Индивидуальный образовательный маршрут в предмете математика как дидактический инструмент, позволяющий учителю индивидуализировать образовательное пространство своих уроков
Автор: Кожевникова Виктория Алексеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2021)
Дата публикации: 22.11.2021
Статья просмотрена: 411 раз
Библиографическое описание:
Кожевникова, В. А. Индивидуальный образовательный маршрут в предмете математика как дидактический инструмент, позволяющий учителю индивидуализировать образовательное пространство своих уроков / В. А. Кожевникова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 18-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/407/16765/ (дата обращения: 15.11.2024).
Одной из основных проблем современного общего среднего образования является внедрение индивидуальных образовательных маршрутов в учебный процесс. В данной статье представлено осмысление опыта апробации технологии индивидуальных образовательных маршрутов в учебном предмете при реализации ФГОС ООО.
Ключевые слова: принцип индивидуализации, индивидуальный образовательный маршрут, маршрутизация предметного обучения, образовательный выбор.
В последние пять лет российское образование живёт в условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов, которые пришли в этом году уже в основную школу. Стандарт направлен на обеспечение условий «…создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [4].
В настоящий момент перед педагогами возникает проблема поиска эффективных педагогических технологий и форм педагогической работы, адекватных современным образовательным задачам. Меняются и дидактические принципы, на которые опирается сегодня школа. В реальной педагогической практике все важнее становится реализация принципов индивидуализации, открытости и вариативности.
По мнению Т. М. Ковалевой , «…принцип индивидуализации ориентирован прежде всего на процесс самообразования школьников и позволяет педагогам в своей работе учитывать прежде всего индивидуальные образовательные цели и приоритеты каждого ученика. …Чтобы принцип индивидуализации мог реализоваться сегодня на уровне каждого учащегося, школьнику необходимо владеть для этого культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в свою собственную образовательную программу» [2, с.89,90].
В условиях современного общего среднего образования одним из дидактических средств, направленных на реализацию принципа индивидуализации определён индивидуальный образовательный маршрут.
Российскими учёными идея проектирования индивидуального образовательного маршрута рассматривается как наиболее эффективная стратегия, отвечающая реалиям современного общества. Исследования группы учёных под руководством В. М. Гребенниковой показывают, что в связи с изменением целей и задач образования, переносом акцентов на развитие индивидуальности, обретение человеком собственной культурной идентичности «…формируются новые представления об индивидуализации образования как о возможности свободного выбора человеком индивидуальной образовательной траектории, приводящей его к максимальному успеху в реализации его собственных целей, ценностных ориентаций, личностной направленности и креативных способностей. …Индивидуальный образовательный маршрут, проектируемый самим человеком в соответствии со своими собственными интересами и потребностями общества, при этом выступает средством не только адаптации, но и преодоления неблагоприятных, стрессогенных условий, угрозы маргинализации и утраты собственной культурной идентичности» [1, с. 93, 95].
В связи с поиском эффективного механизма внедрения индивидуальных образовательных маршрутов в учебный процесс, команда преподавателей математики и информатики УссСВУ в сентябре 2019 г. включилась в работу по апробации технологии индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) в учебном предмете при реализации ФГОС ООО (Технология дидактического обеспечения формирования и реализации обучающимися ИОМ в учебных предметах, основанная на системе управляемых образовательных выборов с обратной связью, автор к. п.н. М. Ю. Чередилина).
Существует достаточно много толкований понятия «индивидуальный образовательный маршрут». А. П. Тряпицина даёт следующее определение: «Индивидуальный образовательный маршрут — содержательно-смысловая характеристика образовательной, формирующей и развивающей деятельности образовательного учреждения при личностной включенности в этот процесс самого обучающегося. Он является отражением не столько индивидуального содержания образования, сколько специфических для школьника средств овладения информацией, содержанием — способами деятельности, с помощью которых школьник постигает необходимые знания, умения, навыки и продвигается в развитии» [3].
