особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), обозначены актуальные проблемы, с которыми такие дети наиболее часто сталкиваются в процессе обучения и воспитания.
Методы и приемы формирования навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития
Изменения в социально-культурной сфере и технологическом прогрессе современности создают множество проблем для развития нового поколения. Увеличивается число детей, находящихся в зоне риска, и возрастает список факторов, способствующих этому. В числе...
Взаимосвязь ДОУ и семьи в формировании навыков самостоятельности у детей с ОНР
Авторы статьи раскрывают о актуальность формирования навыков самостоятельности у детей с различными нарушениями речи, и варианты решения данной проблемы.
Агрессивное поведение младших школьников с умственной отсталостью
Одним из главных источников возникновения трудностей в жизни часто является агрессия. А к наиболее острым проблемам относят повышенную агрессивность детей.
Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста
Актуальность заключается в том, что психологическое благополучие детей определяет высокий статус дальнейшего личностного развития и функционирования, в то время как существует недостаток теоретических и эмпирических исследований по конкретным вопроса...
Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.
В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой...
Особенности социальной адаптации лиц с сенсорными, ментальными и поведенческими нарушениями
В статье автор рассматривает каналы социальной адаптации детей и подростков. Поднимает вопросы важности программ реабилитации и социальной поддержки.
Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...
Проблема формирования позитивного отношения у родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена проблеме формирования позитивного отношения у родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья. Она показывает проблему, которую мы имеем в обществе сегодня. В статье рассмотрены основные подходы к проблеме детско-родительски...
Особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается сущность понятий «социализация», «социальное развитие». В работе исследована проблема особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи, рассмотрена и охарактеризована речевая деятельность учащихся с тяжел...