Особенности профессионального становления студентов-психологов в процессе обучения в вузе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

XIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2021)

Дата публикации: 28.09.2021

Статья просмотрена: 322 раза

Библиографическое описание:

Чвирова, А. А. Особенности профессионального становления студентов-психологов в процессе обучения в вузе / А. А. Чвирова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/399/16669/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматриваются особенности профессионального становления студентов-психологов в период обучения в вузе.

Ключевые слова : профессиональное становление, профессиональное самоопределение, социальная идентичность.

Актуальность проблемы исследования профессионального становления студентов заключается, согласно профессиональному стандарту «Педагог-психолог (Психолог в сфере образования)» в качестве подготовки будущих специалистов [1]. Многие исследователи подчеркивают важность вузовского этапа профессионального становления личности, акцентируя внимание на сензитивности этого периода к формированию ценностных ориентаций, установок, мотивации, профессиональной направленности. Согласно Н. Н. Нечаеву, проблемы совершенствования, повышения эффективности и качества всей системы высшего образования находятся в центре постоянного внимания общественности [5]. Приведение методов и форм обучения в соответствие с требованиями жизни, программно-целевой и комплексный подход к целеполаганию и организации деятельности высшего образования, использование всех достижений научно-технического прогресса — лишь немногие задачи, определяющие деятельность высших учебных заведений.

Кроме того, возрастает уровень требований к качеству профессионального образования. Данное положение отражено в Законе РФ «Об образовании», в котором говорится о преимуществе общечеловеческих ценностей, воспитании и развитии личности, способной к интеграции в мировую и национальную культуру. Закон обязывает ориентировать содержание образования на «обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации» [2]. Так как в современных условиях развития общества необходимо целенаправленное личностное и профессиональное развитие человека, основа которого — принцип саморазвития, благодаря которому личность становится способной преобразовать собственную жизнедеятельность в предмет практического воздействия и обусловливающий стратегию инновационной деятельности и гуманистического образа жизни.

Исходя из положений Э. Ф. Зеера, профессиональное становление личности — это процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление [4]. Становление человека как профессионала невозможно без потребности в развитии и саморазвитии, возможности ее непосредственного удовлетворения.

Профессиональное становление является неотъемлемой частью становления личности. Так, при рассмотрении проблемы становления личности прежде всего необходимо изучить методологическое положение Б. Г. Ананьева, согласно которому развитие личности, с одной стороны, представляет собой возрастающую по масштабам и уровням интеграцию — образование крупных «блоков», систем или структур, преобразование которых в определенный момент жизни человека выступает как наиболее общая структура личности [3]. Далее, для всестороннего анализа психологических проблем профессионального развития личности немаловажную роль играют исследования А. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж. Холланда. Научные труды обозначенных выше учёных послужили основой для следующих концептуальных положений: профессиональное становление личности обусловлено с исторического и социокультурного аспектов; ядро профессионального становления представляет собой развитие личности в процессе профессионального обучения и выполнения профессиональной деятельности; процесс профессионального становления личности индивидуален, неповторим и своеобразен, но, несмотря на это в нем возможно дифференцировать качественные особенности и закономерности; профессиональная жизнь способствует реализации человека, предоставляет личности возможность для самоактуализации; знание специфики психологических аспектов профессионального развития позволяет человеку осознанно выстраивать свою профессиональную биографию.

Объект исследования: особенности профессионального становления студентов.

Предмет исследования: детерминанты эффективного профессионального становления студентов-психологов.

Цель исследования : выявить детерминанты эффективного профессионального становления студентов-психологов

Задачи исследования :

1) Провести теоретический анализ проблемы профессионального становления;

2) сформировать программу эмпирического исследования,

3) сформировать репрезентативную выборку исследования,

4) организовать исследование,

5) провести анализ и интерпретацию результатов.

Гипотеза исследования: детерминантами эффективного профессионального становления студентов-психологов являются мотивация достижения, высокий уровень толерантности к неопределенности, ценностные ориентации на достижения и самостоятельность.

Исходя из полученных результатов исследования, студенты-психологи мотивированы на достижение успеха, нежели на избегание неудачи, что, зачастую, способствует достижению успеха в учебной и профессиональной деятельности. Далее, исследование толерантности к неопределенности студентов показало следующие результаты: в большинстве своем испытуемые имеют высокий уровень толерантности к неопределенности. Иными словами, большинство испытуемых обладает положительным отношением к неопределенности, неопределенным ситуациям, новизне, предпочитает неопределенные и неоднозначные ситуации, требующие неординарного решения. Также среди испытуемых доминируют ценностные ориентации на достижение, определяющая цель которого — личный успех через демонстрацию компетентности согласно социальным стандартам; самостоятельность, определяющая цель которой заключается в независимости мышления и выбора действий, творчестве, исследовательской деятельности.

Следовательно, гипотеза исследования получила свое эмпирическое подтверждение, а именно детерминантами эффективного профессионального становления студентов-психологов являются высокий уровень мотивации, направленной на достижение успеха, высокий уровень толерантности к неопределенности, ценностные ориентации на достижения и самостоятельность.

Литература:

1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: федер. закон от 18 августа 2015 г. N 38575// [http://psyjournals.ru/files/77328/prof_standart_psychologist.pdf]

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации // [http://www.consultant.ru/document/cons_]

3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 272 с.

4. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для вузов / Э. Ф. Зеер. — Москва: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.

5. Нечаев Н. Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе / Н. Н. Нечаев. — Москва: Изд-во МГУ, 1985. — 112 с.