Особенность формирования навыка общения у дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Особенность формирования навыка общения у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. А. Сировицкая, А. А. Коровина, Т. В. Селюкова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 8-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/407/16759/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье авторы пытаются показать проблемы дошкольников в общении с ОНР.

Ключевые слова: ОНР, общее недоразвитие речи, речевое общение, детское общение, коммуникативные навыки, навыки общения, дошкольный возраст.

Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается форма нарушения речи, при которой нарушается формирование всех речевых компонентов. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает возникновение симптомов неподготовленности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (ее фонетической и фонематической стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь другой механизм и, следовательно, другую дефектную структуру.

Термин «общее недоразвитие речи» указывает только на симптоматическую степень языкового расстройства. В большинстве случаев это расстройство в меньшей степени относится к недоразвитию, чем к системному расстройству речи [6].

Речевое общение — одно из таких видов деятельности человека, без которого сложно представить нашу жизнь в обществе. Общение было главным условием развития мышления и речи с детства. Благодаря ему устанавливаются первые отношения с окружающими. Если ребенок испытывает трудности или имеет ограниченную способность выражать мысли и чувства словами при общении, это приводит к дисгармонии в его интеллектуальном и умственном развитии.

Недоразвитие речи снижает уровень общения, приводит к замкнутости, застенчивости и нерешительности; способствует проявлению определенных характеристик общего поведения и речи. Замедляет включение в ситуацию общения, уменьшает контакт. Коммуникативная подготовка дошкольников — необходимое условие развития коммуникативной культуры в современной педагогической теории и практике воспитательной работы. Стойкие нарушения деятельности общения являются следствием недостаточно развитой коммуникативной способности [1].

Общее недоразвитие речи у дошкольников приводит к их нежеланию полноценно общаться со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные навыки остаются на низком уровне, страдают монолог и диалогическая речь, поведение ребенка становится не стандартным, может появиться языковой негативизм, избегание контакта, замешательство и знакомство с ним. Речевая патология у дошкольников создает проблемы в общении. Отсутствие обучения необходимым формам и типам речевой коммуникации приводит к недостаточному развитию речевого общения, познавательной деятельности и мыслительных процессов.

Дети от 6 до 7 лет с общим недоразвитием речи имеют следующие трудности в развитии коммуникативных навыков:

— дети могут испытывать трудности при постановке речевого высказывания;

— пробелы в грамматическом оформлении фразы;

— ответы детей на заданные вопросы краткие и односложные;

— ребенок не проявляет инициативы для самовыражения;

— предложения несвязные;

— появляется боязнь собеседника, неуклюжесть, смущение, скованность [11].

При общем недоразвитии речи всегда наблюдается позднее начало самостоятельной речи. Первые слова ребенка появляются через 3–4 года, иногда позже.

Нарушения речи делятся на 3 уровня: ОНР I уровня, ОНР II уровня, ОНР III уровня. Нарушения звукопроизношения присутствуют на всех уровнях OHP. Для всех детей этой категории характерна недостаточная речевая активность, и с возрастом эта активность снижается, если ребенок не занимается. Если ОНР первично, дети более критично относятся к патологии, чем к вторичному проявлению [8].

Речевая коммуникация у детей с общим недоразвитием речи затруднена. Эти дети пассивны и молчаливы, и они почти не обращаются за помощью к педагогу или сверстникам, чтобы избежать общения. К сожалению, развитию навыков общения у дошкольников уделяется недостаточное внимание. Но именно развитие навыков общения ребенка гарантирует ему успешную социализацию в дошкольном учреждении [4]. По предположению Т. Б. Филичевой, в устном общении дети с общим недоразвитием речи стараются избегать трудных для них слов и выражений. И тогда несовершенство речи становится явным. Но если поместить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать определенные слова и грамматические категории, пробелы в общении станут очевидными. В редких случаях инициаторами общения выступают дети, они редко задают вопросы взрослым, а игровые ситуации не сопровождаются рассказом. В отличие от нормально развивающихся сверстников, дошкольники с ОНР используют подробный фразовый язык, но с большим трудом формируют предложения самостоятельно [10]. С. Л. Белых и И. А. Гришанов отметили, что дети с нарушением речи испытывают значительные трудности в общении: объективные (простое проявление речевых дефектов) и субъективные (чувство неполноценности). Они указывают на черты личности таких детей: неуверенность в своих действиях, боязнь самовыражения, чувство неполноценности, депрессия, низкая стрессоустойчивость [3].

Например, алалия характеризуется нарушением всех подсистем языка: синтаксической, морфологической, лексической и фонематической. Типичные проявления алалии — нарушения словесного поиска, трудности «выбора» фонем и определения их порядка, нарушения структуры слогов слов. Многие дети с алалией страдают разнообразными неязыковыми расстройствами: неврологическими и психопатологическими. Степень нарушения речи у разных детей может быть разной и проявляться в диапазоне от полного отсутствия выразительной речи до небольших отклонений в функционировании языковых подсистем.

