Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях гимназии-интерната | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маслова, И. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях гимназии-интерната / И. В. Маслова, Е. В. Наумова, Е. Я. Маслова, Л. И. Жигулина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 1-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/409/16808/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье рассмотрены вопросы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе всего обучения в гимназии-интернате. Понятие психолого-педагогическое сопровождение пользуется особенной популярностью на протяжении последних 20 лет. В настоящее время стало возможным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном — личности ребенка.

Разработка проблемы психологического сопровождения введения новых стандартов в системе среднего общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, ключевая компетенция, психолого-педагогическое сопровождение, психическое здоровье.

Введение ФГОС СОО на этапе внедрения существенно изменил всю образовательную ситуацию в среднем и старшем звене обучающихся гимназии-интерната, посредством организации психологического сопровождения: обучающихся, педагогов, родителей.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Основной целью деятельности социально-психологической службы является содействие руководству и педагогическому коллективу гимназии-интерната в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей социально-психологические условия для охраны здоровья и развития личности субъектов образовательного процесса.

На основании поставленной цели СПС были выработаны следующие задачи:

— способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в образовательной организации;

— изучать психолого-педагогические особенности личности обучающихся и её микросреды, условия жизни;

— осуществлять мониторинг развития интеллекта и креативности обучающихся;

— своевременно оказывать социально-психологическую помощь и поддержку обучающимся, испытывающим трудности в обучении, межличностном взаимодействии или эмоциональной комфортности;

— снижать действие психотравмирующих факторов среды через социально-психологическое просвещение педагогов, родителей, обучающихся и организацию релаксационных пауз во время образовательного процесса;

— осуществлять диагностическое исследование профессиональных интересов и предпочтений обучающихся;

— координировать взаимодействие учителей, воспитателей, родителей (законных представителей воспитанников), специалистов социальных служб, благотворительных организаций, представителей административных органов для оказания помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве.

Для решения поставленных задач деятельность СПС осуществлялась по следующим направлениям:

Диагностическая работа.

— Социально-психологическая и психологическая поддержка обучающихся.

— Повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов, администрации.

— Социально-психологическое просвещение субъектов образовательного процесса.

— Консультирование.

Диагностическое направление

Ежегодное проведение мониторинга в гимназии-интернате начинается с заключения соглашения между родителями (законными представителями) и директором гимназии-интерната о психолого-педагогическом сопровождении обучающегося. Послезаключения соглашенияежегодно проводится мониторинг образовательной деятельности с использованием программного обеспечения по психологическому диагностированию Госстандарт России комплексное обеспечение психологической практики «Иматон», «Эффектон студио» сетевая версия на 10 компьютеров. Комплекс «Эффектон» содержит психологические тесты и психокоррекционные упражнения, которые раскрывают отношения, внимание, память, интеллект, личность, одаренность, профориентацию, профессии. Комплекс состоит из 7 тематических разделов. Комплекс содержит 43 программных пакета, включающих более 150 тестов и развивающих упражнений. Подбор методик позволяет работать педагогу-психологу со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися, педагогами и родителями. Часто используемые методики: тест Р. Амтхауэра «Структура интеллекта», методика К. Роджерса «Диагностика социально-психологической адаптации»,диагностика социального интеллекта Дж. Гифорда, тест креативности Е. Торренса, по методике «Мотивации учения и эмоциональное отношение к учению» (модификация А. Д. Андреевой), «Личностный опросник Айзенка (в модификации Т. В. Маталиной)», АОСО (тип восприятия), методика П. Торранса, С. Рейнольдса «Определение стиля обучения и мышления» и другие.

С целью организации личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе, ежегодно изучаются индивидуальные особенности вновь поступивших обучающихся по методике «Личностный опросник Айзенка (в модификации Т. В. Маталиной)», АОСО (тип восприятия), методика П.Торранса, С.Рейнольдса «Определение стиля обучения и мышления» (таблица 1).

Таблица 1

Тип темперамента

2019–2020 уч. год

2020–2021 уч. год

2021–2022 уч.год.

Меланхолики

26 %

21 %

30 %

Сангвиники

48 %

35 %

35 %

Холерики

24 %

41 %

28 %

Флегматики

2 %

3 %

7 %

По результатам диагностических обследований проводятся 4 плановые консилиума: заседание ППк № 1 «Изучение индивидуальных особенностей вновь прибывших обучающихся 7-х классов и уровень развития УУД»; заседание ППк № 2 «Адаптация 10-х классов к профильному обучению»; заседание ППк № 3 «Выявление обучающихся 9-х, классов с высоким уровнем тревожности при подготовке к ГИА. Оказание психолого-педагогической поддержки при подготовке к ГИА»; заседание ППк № 4 «Выявление обучающихся 11-х, классов с высоким уровнем тревожности при подготовке к ЕГЭ. Оказание психолого-педагогической поддержки при подготовке к ЕГЭ».

