Воспитание читательской культуры младших школьников в контексте педагогики К. Д. Ушинского | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Калинина, О. А. Воспитание читательской культуры младших школьников в контексте педагогики К. Д. Ушинского / О. А. Калинина, Г. В. Калуцких, Т. И. Сазыкина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/401/16691/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье анализируется проблема воспитания читательской культуры у младших школьников. Выдвигается гипотеза, что многие проблемы обучения и воспитания детей, рассматриваемые К. Д. Ушинским, остаются актуальными для современной педагогики и психологии.

Ключевые слова: К. Д. Ушинский, читательская культура, воспитание, принцип единства языка и мышления.

В настоящее время многие ученые и педагоги возвращаются к изучению наследия прошлого, анализируют взгляды на педагогическую науку отечественных и зарубежных исследователей. Значительное место в педагогической науке занимает наследие К. Д. Ушинского, основоположника научной педагогики в России в целом и методики первоначального обучения детей родному языку в частности.

Многие проблемы обучения и воспитания детей, рассматриваемые К. Д. Ушинским, остаются актуальными для современной педагогики и психологии. Одной из них является проблема воспитания читательской культуры у школьников.

В основе нравственного развития ребенка, по убеждению К. Д. Ушинского, должно лежать воспитание в нем «чувствований», которые составляют «строй души» человека. «Содействовать образованию в душе дитяти такого коренного строя, который достоин человека, — вот величайшая задача воспитания и воспитателя» [2, с. 91]. Одним из средств реализации данной задачи воспитания, по нашему мнению, является развитие читательской культуры у младших школьников.

К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость развития у ребенка «дара слова». «Дар слова есть сила, врожденная душе человека, и, как всякая сила, телесная или душевная, крепнет и развивается не иначе как от упражнений». Данные упражнения, по мнению К. Д. Ушинского, должны быть, по возможности, самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, и, при том, устные должны предшествовать письменным [4, с. 43].

Упражнения «дара слова» направлены на развитие у детей умения выражать устно или письменно свою самостоятельную мысль, а не повторять чужие фразы. Если ребенок научится понимать мысль, выраженную писателем, и усвоит форму, в которой эта мысль выразилась, то это еще не значит, что он упражняет свой дар слова. Понимание прочитанного литературного произведения способно обогатить школьников интеллектуально, но при этом собственная способность «дара слова» может остаться неразвитой. Следовательно, воспитание читательской культуры возможно через реализацию принципа единства языка и мышления, согласно которому усваиваемые ребенком орфографические правила и нормы не самоцель, а средство [1, с. 108].

Изучение законов словосочетания в русском языке рассматривалось К. Д. Ушинским с точки зрения того, насколько точно и образно, логично и изящно в языке выражается мысль. Весь процесс обучения по «Детскому миру» К. Д. Ушинского строился в тесной взаимосвязи с окружающей ребенка средой. Устанавливались естественные интересы детей к явлениям природы, что позволяло пополнять уже имеющиеся у школьников представления. Дидактическая система была направлена на развитие мышления ребенка, которое рассматривалось как условие и предпосылка успешной познавательной деятельности ученика на последующих ступенях школьного обучения.

Язык, речь, мышление — явления, взаимосвязанные между собой, поэтому процесс развития «дара слова» должен находиться в прямой зависимости с развитием мыслительной способности школьника. Развивать язык отдельно от мысли невозможно. Форма мысли должна создаваться человеком вместе с самой мыслью, органически вырастая из нее [3, с. 60].

Из вышеизложенного следует, что процесс воспитания читательской культуры будет наиболее эффективен при взаимосвязи наглядного обучения и умственного развития ребенка. Основную цель процесса воспитания читательской культуры у младших школьников должно составлять не само знание, а мысль, идея, которые развиваются в разуме ребенка посредством усвоения того или иного знания.

