Особенности курса «Окружающий мир» в УМК «Перспективная начальная школа»
Автор: Коргунова Наталья Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)
Дата публикации: 08.12.2021
Статья просмотрена: 1157 раз
Библиографическое описание:
Коргунова, Н. Н. Особенности курса «Окружающий мир» в УМК «Перспективная начальная школа» / Н. Н. Коргунова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 29-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/409/16818/ (дата обращения: 16.12.2024).
Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить. Поэтому так актуально сегодня — личностно-ориентированное обучение. УМК «Перспективная начальная школа» полностью отвечает требованиям времени, т. к. на первый план выдвигается развитие каждого школьника.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсомдля четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В него интегрированы такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого курса — формирование у школьника целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
Основными учебно-воспитательными задачами курса являются:
– формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
– осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
– формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
– воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
– сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
– формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира. Среди принципов системы «Перспективная начальная школа», которые обеспечивают завершённую предметную линию по окружающему миру:
– принцип целостности картины мира
предполагает отборсодержания образования, которое поможет обеспечить осознание ребёнком разнообразных связей между его объектами и явлениями, учёт межпредметных связей и разработка интегрированных курсов по русскому языку и литературному чтению, по окружающему миру, изобразительному искусству, технологии и математике;
– принцип практической направленности
предусматривает формирование УУД, возможность применять полученные знания в условиях решения учебных задач и практической деятельности, умение работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия, словари, научно-популярные и художественные книги, газеты и журналы, интернет); даёт умения работать в парах в больших и малых группах в сотрудничестве и самостоятельно.
Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей;
– принципы прочности и наглядности
на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею учебно-методического процесса: через рассмотрение частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижению закономерности), от общего , от постигнутой закономерности, к частному , к способу решения конкретной учебной задачи. Принцип прочности предполагает жестко продуманную систему повторения, неоднократное возвращение к уже пройденному материалу;
– принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья
включает формирование привычек к чистоте порядку, аккуратности; соблюдение режима дня; условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе, экскурсии, посещение выставок, спектаклей, концертов и многое другое).
Основными ценностными ориентирами содержания учебного курса «Окружающий мир» являются семья, труд и творчество, здоровый образ жизни, ответственность, патриотизм, природа, культура, наука и др.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовного и нравственного развития личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое и психическое, духовное и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий, сотрудничество — основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине.
Программа по курсу «Окружающий мир» построена таким образом, что знания следующего года обучения базируются на ранее полученных знаниях, дополняя и углубляя их. Так, в 1 классе в разделе «Наша Родина — Россия» (10ч.) изучаются многонациональное государство, государственные символы, Москва — столица нашей Родины, малая родина. Во 2 классе по теме «Родная страна — Россия» (8ч.) рассматривают такие темы, как я гражданин, государственная символика, государственные праздники, Москва — столица России, история Кремля, родной город. 3 класс — раздел «Наша страна — Россия» (6ч.) содержит такие темы: лента времени, города России — Золотое кольцо России, Санкт-Петербург. В 4 классе несколько разделов изучают тему «Родина»: История Отечества (7ч.), Путешествие по природным зонам России (13ч.), Родной край — часть великой России (9ч.), Москва как летопись истории России (11ч.), Мы — граждане России (10ч.)
Основным средством обучения является учебник «Наш мир» (авторы Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Царева Л. А.), состоящий из глав, тем, которые подразделяются на тексты для обязательного и дополнительного чтения. В конце учебника есть словарик. Заканчивается тема заданиями или вопросами по обобщению материала. В каждом разделе есть задания повышенной сложности («Готовимся к школьной олимпиаде»). Эти задания выводят учащихся на новый уровень осмысления изучаемого материала и применения своих знаний на практике.
Учебники УМК «ПНШ» приглашают учеников принять участие в работе клуба «Ключ и заря» (клуб гуманитарных дисциплин) и клуба «Мы и окружающий мир» (клуб естественнонаучных дисциплин).
Через систему заданий для олимпиады учитель может организовать переписку класса с научным клубом «Мы и окружающий мир». Этот клуб объединяет детей России в коллектив защитников природы. Возглавляют клуб авторы проекта: Чуракова Н. А., Малаховская О. В. и Трафимова Г. В. Это возможность общения между учениками и взрослыми, реализация одного из основных принципов системы «Перспективная начальная школа» — принципа интерактивности (выход за пределы классной комнаты в мир общения не только с учителями, родителями, но и с другими умными взрослыми). Письма детей не остаются без ответа. Они получают ответ в виде членского билета клуба «Мы и окружающий мир», цветной закладки, открытки, ответного письма автора учебника.
Для того чтобы ученики могли легко ориентироваться в учебнике, введены условные обозначения:
– работа в парах;
– повтори пройденное;
– выскажи предположение;
– наблюдение;
– опыт;
– будь осторожен;
– напиши нам письмо;
– толковый словарь;
– загляни в словарик в конце учебник;
– запомни слово;
– выучи правило;
– обрати внимание;
– дополнительный материал.
Другими средствами обучения являются тетради для самостоятельной работы «Наш мир в вопросах и заданиях» и хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный».
Тетрадь позволяет разнообразить виды учебной деятельности. Работая в тетрадях, учащиеся: отмечают условными значками верные ответы; дописывают пропущенные слова или предложения; составляют последовательный рассказ из предложений; соединяют линиями изображенные объекты, распределяя их по группам; заполняют таблицы, записывая результаты опытов и наблюдений; раскрашивают рисунки; рисуют экологические знаки; подписывают рисунки.
Хрестоматия дополняет материал учебника по всем темам. Ее цель — вызвать у детей интерес к учебному предмету. Рассказы хрестоматии позволяют вглядеться в знакомые предметы и явления окружающего мира, увидеть их с неожиданной стороны. В конце есть иллюстрированный словарик растений и животных.
В учебные пособия данного комплекта включены проблемные задания, для решения которых необходимы: исследование, наблюдение, сравнение, выделение главного, умение обобщать. Задания нацеливают ученика на самостоятельное добывание знаний, опираясь на его индивидуальный опыт. Включены разноуровневые задания. Вариативность в решении учебных задач позволяет найти индивидуальный подход к каждому ученику.
Основными формами организации учебно-воспитательного процесса являются: уроки, экскурсии (на пришкольный участок, по ближайшим к школе улицам родного города, в парки, музеи, выставочные центры, поездки по другим городам нашей Родины), практические занятия, заседания клуба, проектная и исследовательская работа. Уроки проводятся как в традиционной форме, так и в нетрадиционной форме: урок — наблюдения, урок — поиск, урок — дискуссия, урок — практикум, урок — игра, урок — творчество и др.
По курсу «Окружающий мир» УМК «Перспективная начальная школа» учащиеся знакомятся с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стёкол, песочные часы, часы, термометр, осадкомер, флюгер) и моделями глобуса, географическими картами. Подобранные интересные творческие задания помогают учителю заинтересовывать детей и мотивировать их к дальнейшему изучению предмета.
Школьнику приходится исследовать, проверять, доказывать, уметь рассуждать, быть в постоянном поиске, чтобы принять решение. Это вызывает интерес к обучению в целом.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что содержание обучения по УМК «Перспективная начальная школа» даёт возможность оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. Ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Это позволяет школьникам самостоятельно делать выбор, принимать решения, объяснять и доказывать собственное мнение, учит самостоятельно мыслить.