Недостаточная сформированность структурных компонентов языка: фонетической, лексической, грамматической, неумение свободно и связно выражать мысль приводит к снижению потребности в общении, создаются трудности в установлении контакта. Невозможность ориентироваться в коммуникативной ситуации, неумение вести разговор, внимательно слушать речь других людей, недостаточное формирование связной диалогической речи, как основного средства общения для дошкольников, снижение коммуникативной активности детей и межличностное взаимодействие [9].

У дошкольников с ОНР наблюдается не только отсутствие сформированности вербальных средств общения, что связано с основным дефектом. Онтогенез невербального общения оказывается нарушенным. У дошкольников также есть языковые трудности, которые выражаются по- разному: примитивный, скудный словарный запас, аграмматизмы. В общении дети используют простые предложения, а их ответы короткие и однообразные [6].

Учитывая особенности общения дошкольников с ОНР со сверстниками, можно сделать вывод о взаимозависимости речевых и коммуникативных навыков. Особенности речевого развития детей: явно затрудняют реализацию полноценного общения, что выражается в снижении коммуникативности, в характеристиках поведения. Дошкольники не заинтересованы в контакте, не знают, как ориентироваться в ситуациях общения, и часто выражают негативизм по отношению к своим партнерам по игре. Проблемы с речью и общением не позволяют устанавливать и поддерживать контакты со сверстниками [2].

В целом коммуникативные навыки детей с патологией речи существенно ограничены и намного ниже нормы по всем параметрам. Большинство этих детей очень взволнованы, и это мешает им занять себя каким-либо делом. Как следствие, это приводит к недостаточному развитию у них навыков совместных действий, коммуникативных навыков, навыков сотрудничества и плохой ориентации на сверстников в процессе совместной деятельности.

Процесс общения детей с ОНР существенно отличается от нормы как по уровню развития, так и по основным качественным показателям. Эти дети недостаточно критичны к себе, у них переоцененная оценка своих действий. Дети со слаборазвитой речью отрицательно или безразлично относятся к педагогическим воздействиям. У большинства детей не развиты навыки коммуникативной культуры, отсутствует понятие уважительной дистанции между ребенком и взрослым в процессе общения. В связи с имеющимися характеристиками речевого поведения и взаимоотношений необходима специальная работа по корректировке и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности. Это позволит детям с нарушениями речи эффективно адаптироваться к условиям и потребностям общества в будущем [7].

Нарушение коммуникативной функции приводит к снижению потребности в общении со взрослыми и сверстниками, недостаточной отработке форм общения (диалог и монолог), поведенческих особенностей (отсутствие интереса к общению, неумение ориентироваться в коммуникативной ситуации, негативность). Эти трудности с речью и общением отрицательно сказываются на ассимиляции и контакте со сверстниками во время игры, а также на коммуникативном процессе в целом. Последовательность произнесенных слов и полнота грамматической формы произнесения являются важным условием детского общения. Старшие дошкольники, плохо говорящие и не понимающие друг друга, не могут завязать интересную игру или содержательно общаться. Им скучно друг с другом, им приходится играть отдельно, потому что им нечего сказать [5].

В современном обществе детей практически не учат навыкам общения со сверстниками. Общение между детьми часто происходит спонтанно. Дети не всегда понимают, как правильно вести себя в той или иной ситуации в общении со сверстником, в результате чего они могут начать плакать или проявлять агрессию, раздражительность, тревогу. В таких ситуациях становится ясно, что, скорее всего, ребенку не объяснили, как правильно себя вести, что необходимо учитывать не только собственные интересы и желания, но и особенности другого ребенка, чтобы иметь возможность вести с ним переговоры, вести совместные дела.

Таким образом, для дошкольников с общим недоразвитием речи предпочтительным видом коммуникативной деятельности является повседневное общение, которое противопоставляется совместной игровой деятельности и фокусируется на отношении к сверстнику с помощью моральных норм поведения.

Литература:

  1. Алексеева М. М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. — М.: Наука, 2018 — С.27–43.
  2. Волковская Т. Н. Организационно-содержательные аспекты коррекционной работы по формированию социально-коммуникативной сферы детей с недостатками речи // Логопед в детском саду. — 2015 — № 2
  3. Гришанова И. А. Коммуникативная успешность младших школьников: теоретический и практический аспекты. — Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2016–136 с.
  4. Дзюба О. В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи. — М.: Владос, 2019–201 с.
  5. Елисеенкова О. М. Формирование коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности как фактор успешной социализации // Школьный логопед. — 2018 — № 1 — С. 39–40.
  6. Колесникова А. Е. Новый подход к решению проблемы формирования стойких коммуникативных умений путем моделирования ситуаций с применением диалога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Логопедия. — 2015 — № 3 — С. 35–50.
  7. Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. Н. Колюцкий, И. Ю. Кулагина. — М.: ТЦ «Сфера», 2016–464 с
  8. Леханова О. Л. Своеобразие употребления, понимания и интерпретации невербальных средств общения дошкольниками с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 2018 — № 6 — С. 17–25.
  9. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи. — М.: Педагогика, 2010–192 с.
  10. Филичева Т. Б. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности / Т. Б. Филичеа, Т. В. Туманова, О. М. Елисеенкова // Современные проблемы науки и образования.– 2014 — № 3 — С. 34–41.
  11. Широкова Г. А. Школа общения для дошкольников. — Ростов — на –Дону: Феникс, 2017–288 с.