Формирование soft skills обучающихся СПО с помощью цифровых компетенций | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2021)

Дата публикации: 11.11.2021

Статья просмотрена: 553 раза

Библиографическое описание:

Шалдина, А. В. Формирование soft skills обучающихся СПО с помощью цифровых компетенций / А. В. Шалдина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 65-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/405/16738/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматриваются онлайн инструменты, применение которых может быть эффективно при формировании надпрофессиональных компетенций и soft skills у обучающихся СПО.

Ключевые слова: надпрофессиональные компетенции, digital-компетенции, концепция lifelong learning, soft skills.

Сегодня в плане реформирования и модернизации глобальной образовательной среды особое внимание уделяется цифровизации образования. Стало понятно, что традиционной модели образования, направленной только на получение знаний, нет места в современном мире. Поэтому необходима трансформация всей парадигмы образования и пересмотр существующих методов и моделей обучения, нацеленных на развитие навыков общей цифровой грамотности, социальных и эмоциональных навыков для успеха в новом цифровом мире. А изменения на рынке труда, которые происходят в последний год и вызванные пандемией Covid-19, диктуют новые требования к будущим специалистам. Всё больше внимания направлено на развитии надпрофессиональных компетенций специалистов (soft skills), особенно в области владения цифровыми технологиями.

Обратившись к истории, можно заметить, что уже в 1918 году ученым Фонда Карнеги Чарльзом Риборгом Манном было экспериментально доказано, что 85 % успеха в работе специалиста определяется уровнем развития навыков и умений в области коммуникаций (soft) и только 15 % успеха обеспечивается высоким уровнем развития профессиональных (hard) компетенций [3]. В наше время также все больше ценится умение работать в команде, способность к кооперации, то есть горизонтальные структуры управления. Именно поэтому формирование soft skills обучающихся СПО нужно начинать с первого курса и продолжать в течение всего курса обучения.

Согласно федеральному проекту «Цифровая образовательная среда» к 2024 году в Российской Федерации будет создана современная и безопасная цифровая образовательная среда, которая будет обеспечивать формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы [2].

Главный вопрос, который волнует нас в рамках данного исследования, касается роли digital компетенций в развитии soft skills студентов.

К digital компетенциям будем относить не только работу с компьютером, но и свойства личности, так называемый «цифровой талант». Фактически, диджитал-навыки — это знания и умения, которые определяют специализацию профессионала. Сюда можно включить технические навыки и умения, использование в работе готовых технологичных решений. Например, профессиональные социальные сети. Уже сегодня во всех странах компетенции в области ИКТ включены в набор базовых (ключевых, надпрофессиональных) компетенций специалиста.

В отчете Европейского союза «Модель цифровых компетенций для граждан (The Digital Competence Framework for Citizens)» представлена классификация цифровой компетентности, состоящей из 5 областей, таких как: информационная грамотность, коммуникация и сотрудничество, создание цифрового контента, безопасность и решение проблем и 21 цифровой компетенции, которые нужны людям в современном мире [1]. Например, в область «Коммуникация и сотрудничество» входят следующие компетенции:

– Взаимодействие посредством цифровых технологий;

– Обмен посредством цифровых технологий;

Гражданское участие посредством цифровых технологий, которое подразумевает применение жителями государственных цифровых услуг для непосредственного участия в жизни общества, например, онлайн голосование;

Сотрудничество с использованием цифровых технологий;

Этикет в сети. Данная компетенция предполагает знания правил и норм поведения при коммуникации в цифровых средах, умения адаптироваться к конкретной аудитории, ее поколенческому разнообразию;

Управление своей цифровой идентичностью.

Представленная классификация применяется в 21 стране Евросоюза (Франция, Италия, Великобритания, Польша и пр.) и дает рекомендации для обучения людей и разработки политики в области развития цифровой экономики.

Тесную взаимосвязь с уровнем владения современными цифровыми технологиями имеют и еще две надпрофессиональные компетенции, которые отмечаются исследователями как ключевые для цифровой эры — управление информацией и вычислительное мышление.

Эффективное применение цифровых технологий обозначилось и при неформальном учебном взаимодействии, а также во время дистанционного обучения. Локдаун и онлайн обучение показало, что посещение лекций, музеев, театров возможно реализовать с помощью онлайн сервисов. А проведение виртуальных экскурсий по предприятиям или дней открытых дверей в ВУЗах и колледжах возможно из любой точки планеты.

Концепция lifelong learning или образования в течение всей жизни предполагает тесную взаимосвязь формального и неформального обучения, только в этом случае будет развиваться весь спектр необходимых для общества компетенций, в том числе надпрофессиональных.

Зарубежные исследователи С. Матрикс и Я. Хадсон рассмотрели применение инфографики и графического дизайна в учебных заданиях для студентов, а также продемонстрировали их влияние на развитие компетенций, которые помогают приобщиться к визуальной цифровой культуре [3]. Кроме обучения визуальной цифровой грамотности, студенты, которые выполняют задания с графическим дизайном, развивают в себе такие качества как креативность и гибкость мышления, а также получают навыки управления информацией и критического мышления, что подтверждается и исследованиями других ученых.

