Статья посвящена вопросам развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Описывается понятие и важность дидактических игр при развитии дошкольников.
Ключевые слова: ребенок, дидактическая игра, способность, познавательный интерес, игровая деятельность, младший дошкольный возраст.
Без игры нет, не может быть полноценного умственного развития. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Л. С. Выготский
Каждый ребенок — неистовый исследователь окружающего мира. Эта способность заложена в нем с рождения, он любознателен и стремится к познанию всего, что его окружает. Именно дошкольный возраст — период становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления, будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.
На сегодняшний день государство предъявляет к образованию принципиально новые требования. В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» отмечены обязанности и ответственность педагогических работников: «педагогические работники обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни» [4].
Формирование познавательного интереса является одним из приоритетных направлений обучения в ДОО — комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), познавательной активности и познавательного интереса. Все это представляет собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в самом себе и регулируют его деятельность.
ФГОС ДО определены следующие задачи познавательного развития:
развитие предполагает развитие интересов любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. [3]
Главная задача педагога – выстроить образовательный процесс таким, образом, чтобы он был направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию, на удовлетворение потребности ребенка в освоение нового. Взаимодействие с ребенком выстраивается таким образом, чтобы он учился не только получать информацию, но и пользоваться приобретенными знаниями.
Ведущим видом детской деятельности является игровая деятельность. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В процессе игры у ребенка приобретаются новые знания, обобщаются и закрепляются имеющиеся, формируется умение подчиняться правилам игры, познаются правила общения, развиваются умственные способности, познавательные интересы, которые являются неотъемлемой составляющей для успешного обучения в школе. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Дети воспринимают умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает их познавательную и умственную активность.
В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.) , настольно — печатные игры и словесные игры [1].
Игры с предметами являются наиболее доступными детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, обследовании объекта, непосредственно действия с ним, вследствие чего происходит ознакомление с ним. В ходе таких игр, у детей формируется представление об окружающих объектах и их свойствах: цвет, величина, форма, качество.
Настольно-печатные игры , основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Основаны на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино, найди пару и др.) или сложения из частей целого (разрезанные картинки). С помощью таких игр у детей развиваются речевые навыки, математические способности, логика, внимание, мышление.
Наиболее сложны словесные игры : они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления детей, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. В ходе таких игр, дети опираются на имеющиеся уже представления о предметах, расширяют знания о них, и учится выделять характерные признаки предметов, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и отличия («Найди отличие», «Скажи наоборот», «Запомни и назови»), самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи, делать выводы и умозаключения.
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности: активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста; развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации; прививает умение действовать по правилам, развивает любознательность; закрепляет знания, умения.
Рис. 1. Дидактические игры, созданные педагогами
Игра позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Если ребенок увлечен игрой, то он не замечает, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от мыслительной деятельности. Посредством дидактических игр можно решать следующие задачи:
развивать мышление у детей;
обогащать жизненный и игровой опыт;
воспитывать навыки позитивного общения со сверстниками и взрослыми;
создавать условия для самостоятельного выбора игры детьми;
развивать мелкую моторику рук и творческие способности;
развивать самостоятельность в поиске решений;
развивать умение отвечать и задавать вопросы.
При подборе дидактических игр учитываются возрастные особенности детей, а также интерес к играм.
Подводя итог вышесказанному, хочется еще раз отметить то, что развитие познавательных способностей является одним из главных вопросов воспитания и развития детей дошкольного возраста. Развитие ребенка и последующее его обучение в школе напрямую зависят от того, на сколько у него развит познавательный интерес и познавательные способности. Дидактическая игра является ведущим средством познавательного развития, и чем активнее ребенок будет «включаться» в игру, тем больше новых знаний он будет приобретать, тем «неистовее» будет его стремление узнать еще больше нового и неизведанного.
Литература:
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателей [Текст]/ А.К, Бондаренко. — М.: Просвещение, 1991–160с.
- Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Л. А. Внгер, О. М. Дъяченко. М.: Просвещение, 1989. — 176с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета «RG.RU». — URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата посещения 07.03.2017)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.