Цифровые технологии как инструмент формирования грамматических навыков в курсе иностранного языка для специальных целей (на примере направления «Туризм») | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

XVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2021)

Дата публикации: 12.11.2021

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Зуева, О. Е. Цифровые технологии как инструмент формирования грамматических навыков в курсе иностранного языка для специальных целей (на примере направления «Туризм») / О. Е. Зуева, Р. М. Хасан. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 71-75. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/405/16743/ (дата обращения: 23.04.2024).



Статья посвящена проблеме формирования грамматически корректной речи в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции в курсе иностранного языка для специальных целей для студентов, обучающихся по направлению «Туризм». Мы рассматриваем преимущества использования цифровых технологий для овладения коммуникативной компетенцией в условиях малого количества аудиторных часов и при наличии в одной группе студентов разного уровня владения английским языком. Приводятся примеры сайтов и технологии их использования из собственной практики преподавания.

Ключевые слова: формирование иноязычной коммуникативной компетенции, иностранный язык для специальных целей, цифровые технологии, формирование грамматически корректной речи.

Глобальные процессы, происходящие в мировом сообществе, неизменно влияют на все аспекты развития и взаимодействия от политических и экономических до социокультурных и информационных. Пандемия COVID-19 стала ключевым моментом, изменившим устоявшиеся стандарты, сменив вектор на цифровизацию во всех сферах жизни. Коммуникация в ее глобальном понимании не стала исключением. Занимаясь подготовкой специалистов для сферы туризма, невозможно не задумываться о тех трансформациях, которые коснулись и ее. Для многих очевиден отложенный спрос, потенциальное взрывное развитие виртуального туризма, кто-то говорит об изменение внутренней парадигмы самого понятия «туристические услуги». Но, какие бы изменения не стали новой реальностью, очевидным является тот факт, что иноязычная коммуникация останется фундаментальным параметром, определяющим профессиональный успех специалиста. В связи с этим, обучение иностранному языку в нелингвистическом ВУЗе, опираясь на требования, отраженные в профессиональном стандарте, однозначно ориентированы на формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Профессиограмма предусматривает овладение культурой межличностного общения, владение техникой ведения переговоров, межкультурную компетентность. Профстандарт включает в себя «работу с заказами клиентов по формированию экскурсионных групп, организацию досуга туристов, формирование, продвижение и реализацию туристического продукта, руководство как структурными подразделениями туристической организации, так и туристической группой». [1] Формируя в процессе обучения лингвистическую компетенцию для соответствия выдвигаемым профессиограммой и профстандартом требованиям, студенты приобретают навыки корректного речевого поведения через овладение речевыми клише на базе грамматически корректных структур.

Именно роли свободного грамматически корректного изложения мысли в рамках коммуникативно-ориентированного подхода нам бы хотелось уделить особое внимание. Развитие языковых навыков без знания грамматических основ, безусловно приводит к ограничению потенциала выражения собственных мыслей учащихся. Построение моделей предложений основано на грамматических правилах. Правильное же использование грамматических элементов приводит к их корректному практическому применению. Чтобы создать основу для таких языковых навыков как: аудирования, чтения, письма и говорения необходимо знание грамматики. Понять взаимосвязь событий, их последовательность, расставить залоговые акценты, учащиеся могут только через знание грамматических явлений. Таким образом, грамматика, как ключевой элемент правильной речи, является общепризнанным, структурирующим элементом, ведущим к достижению коммуникативных задач. Спорными же на данном этапе являются вопросы подачи и объема грамматического материала.

Нам представляется методически не выверенным, хотя и обоснованным, в рамках существующих требований, переход к речевым упражнениям без отработки грамматических моделей вне ситуативной коммуникации. Малое количество аудиторных часов, предусмотренных программой «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации», большие и в тоже время разноуровневые группы студентов определяют необходимость ориентировать контактную работу в аудитории на развитие навыков общения, реализуя индуктивный подход и оставляя такой важный аспект как грамматическая правильность речи, на самостоятельную работу. Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов нам представляется целесообразным применять цифровые технологии в процессе развития грамматических навыков.

Использование цифровых технологий уже прописано во многих официальных документах, регулирующих работу учреждений, оказывающих образовательные услуги. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО), одна из компетенций современного выпускника — это умение работать «...с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией, для решения профессиональных задач» [2]. Кроме того, данный вид работы развивает у студентов такой жизненно важный навык как самостоятельная работа.

