STEAM-технологии в работе учителя-логопеда
Авторы: Таринская Татьяна Александровна, Чекулова Светлана Викторовна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
XIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2021)
Дата публикации: 09.09.2021
Статья просмотрена: 2350 раз
Библиографическое описание:
Таринская, Т. А. STEAM-технологии в работе учителя-логопеда / Т. А. Таринская, С. В. Чекулова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/399/16653/ (дата обращения: 17.12.2024).
Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний — не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. Современные технологии коррекции речевых нарушений в настоящее время считаются вспомогательными средствами в логопедической работе. Однако они являются достаточно уникальными и чрезвычайно эффективными.
Коррекция недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Исследуя речь детей, мы пришли к выводу, что помимо нарушений фонетического, лексико-грамматического строя речи на первый план выходит снижение речевой активности, т. е. в век говорящей техники, дети перестали общаться. И решать эту проблему нам необходимо в соответствии с условиями современных требований. Чтобы заинтересовать детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные коррекционные программы, новые методы и технологии, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения.
Одним из таких путей для нас стали STEAM-технологии. Если ребенок не пассивно поглощает поток информации, а динамично с ним взаимодействует, т. е. интерактивен, тактильно связан с этой культурной средой, то мы можем предположить иной результат, а значит, и иную перспективу.
Сегодня мы хотим поделиться, опытом работы по развитию речи, используя STEAM-образование.
Словарный запас детей формируется параллельно с познанием окружающей действительности и предметного мира, и происходит это во время исследования предметов, где дети, рассматривая знакомые им вещи, называют новые слова и выражения.
Есть множество упражнений на запуск речи. Мы же в своей практике пришли к выводу, что самыми эффективными являются игры-эксперименты.
Игра «Голодная гусеница»
Для нее мы используем набор Фрёбеля. Сначала рассказываем ребёнку сказку, сопровождая кормлением гусеницы. Затем ребенок нанизывает ягоды–бусины для гусеницы, при этом идет отработка глагола тяни.
![D:\обруч\фото статья\IMG_20201215_162609.jpg](https://moluch.ru/conf/blmcbn/16653/16653.002.jpg)
Игра «Регата»
Эта игра не только поднимает настроение и стимулирует появление новых слов, но и помогает сформировать направленную воздушную струю.
Игра «Сокровища»
Заворачиваем в фольгу слова-предметы однослоговой структуры: бусы, часы, мыло, пони и т д. Прячем их в коробку с фасолью.
—Злая колдунья заморозила сокровища и спрятала их от нас. Давай с тобой спасем сокровища!
Достаём предметы со словами: Что там? ИЩИ! ОПА! Нашли. Ура!
В процессе экспериментирования старшие дошкольниками не только расширяют словарный запас, но и учатся применять свои знания на практике.
—Давайте рассмотрим вместе с детьми обычную коктейльную трубочку: она-гибкая, мягкая, пластичная, может менять форму.
—Где можно использовать эти качества?
Это можно использовать при изготовлении цифр, букв, объёмных 3Д фигур, игрушек и движущихся деталей для игрушек.
Продолжая исследование, мы узнаем, что она полая, и в неё можно подуть.
И здесь дети включили свою фантазию и предложили много интересных вариантов игр, где нужна струя воздуха. Это игры: «Собери браслет», «Пройди лабиринт» «Собери картинку», «Воздушный футбол», «Укрась букву».
Данные игры помогают не только в логопедической работе, но и одновременно решают задачи STEAM-образования.
Полученные в процессе экспериментирования знания, дети применяют на практике при изготовлении механических игрушек, поделок, дидактических игр, персонажей для театра с использованием игрового модуля «Лего».
Таким образом развивается основы инженерно-технического мышления и творческого воображения. Все эти умения мы продуктивно используем в логопедической работе:
Игра «Башенка» в процессе игры ребенок выполняет постройку с опорой на схему, параллельно идёт развитие фонематического слуха, дифференциация согласных, формирование умения составлять звуковой анализ слова.
