Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Большие сложности маленьких детей

7. Дефектология
08.12.2021
45
Поделиться
Библиографическое описание
Федонюк, О. Н. Большие сложности маленьких детей / О. Н. Федонюк. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 54-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/409/16819/.


Воспитание и обучение детей с индивидуальными особенностями развития — одна из актуальных проблем в современном обществе. В последнее время увеличилось число детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, для которых обучение в общеобразовательных школах становится трудной, часто практически невыполнимой задачей.

Ключевые слова : ребенок, учитель, помощь, повышенная активность, синдром дефицита внимания, индивидуальные особенности.

Девочка шла по улице и упала в яму. Стены ямы были такие крутые, что она никак не могла выбраться. Мимо проходил врач, и девочка крикнула: «Эй, доктор, можете помочь?» Врач выписал ей рецепт на какое-то лекарство от СДВГ, бросил этот рецепт вниз и пошел дальше. Затем появился судья, и девочка крикнула и ему тоже: «Эй, судья, я упала в яму! Помогите мне вылезти!» Судья выдал предписания о предоставлении особых условий в школе, кинул его в яму и пошел дальше…

Стивен П. Хиншоу, доктор наук, профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли; автор «Another Kind of Madness: A Journey through Stigma and Hope of Mental Illness»

Помочь ребёнку выбраться из «ямы» предстоит учителю...

С чего начать? Как действовать? Как вести себя с таким ребёнком? А если в классе таких детей несколько?

Для детей с СДВГ учеба в школе — это серьёзный вызов. От них требуют усидчивости, концентрации, хорошего поведения и следования правилам, а эти качества у них в дефиците. Из-за СДВГ им сложно справляться со школьной программой, устанавливать отношения с одноклассниками и учителями, ведь своими эмоциями они тоже не слишком умело управляют. Все это часто становится поводом для школьной травли. Педагогу важно учитывать эти трудности в работе с учеником, создавать для него комфортную среду, в которой ребенок бы мог показать свои способности по максимуму.

Обеспечиваем благоприятную обстановку для ребёнка с СДВГ и всего класса:

Дисциплина

В классе должны быть общие правила поведения на уроке. Это поможет ребёнку с СДВГ избежать жалоб от одноклассников, что он пользуется особыми привилегиями, и поможет ему привыкнуть к нужному распорядку. На первое время лучше разместить устав класса на видном месте, потому что гиперактивным детям тяжело удержать в голове много новой информации.

Выяснить, как привлечь его внимание

Когда ученик отвлекается, нужно постараться вернуть его внимание (например, договориться с ним о секретном сигнале: показать ему какой-то знак, негромко постучать по столу, погладить по плечу, вместо громкого замечания вслух — это просигнализирует: «ты отвлекся, вернись к работе»). Рекомендуется сажать такого ученика за первую парту, где его ничего не отвлекает, давать ему листок с индивидуальным заданием.

Понять уровень нагрузки ребёнка

Необходимо отследить, сколько минут подряд такой ученик может более или менее продуктивно работать до того, как переключит внимание, и сколько информации он усваивает. Не нужно давать больше, пытаясь таким образом повысить его работоспособность — это не сработает, а ребенок может просто испугаться объёма задания, и его реакция может быть необычной.

Исключение ситуаций, провоцирующих ребенка на проявление сильных эмоций

Это могут быть активные игры на переменах, родительское собрание, контрольная работа или разбор конфликта. Если что-то из этого планируется, к этому ученика нужно подготовить — мягко напомнить, про правила поведения. Не забываем, что учитель оценивает то, как он усвоил материал, а не его личность.

Если ребёнка всё же захлестнули эмоции, первое, что нужно сделать — успокоить его: отвести в тихое место, дать воды, если это уместно — обнять, и ни в коем случае не повышать голоса.

Помощь при возникновении конфликтных ситуаций

Ребёнок с СДВГ не всегда понимает, почему он поступает именно так, и часто не осознаёт, почему это плохо. Если ученик кого-то обидел, ему нужно объяснить, почему человек расстроился, как можно было избежать такой ситуации. Необходимо дать ребёнку понять, ЧТО в его поведении вызывает сложности и как с ними можно справиться.

Делаем учёбу ребёнка с СДВГ более эффективной

Хвалим.

Гиперактивным детям часто всё даётся труднее, чем другим. Они ругают себя, когда что-то не получается, и разочаровываются в своих способностях. Важно сделать так, чтобы ученик в себя поверил. Вместе радуемся, когда он действительно с чем-то справился и обсуждаем его достижения.

Игнорируем мелкие нарушения, если они не слишком мешают общей работе, не делать замечаний каждый раз.

Помогаем.

Можно договориться с ребёнком о более комфортной для него форме сдачи работ. Например, если ребёнку сложно перед всем классом выступать, можно договориться о письменной сдаче материала или наоборот.

Поддерживаем.

У детей с СДВГ работоспособность порой расшатана: активность сменяется усталостью. Во время урока ребёнок может лечь на стол, даже заснуть. Нужно чередовать виды деятельности, чтобы поддерживать внимание детей.

Важно не забывать, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а серьёзный медицинский, нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить авторитарными указаниями и нетерпимостью. Дисциплинарные меры воздействия в виде наказаний, нотаций, замечаний не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его.

Кто как не учитель может помочь ребёнку выбраться из «ямы» бесконечных советов, пререканий, недовольств?

Дети с особыми потребностями — особенные цветы.

Для них просто жизненно важны любовь и тепло людей.

Литература:

  1. Воропаева, О. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Пути к взаимопониманию / О. В. Воропаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 234–236. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63275/ (дата обращения: 07.05.2021)
  2. Гиперактивный ребенок — это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему / Л. Горячева, Л. Г. Кругляк. — Санкт-Петербург: Весь, 2014. — 245 с.
  3. https://pedsovet.org/article/v-klasse-rebenok-s-sdvg-cto-delat-ucitelu
  4. https://www.litmir.me/br/?b=667260&p=2
  5. https://pedsovet.org/article/v-klasse-rebenok-s-sdvg-cto-delat-ucitelu
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
ребенок
учитель
помощь
повышенная активность
синдром дефицита внимания
индивидуальные особенности

Молодой учёный