Основатель педагогики как науки в России К. Д. Ушинский считал, что «самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения» [3, с. 103]. Под самостоятельной работой мы понимаем работу, которая «выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучаемый сознательно стремится достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий» [4, с. 706] Нельзя не отметить, что самостоятельная работа студента требует от него высокого уровня осознанности и ответственности, мотивации и самодисциплины что в перспективе приводит к формирование навыков планирования, самоконтроля и самоорганизации. Отличительной же чертой самостоятельной работы является контролируемая автономность студента, напрямую связанная с работой педагога, обучающего и направляющего его.

Для реализации задачи достижения грамматической грамотности учащегося в процессе самостоятельной работы использование цифровых платформ, а также сайтов, позволяющих тренировать конкретный грамматический аспект на требующемся уровне владения языком от начального до продвинутого, нам видится максимально эффективным.

Среди многочисленных сайтов, предлагающих тренировочные упражнения, мы выделили несколько онлайн ресурсов. Давайте рассмотрим особенности каждого. www.english-grammar.at. Данный учебный ресурс дает студенту возможность изучать английский язык как с мобильного телефона или планшета, так и с компьютера. В нем представлены интерактивные материалы, отражающие основные грамматические явления языка. В меню сайта учащийся может выбрать грамматический раздел, который ему необходимо потренировать. Например, выбрав «Tenses», учащемуся открывается вкладка, предлагающая выбрать требующиеся времена и уровень владения языком (T-132 — Present Tenses — Simple or Progressive / Elementary) и т. д. Кликнув на выбранное время, учащийся далее заполняет пропуски в предложении глаголами в правильной форме и кликает «check» для того, чтобы проверить правильность выполненного задания. Также есть задания, позволяющие увидеть как то или иное грамматическое явление функционирует в контексте.

www.learnenglish.britishcouncil.org Данный ресурс предлагает учащемуся весь спектр заданий для изучения английского языка от онлайн курсов до сдачи международных экзаменов. Грамматика является одним из разделов на главной странице. Алгоритм работы предполагает, что учащийся сначала выбирает уровень владения языком от начального до продвинутого, затем грамматическое явление, изучает или повторяет правило использования данного явления на английском языке и только после этого выполняет предложенные упражнения на закрепление изученного материала, которые проверяются автоматически по окончанию работы с заданием. Нажав кнопку «show answers», учащийся может увидеть правильные ответы, в случае если он допустил ошибки.

Еще один ресурс, предлагающий теоретическую и практическую грамматику английского языка www.englisch-hilfen.de. Будет справедливо заметить, что теоретическая часть хорошо визуализирована: множество систематизированных таблиц, выделенные особенности структурирования грамматических явления в контексте, большое количество заданий на закрепление изученного материала, возможность самопроверки. Явным же недостатком данного ресурса является «безуровневость» предлагаемых заданий, что, с нашей точки зрения, компенсируется наличием «уровневых» тестов по изученному материалу.

Обращаясь к данным ресурсам для систематизации и оттачивания грамматических навыков студентов при преподавании иностранного языка для специальных целей в сфере туризма, мы видим их эффективность, их важность для грамматически корректного свободного изложения мысли особенно в ситуациях необходимости генерирования «свободного» высказывания, где языковые клише не применимы. И наконец, данные цифровые ресурсы дают возможность преподавателю эффективно мониторить качество изученного материала и персонализировать задания для каждого студента, что способствует поддержанию мотивации студентов к обучению и развитию навыков самостоятельной работы, которые будут востребованы в его профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Федеральное агенство по туризму. https://tourism.gov.ru
  2. ФГОС ВО (3++) по направлению бакалавриата:45.03.02 Лингвистика. М.,2020.№ 59448 с9 URL http//standart.edu.ru/catalog.
  3. Сенашенко В. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы / В.Синашенко В. Н. Жалнина //Высшее образование в России. — 2006. — № 7. — с.103–109
  4. Самсонова Н. И. Самостоятельная работа при обучении иностранному языку /Н. И. Самсонова //Молодой ученый. — 2016. — № 7. — с. 706–708

Ключевые слова

формирование иноязычной коммуникативной компетенции, цифровые технологии, иностранный язык для специальных целей, формирование грамматически корректной речи