В рамках этой работы мы рассматриваем индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) как дидактическое средство, позволяющее учителю-предметнику индивидуализировать образовательное пространство своих уроков, и как письменно зафиксированный проект движения ученика в определенном цикле уроков изучаемого курса. При проектировании ИОМ уточняются предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты (согласно ФГОС ООО), которые ученик будет осваивать в ходе изучения темы цикла уроков, подлежащие обязательному контролю, а также формы и виды учебной деятельности, через которые он будет осваивать предметное содержание. В индивидуальном образовательном маршруте могут быть отражены уровни содержания по теме (инвариантный, вариативный и факультативный), источники содержания (лекция, онлайн-лекция, учебник, справочник, словарь, консультация, др.).
Внедрение индивидуальных образовательных маршрутов начинается с предварительного информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о новых условиях обучения, разработки дидактического пакета для цикла уроков по индивидуальным образовательным маршрутам и подготовки ресурсного обеспечения.
Дидактический пакет включает в себя технологические карты уроков, индивидуальный навигатор по циклу уроков для каждого обучающегося, матрицу образовательных выборов учащихся, комплекты карточек-заданий для различных форм работы (групповой, парной, индивидуальной), карточки с алгоритмами действий учащихся при выполнении заданий, инструкции для работы с различными видами заданий, карточки для самопроверки, комплекты заданий для проведения промежуточного и итогового контроля и пр.
Индивидуальный образовательный маршрут охватывает 3–7 уроков. Планируя данный цикл уроков, учитель заранее намечает возможные точки выбора, например, форм работы (работа с учителем, в паре, группе, индивидуально), ресурсов (учебник, карточка, обучающая электронная презентация и пр.), уровня освоения темы (базовый или повышенный), домашнего задания и т. д. Важно, чтобы на каждом уроке обучающийся смог сделать не менее трёх образовательных выборов. Обучающиеся выбирают маршруты по заданным точкам выбора и проходят их по плану. Обучающийся имеет право на любом из уроков изменить свой маршрут.
Цикл уроков по ИОМ — это результат совместной деятельности участников образовательного процесса, которые находятся в субъект-субъектных отношениях. Предшествует циклу уроков вводное занятие с суворовцами, на котором идёт речь о том, насколько важно в жизни уметь сделать выбор и нести за него ответственность. Здесь же ребята впервые знакомятся с понятием «индивидуальный образовательный маршрут».
Первый урок в цикле работы по ИОМ, на наш взгляд, самый важный и самый сложный, как для учителя, так и для учеников, поскольку последним впервые приходится работать с навигатором, делать осознанный выбор формы работы, уровня изучения нового материала или повторения пройдённого. Работа на уроке начинается с входной диагностики, позволяющей каждому ученику зафиксировать собственные затруднения, обозначить для себя пробелы в имеющихся знаниях, необходимых для освоения нового материала. Затем учитель предъявляет классу содержательную карту цикла уроков (мини-лекция на 10–15 минут) — это краткое содержание учебного материала, представленное как интеллект-карта, схема и пр., позволяющая увидеть обучающимся весь массив новой информации, которую им предстоит освоить в течение данного цикла уроков.
Ученики начинают работать с личным навигатором, где представлены обязательные предметные результаты по данному циклу уроков, образцы заданий для текущего и итогового контроля по теме, справочная информация, алгоритмы выполнения заданий и др. Обучающиеся фиксируют в навигаторе свои затруднения в теме, намечают, что необходимо повторить и в каких моментах можно углубить или расширить свои знания.
На следующем этапе урока ребята знакомятся с картой образовательных ресурсов по циклу уроков, распределённых по трём векторам: предметные, социальные и антропологические. Учащиеся получают возможность в ходе работы дополнить предлагаемое учителем ресурсное обеспечение по каждому из векторов, заполнив пустые поля.