![D:\Чекулова Таринская материалы к проекту\фото\IMG_7301.JPG](https://moluch.ru/conf/blmcbn/16653/16653.005.jpg)
«Артикуляционная гимнастика с ЛЕГО» строим лошадку из деталей ЛЕГО, затем выполняем артикуляционное упражнение «Лошадка». Аналогичная работа и с упражнением «Лопатка» и т. д.
При проведении диагностических мероприятий выяснилось, что дошкольники испытывают затруднения при пересказах, описательных рассказах. И здесь нам на помощь пришли STEAM-технологии. Большой восторг дети испытывали при создании мультипликационных фильмов. А желание озвучить собственный шедевр было очень высоким. Эта работа способствует смысловому пониманию значения слова, что в дальнейшем подготавливает детей к смысловому пониманию прочитанного произведения, что актуально на современном этапе.
В нашей логопедической работе особое место занимает интерактивный стол.
Использование интерактивного стола/экрана помогает сделать коррекционно-развивающую работу увлекательной, динамичной, красочной, получить обратную связь с обучающимися.
Появление у нас в арсенале такого устройства помогает решать многие коррекционно-образовательные задачи:
Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:
– ознакомление детей с интерактивным столом и правилами поведения при работе с ним, знакомство детей с компьютерными программами.
Задачи коррекционно-образовательного цикла:
– формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи.
Задачи творческого цикла:
– развитие воображения, познавательной активности.
Работа с интерактивным столом способствует развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, преодолению моторной неловкости, неточности движений.
В своей работе мы используем готовые программы «Умный ребенок» и «Лесная полянка». Игры подбираем как по лексическим темам, так и по направлениям коррекционно-развивающей работы.
Так же эффективно применяем эти игры при проведении логопедического обследования.
Игра «Родственники» в процессе игры фиксируется принятие и понимание задания, уровень развития словарного запаса.
Игра «Найди и назови» -фиксируется умения употреблять имена существительные и прилагательные в правильной грамматической форме.
Игра «Кто как голос подает?» -фиксируется уровень развития слухового восприятия.
Игра «Назови ласково» -фиксируется умение ребенка образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Использование интерактивного стола позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, мобильным, эмоционально-привлекательным, доступным, многофункциональным, что в процессе обучения ведет к положительной динамике речевого развития.
Компьютер не заменяет работу логопеда, а дополняет и делает ее более эффективной, качественной и разнообразной.
STEAM -образование является уникальным инструментом речевого развития, ещё и потому, что даёт возможность развивать у детей речь на интересной для них творческой деятельности. Дети учатся составлять план работы, комментировать свой творческий процесс.
Затем мы с ребятами составляем описательный рассказ готового изделия. При составлении творческих рассказов используем схемы (кодирование), которые являются предпосылками к программированию.
Благодатной почвой для логопеда по развитию и активизации речи являются творческие презентации игрушек, где дети рассказывают, как и во что можно играть с ними, придумывают рассказы, сказки и инсценируют их!
Подводя итог всему сказанному хочется отметить, что SТЕАМ- образования позволяет логопеду повысить эффективность своей работы на основе современной и актуальной для нашего общества деятельности.
Похожие статьи
Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) как фактор развития творческих способностей дошкольника
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования порастающего поколения и в том числе — дошкольному образованию. Согласно вступившему в силу ФГОС, одной из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях явл...
Совершенствование приборов для улучшения жизни слабовидящих
Зрение — это удивительный дар, но, к сожалению, не все люди могут наслаждаться им. Но в век развития информационных технологий технический прогресс хорошо помогает людям с ограниченными возможностям и у слабовидящих есть возможность использовать не т...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога
Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образоват...
Интеграционный проект как способ формирования универсальных учебных действий кадет во внеурочной и урочной деятельности
Овладение иностранным языком невозможно без практики общения. Современные информационные технологии дают нам эту возможность. Преподаватели немецкого языка и кадеты Оренбургского президентского кадетского училища, изучающие немецкий язык, активно исп...
Влияние информатизации на процесс преподавания в высшем учебном заведении
В современной высшей школе все более остро встает проблема падения интереса к лекции. За долгую историю существования эта форма обучения уже переживала подобный спад, однако, в условиях стремительного развития информационных технологий и лавинообразн...
