Коллектив и личность — проблема взаимосвязи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

XVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2021)

Дата публикации: 15.11.2021

Статья просмотрена: 648 раз

Библиографическое описание:

Михневич, Е. А. Коллектив и личность — проблема взаимосвязи / Е. А. Михневич. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 4-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/405/16750/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье автор рассматривает проблему взаимосвязи личности и коллектива через выделение различных причин конфликтов. Автор описывает возможные причины конфликтов личности и коллектива и представляет пути решения.

Ключевые слова : личность, коллектив, взаимодействие, конфликт, причины конфликтов, рефлексивность.

Сегодняшняя ситуация развития социума поднимает проблему взаимосвязи личности и коллектива и взаимодействия личности в коллективе. Многие исследователи (В. М. Бехтерев [1], А. С. Макаренко [2], В. А. Сухомлинский [3] и др.), рассматривая вопрос о сущностном наполнении понятия «коллектив», выделяют такие его характеристики, как сплоченность, активность, результативность и т. д. Мы будем понимать коллектив, как группу людей высокого уровня развития, отличающаяся сплоченностью, интегративной деятельностью и коллективистической направленностью.

В литературе выделяют множество типов коллектива: учебные, производственные, студенческие, спортивные и многие другие. И каждый из этих коллективов разделяется на небольшие подгруппы в зависимости от интересов, целей, межличностных отношений и других значимых факторов. Коллектив состоит из людей (индивидов), что обуславливает возникновение противоречий и проблем взаимодействия в коллективе.

Каждый индивид является личностью. Особенность личности — это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Социальные противоречия проявляются конфликтом. Рассмотрим наиболее распространенные, на наш взгляд, причины конфликтов в коллективе и сконструируем пути их решения в рамках педагогического подхода к проблеме.

Одна из самых распространенных, на наш взгляд, причина конфликтов в коллективе — индивидуальные взгляды на проблемы и пути ее решения. Каждый желает проявить инициативу и получить одобрение остальных в коллективе, но не каждого устроит вариант решения той или иной проблемы, который могли бы предложить, в итоге появляются разногласия и созревает новый конфликт. Не каждый готов принимать то, что чей-то вариант оказался эффективнее.

Для решения этого конфликта каждый должен начать осознавать свои ошибки и принимать то, что выбор и решения других тоже правильные, даже если этот вариант решения вас не устраивает. Ведущую роль в предупреждении конфликтов по причине индивидуальных взглядов, отличных от взглядов других, играет умение посмотреть на проблему глазами другого.

Так же можно выделить такую причину, как возрастные различия членов коллектива: возраст личности обуславливает его жизненный опыт, в том числе алгоритмы поведение в коллективе и решение возникающих конфликтов. Если более молодое поколение не осуждает старших, то многие взрослые считают, что молодое поколение мало повидало и не имеет никакого опыта, у них неправильные взгляды на жизнь, не правильный выбор и т. д.

Каждое поколение считает, что именно у них правильные взгляды и восприятие мира, что является стартом многих проблем в коллективе. У каждого поколения свои моральные ценности, разная мотивация деятельности. Здесь хотелось бы сделать вывод, что для того чтобы минимизировать количество конфликтов по этой причине, люди должны научиться принимать взгляды и интересы других, даже если им это не нравится, ведь зачастую это никак не отражается на них самих.

Следующая проблема, которую хотелось бы выделить — гендерные стереотипы. С самого детства нас приучают к тому, что девочки и мальчики совершенно разные, что есть специальные игры только для мальчиков, так и только для девочек. На интерес к «специальным» играм для противоположного пола реагируют не всегда положительно. При взрослении это все подкрепляется со стороны сверстников и появляются насмешки и осуждения. Это все и является причиной возникновения конфликтов, в особенности в детском коллективе.

Решение этой проблемы нам видится в том, чтобы сократить до минимума все эти разделения начиная с детского сада, нужно проводить беседы с родителями о том, что нет ничего плохого в предпочтении детьми игр, к которым они не привыкли, нужно объяснять, что в XXI веке как женщины, так и мужчины имеют равные права и могут занимать одинаковые должности. Сегодня гендерные роли стираются, полоролевое поведение в большей степени определяется интересами и спосбоностями каждого. Принятие позиции гендерного равенства способствует тому, что коллектив станет более сплоченый, дети перестанут стесняться своих предпочтений, станут более открытые и смогут добиться всех поставленных целей в дальнейшем.

Еще одна причина конфликтов — социальные неравенства. Деление на бедных и богатых проявляется в статусе индивида в коллективе, что позволяет называть социальное неравенство называть неравенством статусов. При этом высокого социального статуса можно добиться, только обладая определенными способностями и личностными качествами.

Решение данного типа конфликтов лежит в плоскости педагогики и заключается в нравственном воспитании детей: нужно приучать с детства к тому, что бюджет не показатель того какой человек, какая у него душа. Ведь человек может быть бедным и будет готов отдать ради вас последнее, покормит бездомное животное, пожертвует деньги в различные сборы для помощи, а богатый, наоборот, может думать только о себе и делать все ради своей выгоды. Нельзя судить книгу по обложке!

Следующая причина конфликтов, которую мы хотели бы выделить — это территориальное происхождение. К данной группе конфликтов мы относим конфликты типа «город» — «село». Это причина занимает не самое ведущее место, однако является часто встречаемой. Данная причина тесно связана с предыдущей — существующим социальным неравенством.

Здесь можно выделить разные ценности, сформированные под влиянием условий жизни и доступных социальных возможностей. Принято считать, что человек, выросший в сельской местности, более трудолюбивый, хозяйственный, но менее образованный, а городские жители наоборот — более образованы во многих сферах, но в трудовой деятельности уступают. Особенность причины данного конфликта заключается в том, что конфликт провоцируют обе стороны. Городские жители стараются показать свое благополучие, возможно даже ненамеренно, но тем самым вызывают зависть. Сельские жители провоцируют конфликт, так скажем, упрекая городских жителей тем, что в городе условия проживания лучше и они считают, что умственная деятельность намного проще трудовой.

Важно отметить, что все рассмотренные выше причины конфликтов могут возникать ненамеренно. Поэтому существует большая вероятность того, что все эти конфликты будут происходить всегда и мы не сможем от них окончательно избавиться. Перспективным решением нам представляется формирование рефлексивности как ведущего качества личности. Если каждый научиться смотреть на ситуации со стороны другого, будет стараться адекватно реагировать на выбор других, в особенности, если этот выбор никак не отражается на них самих, научится осознавать и принимать свои ошибки, то мы сможем значительно сократить количество этих самых конфликтов.

Литература:

  1. Бехтерев, В. М. Избранные работы по социальной психологии / В. М. Бехтерев. — Москва: «НАУКА», 1994.
  2. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко // Пед. соч.: В 8 т. — М., 1984.
  3. Сухомлинский, В. А. О воспитании Изд. 2-е. / В. А. Сухомлинский. — М., Политиздат, 1975.