На основании полученных данных диагностического обследования разрабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Рекомендации ППк включают условия обучения, воспитания и развития, которые требуют организации обучения по индивидуальному учебному плану, проведение групповых или индивидуальных коррекционно-развивающих или компенсирующих занятий, индивидуальных консультаций.

С введением ФГОС актуальной задачей в деятельности педагога-психолога является обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. В связи с этим в гимназии-интернате проводится психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 7–9 классов по программе мониторинга. Овладение универсальными учебными действиями (далее — УУД) дает обучающимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться: личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях; регулятивные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности; познавательные действия включают общеучебные, логические, а так же постановку и решение проблемы.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Мониторинг УУД и учёт его результатов при организации учебно-воспитательного процесса способствует формированию способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия и позволяют повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в основной школе.

Психолого-педагогический мониторинг, проводимый в гимназии-интернате, направлен и используется с целью выявления интересов и учебных потребностей детей, и отвечает целому ряду требований и комплексных характеристик оценивания разных сторон поведения и деятельности обучающихся, что позволяет использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр их способностей. А также формировать поведение обучающихся в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют их склонностям и интересам.

В формате внеурочной деятельности проводятся уроки психологического развития (7-е классы); тренинг личностного роста (7–8 классы); профессиональное самоопределение (9-е классы); в системе дополнительного образования проводился курс «Тренинг креативности» (7–8 классы).

В результате проделанной работы подростки овладевают элементарной психологической культурой, приобретают знания о процессе развития своей индивидуальности, о различных формах проявления эмоций. А также об особенностях развития и основных свойствах психических процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия, воображении, речи, эмоциях. У обучающихся формируются компетенции, помогающие осуществлять универсальные действия: личностные (жизненное самоопределение, мотивация к здоровому образу жизни); регулятивные (планирование и прогнозирование образа «Я», контроль собственного поведения и эмоционального реагирования, принятие ответственности за собственный выбор; оценивание эмоционального состояния партнёра для адекватного реагирования в системе межличностных отношений); познавательные (развитие и тренировка памяти, внимания, волевого поведения; выстраиваются стратегии поиска решения жизненных задач, анализ, сравнение, оценивание ситуации (действий партнёра); коммуникативные (планирование сотрудничества, эффективное разрешения конфликтных ситуаций, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

В системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях гимназии-интерната проводится диагностика компетентностей педагогов, автор Виктории Шиманской, практикум развития эмоционального интеллекта у педагогов. Диагностика личности Майер Бригс, где выявляется интроверсия — экстраверсия; ведомый — ведущий и т. д.

Для педагогов проведены следующие мероприятия: семинар «Условия успешной адаптации вновь поступивших обучающихся к условиям гимназии-интерната; мастер-класс «Использование арт-техник для гармонизации внутреннего состояния» (профилактика эмоционального выгорания); арт- техника «Три портрета» (сотрудничество педагогов и психолога в решении задач воспитания и развития обучающихся); профессиональная студия «Взаимодействие с подростком: формы и методы взаимодействия».

Проводится диагностика для изучения детско-родительских отношений «Тест- опросник родительского отношения» (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин), тест АСВ (анализ семейного воспитания). В течении учебного года родители (законные представители) ознакамливаются с результатами диагностического обследования и если есть необходимость, получают методические рекомендации через психолого-педагогический консилиум гимназии-интерната.

Для родителей (законных представителей) обучающихся проводятся родительские собрания и психологические гостиные: «Развитие коммуникативных навыков детей подросткового возраста», «Развитие гибких навыков детей подросткового возраста в условиях семейного воспитания», «Конструктивный диалог с подростком», «Подготовка обучающихся к итоговой аттестации».

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса позволяет повысить его эффективность.

Литература:

  1. Ветлугина К. А. Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в лицее-интернате / К. А. Ветлугина // Практика адм. работы в шк. — 2012. — № 4. — С. 31–37.
  2. Гриднева С. В. Формирование коммуникативной компетентности родителей одаренных детей / С. В. Гриднева, А. И. Тащева // Одар. ребенок. — 2011. — № 6. — С. 144–148. — Библиогр.: с. 148.
  3. Лазарева, С. С. Практическое занятие для педагогов «Профилактика профессионального выгорания»; Модель выявлениря детей с признаками одаренности в общеобразовательном учреждении; Занятие с элементами тренинга для родителей «Как общаться с детьми?" / С. С. Лазарева // Науч.-метод. журн. зам. директора шк. по воспитат. работе. — 2012. — № 6. — С. 77–94.
  4. Смирнов А. А. Дистанционные технологии в работе с одарёнными детьми / А. А. Смирнов, О. Д. Соколова, Т. И. Соловьёва // Методист. — 2012. — № 1. — С. 17–19. — Представлена модель межшкольного ресурсного центра информационно-коммуникационных технологий.
  5. Юркевич В. С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы / В. С. Юркевич// Психол. наука и образование. — 2011. — № 4. — С. 99–107. — Библиогр.: с. 107.