STEAM-технологии в работе учителя-логопеда | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Таринская, Т. А. STEAM-технологии в работе учителя-логопеда / Т. А. Таринская, С. В. Чекулова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/399/16653/ (дата обращения: 25.04.2024).



Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний — не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. Современные технологии коррекции речевых нарушений в настоящее время считаются вспомогательными средствами в логопедической работе. Однако они являются достаточно уникальными и чрезвычайно эффективными.

Коррекция недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Исследуя речь детей, мы пришли к выводу, что помимо нарушений фонетического, лексико-грамматического строя речи на первый план выходит снижение речевой активности, т. е. в век говорящей техники, дети перестали общаться. И решать эту проблему нам необходимо в соответствии с условиями современных требований. Чтобы заинтересовать детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные коррекционные программы, новые методы и технологии, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения.

Одним из таких путей для нас стали STEAM-технологии. Если ребенок не пассивно поглощает поток информации, а динамично с ним взаимодействует, т. е. интерактивен, тактильно связан с этой культурной средой, то мы можем предположить иной результат, а значит, и иную перспективу.

Сегодня мы хотим поделиться, опытом работы по развитию речи, используя STEAM-образование.

Словарный запас детей формируется параллельно с познанием окружающей действительности и предметного мира, и происходит это во время исследования предметов, где дети, рассматривая знакомые им вещи, называют новые слова и выражения.

Есть множество упражнений на запуск речи. Мы же в своей практике пришли к выводу, что самыми эффективными являются игры-эксперименты.

Игра «Голодная гусеница»

Для нее мы используем набор Фрёбеля. Сначала рассказываем ребёнку сказку, сопровождая кормлением гусеницы. Затем ребенок нанизывает ягоды–бусины для гусеницы, при этом идет отработка глагола тяни.

D:\обруч\фото статья\IMG_20201215_162609.jpg

Игра «Регата»

Эта игра не только поднимает настроение и стимулирует появление новых слов, но и помогает сформировать направленную воздушную струю.

Игра «Сокровища»

Заворачиваем в фольгу слова-предметы однослоговой структуры: бусы, часы, мыло, пони и т д. Прячем их в коробку с фасолью.

—Злая колдунья заморозила сокровища и спрятала их от нас. Давай с тобой спасем сокровища!

Достаём предметы со словами: Что там? ИЩИ! ОПА! Нашли. Ура!

В процессе экспериментирования старшие дошкольниками не только расширяют словарный запас, но и учатся применять свои знания на практике.

—Давайте рассмотрим вместе с детьми обычную коктейльную трубочку: она-гибкая, мягкая, пластичная, может менять форму.

—Где можно использовать эти качества?

Это можно использовать при изготовлении цифр, букв, объёмных 3Д фигур, игрушек и движущихся деталей для игрушек.

Продолжая исследование, мы узнаем, что она полая, и в неё можно подуть.

И здесь дети включили свою фантазию и предложили много интересных вариантов игр, где нужна струя воздуха. Это игры: «Собери браслет», «Пройди лабиринт» «Собери картинку», «Воздушный футбол», «Укрась букву».

D:\обруч\фото статья\IMG_20201216_163943.jpg

Данные игры помогают не только в логопедической работе, но и одновременно решают задачи STEAM-образования.

Полученные в процессе экспериментирования знания, дети применяют на практике при изготовлении механических игрушек, поделок, дидактических игр, персонажей для театра с использованием игрового модуля «Лего».

Таким образом развивается основы инженерно-технического мышления и творческого воображения. Все эти умения мы продуктивно используем в логопедической работе:

Игра «Башенка» в процессе игры ребенок выполняет постройку с опорой на схему, параллельно идёт развитие фонематического слуха, дифференциация согласных, формирование умения составлять звуковой анализ слова.

D:\Чекулова Таринская материалы к проекту\фото\IMG_7301.JPG

«Артикуляционная гимнастика с ЛЕГО» строим лошадку из деталей ЛЕГО, затем выполняем артикуляционное упражнение «Лошадка». Аналогичная работа и с упражнением «Лопатка» и т. д.

При проведении диагностических мероприятий выяснилось, что дошкольники испытывают затруднения при пересказах, описательных рассказах. И здесь нам на помощь пришли STEAM-технологии. Большой восторг дети испытывали при создании мультипликационных фильмов. А желание озвучить собственный шедевр было очень высоким. Эта работа способствует смысловому пониманию значения слова, что в дальнейшем подготавливает детей к смысловому пониманию прочитанного произведения, что актуально на современном этапе.

В нашей логопедической работе особое место занимает интерактивный стол.

Использование интерактивного стола/экрана помогает сделать коррекционно-развивающую работу увлекательной, динамичной, красочной, получить обратную связь с обучающимися.

Появление у нас в арсенале такого устройства помогает решать многие коррекционно-образовательные задачи:

Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

– ознакомление детей с интерактивным столом и правилами поведения при работе с ним, знакомство детей с компьютерными программами.

Задачи коррекционно-образовательного цикла:

– формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Задачи творческого цикла:

– развитие воображения, познавательной активности.

D:\обруч\фото статья\20200910_090845-1.jpg

Работа с интерактивным столом способствует развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, преодолению моторной неловкости, неточности движений.

В своей работе мы используем готовые программы «Умный ребенок» и «Лесная полянка». Игры подбираем как по лексическим темам, так и по направлениям коррекционно-развивающей работы.

Так же эффективно применяем эти игры при проведении логопедического обследования.

Игра «Родственники» в процессе игры фиксируется принятие и понимание задания, уровень развития словарного запаса.

Игра «Найди и назови» -фиксируется умения употреблять имена существительные и прилагательные в правильной грамматической форме.

Игра «Кто как голос подает?» -фиксируется уровень развития слухового восприятия.

Игра «Назови ласково» -фиксируется умение ребенка образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Использование интерактивного стола позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, мобильным, эмоционально-привлекательным, доступным, многофункциональным, что в процессе обучения ведет к положительной динамике речевого развития.

Компьютер не заменяет работу логопеда, а дополняет и делает ее более эффективной, качественной и разнообразной.

C:\Users\Инна\Downloads\20201217_170633.jpg C:\Users\Инна\Downloads\20201218_113009.jpg

STEAM -образование является уникальным инструментом речевого развития, ещё и потому, что даёт возможность развивать у детей речь на интересной для них творческой деятельности. Дети учатся составлять план работы, комментировать свой творческий процесс.

Затем мы с ребятами составляем описательный рассказ готового изделия. При составлении творческих рассказов используем схемы (кодирование), которые являются предпосылками к программированию.

Благодатной почвой для логопеда по развитию и активизации речи являются творческие презентации игрушек, где дети рассказывают, как и во что можно играть с ними, придумывают рассказы, сказки и инсценируют их!

Подводя итог всему сказанному хочется отметить, что SТЕАМ- образования позволяет логопеду повысить эффективность своей работы на основе современной и актуальной для нашего общества деятельности.