Ушинский считал, что «умение читать» — процесс сложный, но в нем можно выделить два ведущих начала, тесно связанных между собой, — «механизм чтения» и «понимание смысла читаемого». Последнее является ведущим началом, определяющим результативность и качество чтения. На самых начальных этапах обучения «умению читать» имеется опасность разрыва между техникой чтения и пониманием прочитываемого. Этот разрыв приводит к механическому чтению, когда «ребенок угадывает звуки, произносит слова и не обращает внимания на содержание». Подобный отрыв механизма чтения от процесса усвоения читаемого порождает тот тип чтения, который «притупляет умственные способности читающего... дает часто ложные сведения, ложный взгляд на вещи и дурно действует на нравственность». Именно в связи с этим Ушинский сформулировал свой известный педагогический принцип в отношении чтения: «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».

Для того чтобы школьное обучение чтению протекало с наибольшим образовательно-воспитательным эффектом, Ушинский считал необходимым разнообразить приемы преподавания и учебный материал, отдавая предпочтение тем из них, которые соответствуют психологическим особенностям школьников, делающих первые шаги на пути овладения грамотой.

Изучив статьи и научные исследования К. Д. Ушинского, мы считаем, что его идеи и мысли современны и актуальны в настоящее время, поэтому очень важно помнить о них каждому педагогу.

Вопросы детского чтения занимают важное место в педагогическом наследии К. Д. Ушинского. В его работах говорится о необходимости учить детей правильно читать, не просто бездумно воспроизводить текст, а понимать его смысл и содержание.

В педагогическом наследии Ушинского содержится рекомендация о приобщении детей к чтению. Он советовал не спешить обучать детей чтению. Эффективно, по мнению Ушинского, то чтение, к которому ребенок подготовлен, в котором он заинтересован. Это положение является одним из основных в современной педагогике детского чтения.

Одним из факторов приобщения ребенка к чтению Ушинский считал «правильную» литературу. Научность, яркость и доступность книг дня детей, воспитание волевых, самостоятельных граждан — такие задачи ставились К. Д. Ушинским перед детской литературой.

Самым ярким примером произведений, необходимых для детей, стали собственные книги Ушинского — «Детский мир» и «Родное слово». Высокую оценку этим сочинениям дали многие современники. Учебники, созданные К. Д. Ушинским, до сих пор привлекают внимание ученых и педагогов, а отдельные произведения из них печатаются в сборниках, выходят отдельными книгами

Учебники К. Д Ушинского совершили настоящий переворот в истории русской школы. Огромной заслугой автора является и то, что своими книгами он открыл двери школы перед современной литературой и народным творчеством. В них были опубликованы (полностью или в отрывках) произведения всех крупнейших русских и западноевропейских писателей того времени, русские народные сказки, пословицы, поговорки, загадки, детские песенки. К. Д. Ушинский выступил з этих учебных книгах не только как гениальный педагог, но и талантливый писатель. Большинство страниц его учебников заполнено оригинальными произведениями. Своими произведениями К. Д. Ушинский стремился знакомить детей с окружающим миром, вооружать их знаниями, воспитывать в них добрые чувства, любовь к родной природе, приобщать к поэтическому творчеству русского народа.

Литература:

1. Лифинцева Н. И., Ушинский о психологических основах первоначального обучения / Н. И. Лифинцева // Роман-газета «К. Д. Ушинский и русская школа». — 1994. –С.95–110.

2. Лифинцева Н. И., Ушинский о воспитании/ Н. И. Лифинцева // Роман- газета «К. Д. Ушинский и русская школа». — 1994. — С.82–95.

3. Меньшиков В. М., Принципы педагогического учения Ушинского / В. М. Меньшиков // Роман-газета «К. Д. Ушинский и русская школа». — 1994. — С.49–70.

4. Стручаева Т. М., «Уроки на завтра» К. Д. Ушинского / Т. М. Стручаева // Педагогическое наследие К. Д. Ушинского и современные проблемы модернизации Российского образования. — Курск: Изд. КГУ, 2004. — С.42–43.

Ключевые слова

воспитание, К. Д. Ушинский, читательская культура, принцип единства языка и мышления