Еще одним трендом в образовании становится геймификация. Уже сейчас доказана ее эффективность для развития и оценки когнитивных компетенций, а также компетенций в сфере межличностного взаимодействия. Кроме того, данный формат удобен не только в офф-лайн, но и зарекомендовал себя в онлайн формате, так как помогает увеличить уровень вовлеченности и мотивации студентов в образовательный процесс. Применяется не только в образовании младших школьников, но и взрослых.

С помощью игровых технологий лучше происходит закрепление пройденного материала, поиск нестандартных путей решения стоящих перед студентами задач. Через игры и игрофикации, помимо когнитивных компетенций, у студентов развиваются такие компетенции, как взаимодействие с людьми, нестандартность решения проблем, весь спектр коммуникативных компетенций, но с акцентом на ведение переговоров. Однако не стоит полностью переключаться в образовательной деятельности на геймификацию, можно вводить лишь ее элементы на учебных занятиях.

В таблице 1 представлены некоторые онлайн инструменты, применение которых может быть эффективно при формировании надпрофессиональных компетенций у обучающихся колледжа. Данные инструменты были использованы в учебной и внеурочной деятельности во время онлайн обучения студентами Радиотехнического колледжа Санкт-Петербурга.


Таблица 1

Инструмент

Описание

Развиваемые компетенции

Пример использования

Инструменты видеосвязи

Призваны для организации взаимодействия между обучающимися и педагогами, с возможностью передачи документов и медиафайлов. Например: Zoom, Discord, Skype.

  1. Цифровая компетенция;
  2. Коммуникативная компетенция;
  3. Эмоциональный интеллект.

Проведение лекций и практических занятий, опросов, классных часов.

Блогинг, социальные сети и онлайн сообщества

Призваны помочь с поддержкой межличностной коммуникации как внутри студенческого коллектива, так и между педагогами и обучающимися. Технологии помогают организовать быстрое взаимодействие и обратную связь в процессе обучения. Например: Whats App; Вконтакте, Телеграм, Instagram.

  1. Коммуникативная компетенция;
  2. Критическое мышление;
  3. Работа с информацией.

Разработка и запуск онлайн марафона в телеграм-канале. Ведение сообщества учебной группы в социальной сети Вконтакте, что способствует вовлечению студентов в учебный процесс в комфортных условиях, использование элементов геймификации.

Виртуальные доски, QR-коды

Виртуальные доски помогают в проведении занятий в реальном времени, с возможностью автоматического усвоения материала за счет включения обучающихся в объяснение «у доски». QR-коды можно использовать для быстрого доступа к информационным ресурсам или заданиям к практическим работам.

  1. Цифровая компетенция;
  2. Навыки обратной связи;
  3. Эмоциональный интеллект.

Разработка заданий к текущей аттестации с применением QR-кодов

Web-квесты

Интеграция учебной и внеучебной деятельности. Развитие нестандартного мышления и работы в команде.

  1. Цифровая компетенция;
  2. Коммуникативная компетенция;
  3. Эмоциональный интеллект;
  4. Командная работа.

Web-квесты могут применяться в групповой и индивидуальной работе над проектами.

Разработан и внедрен в учебный процесс квест «Зеленое ГТО» и квест «Математическая статистика»

Инструменты онлайн-визуализации

Инструменты визуализации информации, такой как Canva. Помогает в разработке брошюр, инфографики

  1. Визуальная цифровая грамотность;
  2. Управление информацией;
  3. Креативность.

Визуализация идей и проектов обучающихся с применением инструментов графического дизайна и онлайн инфографики.


Помимо перечисленных инструментов на soft skills обучающихся СПБ ГБПОУ «Радиотехнический колледж» оказывают влияние образовательные челленджи, реализуемые в рамках международного проекта «Развитие предпринимательских компетенций в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и Вены». Челлендж Storytelling позволяет обучающимся научиться пробуждать интерес публики к своей презентации и умению удержать внимание окружающих. Челлендж BeaYES помогает студентам увидеть и использовать свои сильные стороны. Они учатся принимать решение и действовать самостоятельно. На втором-третьем курсе ребятам предлагается погрузиться в челлендж Empathy. При помощи карты эмпатии можно провести целенаправленный, сфокусированный на определённую идею анализ заказчика. Цель — поставить себя на место клиента (заказчика), другого человека и благодаря этому скоординировать идею (стратегический маркетинг) лучше понимая потребности клиента. Все это помогает в дальнейшем при трудоустройстве выпускников.

Новые технологии стремительно входят в жизнь современного общества. А обучающиеся СПО становятся той частью населения, которая в ближайшем будущем выйдет на рынок труда, и работа их будет связана с информационно-коммуникационными технологиями. В связи с этим важным представляется оценка их цифровых компетенций, полученных за время учебы в колледже, а также выявление инструментов, которые способствуют формированию soft skills.

Литература:

  1. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки», Корпоративный университет Сбербанка. — М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018–122 с.
  2. Официальный сайт Министерства Просвещения Российской Федерации. Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 12.07.2021).
  3. Пеша А. В. Развитие надпрофессиональных компетенций студентов в формате онлайн // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 № 3, https://mir-nauki.com/PDF/83PDMN320.pdf (дата обращения: 12.07.2021).

Ключевые слова

soft skills, надпрофессиональные компетенции, digital-компетенции, концепция lifelong learning