Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе наблюдения за объектами и явлениями природы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Волобуева, Ю. В. Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе наблюдения за объектами и явлениями природы / Ю. В. Волобуева, И. В. Богуцкая. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июль 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/397/16630/ (дата обращения: 25.04.2024).



В современной России система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, которая способна адаптироваться к современным условиям, и принимать нестандартные решения. Дошкольная образовательная организация относится к первой ступени непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой.

Познавательный интерес обладает мощными побудительными и регулятивными возможностями, которые способствуют эффективному становлению дошкольника как субъекта познавательной деятельности. Экспериментальные исследования в области дошкольной педагогики, проводимые Л. А. Каменевой, Т. А. Куликовой, П. Г. Саморуковой и др., показали, что уже на ступени дошкольного возраста у детей можно сформировать достаточно устойчивый познавательный интерес.

Особенности развития познавательного интереса у дошкольников изучались на разном содержании, но особую ценность приобретают исследования, посвященные развитию у дошкольников познавательного интереса в процессе наблюдения за объектами и явлениями природы. Эффективность развития у дошкольников познавательного интереса в процессе наблюдения за объектами и явлениями природы доказана в исследованиях Л. А. Каменевой, Н.Н Кондратьевой, Л. М. Маневцовой. Спецификой системы развития познавательного интереса является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, доступный наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления [1].

Наблюдения в природе способствуют накоплению у дошкольников запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, являющиеся материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.

В связи с этим в нашем дошкольном учреждении был разработан цикл наблюдений за объектами и явлениями природы, который решает ряд задач: создание положительного эмоционального отношения детей к объектам и явлениям окружающего мира; побуждение детей к самостоятельному поиску информации в процессе наблюдений за объектами и явлениями природы; получение экологических знаний детьми в процессе наблюдений и активное применение их в различных видах деятельности; использование различных организационно-методических форм проведения наблюдений с детьми.

Так же был составлен перспективный план наблюдений, в котором просматривается последовательность, цикличность наблюдений, последовательное решение задач. В плане обозначена тема и цель каждого наблюдения. В каждом месяце выделены 10–12 конкретных тем и задач, решаемых в процессе наблюдения.

Каждое наблюдение имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ним. Цикл наблюдений позволяет дошкольнику чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний об объекте природы. Цикл наблюдений составлен так, что педагог имеет возможность заменить какое-либо наблюдение, в зависимости от погодных условий, от индивидуальных возможностей детей и ряда других причин [2].

К перспективному плану составлена картотека наблюдений. В ней отражены следующие моменты: тема наблюдения; цель наблюдения; вопросы и описание; художественное слово или эксперимент; труд в природе. Составленная картотека позволяет педагогу последовательно и систематически применять предложенные наблюдения.

В процессе наблюдений с дошкольниками за объектами и явлениями природы применяется раздаточный материал, где особое внимание уделяется обучению детей обследованию объектов. С этой цель, дошкольникам даны задания по выявлению того или иного признака предмета. Сначала педагог показывает или называет способ обследования, а затем предлагает детям самостоятельно обследовать предмет, проверить результаты и обобщить их.

При организации данной работы делается опора на чувственное познание, сенсомоторику детей, их наглядно-действенное мышление, особенности эмоциональной сферы, содействие в накоплении позитивного опыта общения с природой, зарождение интереса, радости от этого процесса.

В процессе наблюдений дошкольники активно познают природу (нюхают, трогают, слушают, насыпают, переливают, крошат), им ненавязчиво предлагается экологически целесообразные виды деятельности в природе, где применяются различные приемы. Главное, что бы данные приемы, не были слишком яркими, необычными, чтобы процесс наблюдения не показался детям скучным. В основном используются словесные и действенные приемы, помогающие вызвать легкие положительные эмоции и готовность слушать педагога.

В процессе наблюдений, используются: художественное слово, чтение произведений К. Ушинского, В. Бианки, Е. Чарушина и т. д., дети с большим удовольствием слушают их; загадывание загадок о явлениях природы, животных, растениях, самостоятельное составление загадок детьми; знакомство детей с пословицами и поговорками о природе. Так же широко применяются игры — путешествия, в которых дети попадают в подземное царство, на Северный полюс, в пустыню, на морское дно и т. д.

В группе создаются условия для развития познавательного интереса детей — побуждение детей к самостоятельному поиску информации в процессе наблюдений за объектами и явлениями природы. Например, центр «воды и песка» дошкольники любят играть с природным материалом, который всегда доступен. Дети сами пополняют природный материал: шишки, желуди, ракушки, листья, камни.

На прогулках в теплое время года организовываются игры с песком. Дети знакомятся со свойствами и качествами песка. Игры с песком проводятся многократно, дошкольники наблюдают, как меняются свойства песка, когда он мокрый. В старшем возрасте дети учатся различать и называть свойства песка: сухой, влажный, очень мокрый, лепится, сыплется и т. д. К интересным песочным изделиям привлекают внимание всех детей [4].

С целью закрепления полученных знаний и представлений в процессе наблюдений используются с детьми дидактические игры: «Выбери правильно дорогу» (правила поведения в природе), «Что сначала, что потом» (рост и развитие организмов), «У кого какой дом» (об экосистемах), «Летает, бегает, прыгает» (приспособление животных к среде обитания) и т. д. Приобретенные экологические знания, умения и навыки дети демонстрирую в соревновательных экологических играх (КВН, «Поле чудес», экологическая викторина).

В процессе практической работы, дошкольникам предоставляется возможность самостоятельного поиска ответов, в процессе наблюдения за объектами и явлениями природы, развивая способность думать, рассуждать, пытаться решать вопросы. В процессе наблюдений за объектами и явлениями природы задаются детям вопросы. Поощряется любознательность детей, потребность узнавать новое — важное и ценное качество объекта или явления природы.

Таким образом, вся данная система работы направлена на развитие познавательной направленности интереса детей дошкольного возраста; углубление экологических знаний о предметах и объектах природы; развитие любознательности (познавательной активности) дошкольников.

Анализ исследований педагогов и психологов, а так же практическая деятельность показала, что целенаправленные наблюдения способствуют развитию познавательных способностей (наблюдательности, любознательности, самостоятельности), накоплению чувственного опыта и его осмыслению, исключают возможность образования формальных знаний, не опирающихся на чувственную основу.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что создавая педагогические условия для развития познавательного интереса у старших дошкольников в процессе наблюдения за объектами и явлениями природы и проводя целенаправленную, систематическую и последовательную работу, можно добиться положительных результатов.

Литература:

  1. Венгер, Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников /Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. -1989.-№ 5.-С. 36–39.
  2. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности /А. Г. Волостникова. — М., 2011 — С.230.
  3. Годовикова, Д. Н. Формирование познавательной активности Д. Н. Годовикова // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 1.
  4. Лисина, М. И. Познавательная активность дошкольников /М. И. Лисина. — М.: Просвещение, 1999. — С.554. Текст: непосредственный.
  5. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике /Г. И. Щукина. — М. 2011. — С.351.