Самый ответственный момент первого урока — работа с матрицей образовательных выборов. Каждый суворовец в навигаторе выстраивает для себя маршрут изучения темы, опираясь на собственный личный опыт и интеллектуальные возможности. После того, как все обучающиеся наметили свой маршрут, учитель предлагает им на доске с помощью стикеров обозначить свой выбор. В соответствии с выбором суворовцев, учитель координирует детские маршруты, помогая создать группы и пары для начала работы.
Для учителя важно продумать, каким образом организовать деятельность учеников на данном уроке, как скоординировать маршруты детей, предусмотреть возможные трудности и пути выхода из конфликтных ситуаций, если таковые возникнут. Необходимо ещё до урока организовать пространство класса так, чтобы продуктивно могли работать и группы, и пары, и отдельные учащиеся. А также обозначить место для тех детей, которые решили работать с учителем.
Работа над индивидуальным образовательным маршрутом не прекращается со звонком, она продолжается для каждого ученика при выполнении задания по самоподготовке, которое каждый выбирает для себя в соответствии со своими возможностями и уровнем притязаний.
Последующие уроки работы по ИОМ выстраиваются в следующей логике: рефлексия предыдущего дня, входная диагностика с самопроверкой результатов, фиксация затруднений обучающихся, корректировка маршрутов, фронтальная работа с учителем в определённых моментах изучения темы, выбор заданий из предложенных учителем, непосредственно работа по индивидуальным образовательным маршрутам, домашнее задание по выбору обучающегося. Общей особенностью всех этих уроков является использование на них вариативного дидактического материала с учебными заданиями по теме урока, которые ученики могут выбирать для себя самостоятельно.
Завершается цикл уроков итоговой проверочной работой, при выполнении которой обучающийся также может выбрать уровень заданий (базовый или повышенный) и форму контроля. В конце цикла уроков обязательна рефлексия.
Анализ рефлексии суворовцев 5 курса (9 класса) показывает, что абсолютно всем обучающимся по индивидуальным образовательным маршрутам понравилась данная форма работы. Вот некоторые из высказываний:
– «Мне кажется, что это было полезно, и я думаю, так интереснее изучать предмет. Самым трудным для меня было составить для себя план работы и выполнять его. Я бы хотел, чтобы по всем предметам мы изучали так же, выбирали, с кем изучать. Мне очень понравилось!»
– «Мне было очень интересно. Меня удивило на первом уроке, что мы будем выбирать задания сами. Мне захотелось ещё раз повторить такой урок».
– «Лично для меня эта работа была интересна, полезна и увлекательна. Было интересно и весело работать в группе. Было немного трудно договориться с ребятами про решение задачи. Меня удивило то, что можно было выбрать свой уровень работы».
– «Я приобрёл положительный жизненный опыт. ИОМ научил меня делать осознанный выбор и нести за него ответственность».
Опыт работы по направлению «Дидактическое обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов в учебном предмете при реализации ФГОС ООО» показал следующие положительные эффекты: хорошие результаты контрольной работы после цикла уроков по ИОМ; более ответственное отношение учащихся к выбору домашнего задания и высокое качество его выполнения, по сравнению с традиционными уроками; включенность каждого ученика в учебную деятельность на уроке; повышение мотивации к изучению математики; улучшение эмоционального климата в классе.
Литература:
- Гребенникова В. М., Игнатович В. К., Игнатович С. С. Теоретико-методологические основания индивидуализации образования в современном обществе: от учета индивидуальных особенностей до проектирования индивидуального образовательного маршрута // ИСОМ. — 2014. — № 5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovaniya-individualizatsii-obrazovaniya-v-sovremennom-obschestve-ot-ucheta-individualnyh-osobennostey
- Ковалёва Т. М. «Новые ресурсы дидактики для современной школы», журнал «Стратегии модернизации образования». URL: http://xn--c1arjr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/05/Kovaleva_NiSH-1.2015.pdf
- Образовательная программа — маршрут ученика: Ч. 1 [Текст] / под ред. А. П. Тряпициной, Е. И. Казаковой. — СПб.: Издательство «ЮИПК», 1998. — 118 с.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (актуальная версия) URL: http://ivo.garant. ru/#/document/55170507/paragraph/1:2
Ключевые слова
индивидуальный образовательный маршрут, принцип индивидуализации, маршрутизация предметного обучения, образовательный выборПохожие статьи
Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы
В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание...
