Специфика развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Автор: Пирогова Ксения Васильевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
XIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2021)
Дата публикации: 28.09.2021
Статья просмотрена: 11 раз
Библиографическое описание:
Пирогова, К. В. Специфика развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи / К. В. Пирогова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/399/16670/ (дата обращения: 20.04.2024).
В статье рассматриваются особенности развития творческого потенциала детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Ключевые слова : нарушение речи, творческая деятельность, способность.
В условиях становления демократического общества вопрос актуализации и развития творческих способностей каждого человека стоит особенно остро. Общество испытывает настоятельную потребность в социально активных членах, творческих личностях. Творчество — высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека, отличающаяся социальной значимостью, новизной, оригинальностью. Также особенно значимым является развитие креативности детей с ОВЗ, так как они нуждаются в организации коррекционно-развивающих занятий. Работа с детьми с ОВЗ, включающая в себя занятия с элементами творчества, является наиболее эффективной.
Проблема исследованиязаключается в том, что число детей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходимы специальные коррекционные образовательные услуги, не имеет тенденции к сокращению. Напротив, их количество увеличивается, что приводит к увеличению числа детей с ОВЗ, посещающих детские сады и обладающих психологическими проблемами разного рода, такими как тревожность, страхи, замкнутость, заниженная самооценка и т. д. Использование коррекционных занятий с элементами арт-терапевтических технологий может способствовать разрешению обозначенных выше проблем.
Развитие детей дошкольного возраста представляет собой совершенный, неделимый процесс, который непосредственно связан с развитием творческих способностей. Занятия, направленные на развитие творческого потенциала с элементами арт-терапии строятся на игровом сюжете. Эта форма проведения занятий позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекции речевых нарушений. Поэтому, необходимо использовать данный вид терапии для обеспечения развития творческих способностей детей и стимулировать их речевую активность. Кроме того, данный вид деятельности способен привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта.
Кроме того, в соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья [1].
Объект исследования: творческие способности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие креативности дошкольников с нарушением речи.
Цель исследования: изучить особенности развития творческих способностей и креативности дошкольников с нарушением речи.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать научную литературу по теме развития творческих способностей у дошкольников с нарушением речи.
- Выявить особенности развития креативности у детей старшего дошкольного возраста.
- Провести исследование по определению уровня развития креативности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
- Разработать программу эмпирического исследования.
- Проанализировать результаты и сформировать выводы.
Гипотеза исследования — мы предполагаем, что дети дошкольного возраста с нарушениями речи обладают уровнем развития креативности ниже среднего.
В работе использовался следующий комплекс методов:
- Методы сбора теоретической информации: обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования.
- Эмпирические методы.
1) «Незаконченный рисунок» Э. П. Торренса;
2) «Дорисовывание» Э. П. Торренса;
3) «Повторяющиеся линии» Э. П. Торренса
4) «Солнце в комнате» В. Синельникова, В. Кудрявцева
В ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты. Подавляющее большинство испытуемых (75 %) имеет низкий уровень креативности, исходя из результатов теста «Незаконченный рисунок» Торренса. Это свидетельствует о том, что испытуемым не свойственны чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, относительное стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, поиск их решения, выдвижение предположения и гипотезы о возможности решений.
Далее, в ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты. Подавляющее большинство испытуемых (60 %) имеет низкий уровень креативности, исходя из результатов теста «Дорисовывание» Торренса.
В ходе проведения методики «Повторяющиеся линии» нами были получены следующие результаты. Большая часть испытуемых (55 %) имеет средний уровень оригинальности, меньшая часть — (40 %) имеет низкий уровень оригинальности. Это свидетельствует о том, что испытуемым в процессе выполнения теста свойственны изображения двух (или более) пар параллельных линий, использованных при создании одной картинки выражена одна идея. «Оригинальность» — самый значимый показатель креативности, у испытуемых представлен на высоком уровне.
Подавляющее большинство испытуемых (80 %) имеет средний уровень креативности, исходя из результатов теста «Солнце в комнате», так как ими был озвучен конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации.
Исходя из полученных данных, большинство испытуемых имеет уровень развития креативности ниже среднего и нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, что подтверждает гипотезу исследования.
Литература:
- Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989: ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-I // Сборник международных договоров СССР. — 1993. — Вып. XLVI.
- Аверин А. Н. Тренинг как педагогическая технология становления самоотношения личности / А. Н. Аверин. — Ижевск: Издательство ИУУ, 2002. — 109 с
- Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский. — 1. — Москва: Труд, 2010. — 184 c. — Текст: непосредственный.
- Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика / Т. С. Комарова, Л. Р. Болотина, С. П. Баранов. — 2-е изд. — Москва: Культура, Академический проект, 2005. — 79 c. — Текст: непосредственный