Цифровая образовательная среда «Наустим» как эффективный и парадоксальный ресурс в процессе развития речевой деятельности дошкольников с ТНР
В современном обществе, начиная с первых дней жизни, нас окружает цифровое мультимедийное пространство. Для ребенка источниками начального формирования о мире и его месте в нем становятся не только семейные ценности, но и медиаресурсы. Познавательная...
Использование мультимедийных средств при обучении рецептивной стороне иноязычной речи
На сегодняшний день невозможно представить жизнь без технологий, таких как, например, компьютер или интернет, окружающих нас. И эти средства мультимедиа активно внедряются во все сферы бытия. Одним из пластов жизнедеятельности является образование. В...
Использование подхода «Управление сложностью» (Complexity management) не только в пределах логистических процессов
В нынешнем мире бизнес-процессы подвергаются влиянию постоянных катализаторов со стороны информационных и коммуникативных технологий. Назревает время, когда инновационные аппликации требуют изменить традиционный подход в принятии решений на более мно...
Методы защиты веб-приложений от CSRF-атак
Сегодня CSRF-атаки предстают перед нами в числе уязвимостей, которые разработчики веб-приложений не воспринимают всерьез. Это упущение ежегодно приносит серьезные убытки всем, начиная от рядового пользователя сети Интернет, заканчивая крупнейшими IT-...
Современные трекеры для IT-команд: выбор, функциональность, тенденции
В современном мире информационных технологий эффективное управление IT-командами становится все более важным аспектом успешной работы предприятий. Одним из ключевых инструментов для координации задач, контроля процессов и повышения производительности...
Похожие статьи
Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) как фактор развития творческих способностей дошкольника
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования порастающего поколения и в том числе — дошкольному образованию. Согласно вступившему в силу ФГОС, одной из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях явл...
Совершенствование приборов для улучшения жизни слабовидящих
Зрение — это удивительный дар, но, к сожалению, не все люди могут наслаждаться им. Но в век развития информационных технологий технический прогресс хорошо помогает людям с ограниченными возможностям и у слабовидящих есть возможность использовать не т...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога
Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образоват...
Интеграционный проект как способ формирования универсальных учебных действий кадет во внеурочной и урочной деятельности
Овладение иностранным языком невозможно без практики общения. Современные информационные технологии дают нам эту возможность. Преподаватели немецкого языка и кадеты Оренбургского президентского кадетского училища, изучающие немецкий язык, активно исп...
Влияние информатизации на процесс преподавания в высшем учебном заведении
В современной высшей школе все более остро встает проблема падения интереса к лекции. За долгую историю существования эта форма обучения уже переживала подобный спад, однако, в условиях стремительного развития информационных технологий и лавинообразн...
Цифровая образовательная среда «Наустим» как эффективный и парадоксальный ресурс в процессе развития речевой деятельности дошкольников с ТНР
В современном обществе, начиная с первых дней жизни, нас окружает цифровое мультимедийное пространство. Для ребенка источниками начального формирования о мире и его месте в нем становятся не только семейные ценности, но и медиаресурсы. Познавательная...
Использование мультимедийных средств при обучении рецептивной стороне иноязычной речи
На сегодняшний день невозможно представить жизнь без технологий, таких как, например, компьютер или интернет, окружающих нас. И эти средства мультимедиа активно внедряются во все сферы бытия. Одним из пластов жизнедеятельности является образование. В...
Использование подхода «Управление сложностью» (Complexity management) не только в пределах логистических процессов
В нынешнем мире бизнес-процессы подвергаются влиянию постоянных катализаторов со стороны информационных и коммуникативных технологий. Назревает время, когда инновационные аппликации требуют изменить традиционный подход в принятии решений на более мно...
Методы защиты веб-приложений от CSRF-атак
Сегодня CSRF-атаки предстают перед нами в числе уязвимостей, которые разработчики веб-приложений не воспринимают всерьез. Это упущение ежегодно приносит серьезные убытки всем, начиная от рядового пользователя сети Интернет, заканчивая крупнейшими IT-...
Современные трекеры для IT-команд: выбор, функциональность, тенденции
В современном мире информационных технологий эффективное управление IT-командами становится все более важным аспектом успешной работы предприятий. Одним из ключевых инструментов для координации задач, контроля процессов и повышения производительности...