Развитие творческого мышления обучающихся посредством технологии образовательных квестов
В этой статье рассматривается вопрос использования образовательных квестов с целью развития творческого мышления обучающихся. В ходе анализа литературы было определено понятие творческого мышления обучающихся и особенности его развития, а также рассм...
Образовательная среда в школах русского языка за рубежом: значение дизайна для повышения мотивации учащихся
В данной статье автор предпринял попытку охарактеризовать с точки зрения различных определений понятие «образовательная среда». Кроме этого, в статье проведён анализ существующих подходов к дизайну образовательной среды, изучено влияние педагогическо...
Реализация ФГОС на уроках технологии: индивидуальный подход к учащимся средней общеобразовательной школы
В условиях перехода основной общеобразовательной программы на работу по ФГОС нового поколения перед учителем технологии встает вопрос о проведении урока на основе индивидуального подхода к учащимся. В данной статье автор рассматриваем основные услови...
Структурирование содержания образования в современной школе в рамках ФГОС
Данная статья отражает основные области системного подхода к организации моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока нужно учитывать возмо...
Кейс-метод в обучении иностранному языку для профессиональной коммуникации
Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки специалистов в условиях практико-ориентированной парадигмы образования. В статье рассмотрены особенности и возможности использования метода ситуационного ан...
Методологические подходы и требования к организации электронного обучения в вузе
В статье авторами сделана попытка сформировать требования к организации электронного обучения в вузе с точки зрения таких методологических подходов как деятельностный, выявив особенности организации электронного обучения в рамках каждого из них. Для ...
Обучающие технологии в учебном процессе
Статья посвящена литературному обзору различных видов обучающих технологий в образовательном процессе школы. В работе представлены рекомендации по использованию различных видов образовательных технологий в традиционном процессе обучения, направленных...
Опыт организация деятельности педагогических классов
В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопре...
Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы
Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...
Похожие статьи
Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы
В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание...
Развитие творческого мышления обучающихся посредством технологии образовательных квестов
В этой статье рассматривается вопрос использования образовательных квестов с целью развития творческого мышления обучающихся. В ходе анализа литературы было определено понятие творческого мышления обучающихся и особенности его развития, а также рассм...
Образовательная среда в школах русского языка за рубежом: значение дизайна для повышения мотивации учащихся
В данной статье автор предпринял попытку охарактеризовать с точки зрения различных определений понятие «образовательная среда». Кроме этого, в статье проведён анализ существующих подходов к дизайну образовательной среды, изучено влияние педагогическо...
Реализация ФГОС на уроках технологии: индивидуальный подход к учащимся средней общеобразовательной школы
В условиях перехода основной общеобразовательной программы на работу по ФГОС нового поколения перед учителем технологии встает вопрос о проведении урока на основе индивидуального подхода к учащимся. В данной статье автор рассматриваем основные услови...
Структурирование содержания образования в современной школе в рамках ФГОС
Данная статья отражает основные области системного подхода к организации моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока нужно учитывать возмо...
Кейс-метод в обучении иностранному языку для профессиональной коммуникации
Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки специалистов в условиях практико-ориентированной парадигмы образования. В статье рассмотрены особенности и возможности использования метода ситуационного ан...
Методологические подходы и требования к организации электронного обучения в вузе
В статье авторами сделана попытка сформировать требования к организации электронного обучения в вузе с точки зрения таких методологических подходов как деятельностный, выявив особенности организации электронного обучения в рамках каждого из них. Для ...
Обучающие технологии в учебном процессе
Статья посвящена литературному обзору различных видов обучающих технологий в образовательном процессе школы. В работе представлены рекомендации по использованию различных видов образовательных технологий в традиционном процессе обучения, направленных...
Опыт организация деятельности педагогических классов
В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопре...
Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы
Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...