Использование средств фитнес-аэробики для подготовки к выполнению норм ГТО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Краснодар, июль 2021)

Дата публикации: 30.06.2021

Статья просмотрена: 307 раз

Библиографическое описание:

Бакурадзе, Н. С. Использование средств фитнес-аэробики для подготовки к выполнению норм ГТО / Н. С. Бакурадзе, С. В. Пахомова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июль 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 44-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/397/16619/ (дата обращения: 20.04.2024).



Ключевые слова: средства физической культуры, фитнес-аэробика, комплекс ГТО, функциональное оборудование, уровень физической подготовленности.

Особую актуальность в нашей стране приобретает проблема сохранения и укрепления здоровья населения. Физическая культура в Вузе рассматривается государством как важный инструмент развития человеческого потенциала, как одно из эффективных средств сохранения и укрепления здоровья молодого поколения, повышения работоспособности будущих профессионалов и увеличения продолжительности активной жизни [3].

Будущая профессиональная деятельность специалистов по экономической безопасности предъявляет повышенные требования к профессиональной, психической и физической подготовке. Использование информационных технологий привело к сокращению двигательной активности и преобладании умственной и психоэмоциональной деятельности. В связи со сложившейся ситуацией особую роль для сохранения здоровья и высокой работоспособности приобретают занятия физической культурой. Физическая подготовка специалистов по экономической безопасности направлена на приобретение умений и навыков, физических и психических качеств, способствующих успешному выполнению служебных задач, сохранению высокой работоспособности. В процессе занятий физической культурой в Вузе будущие специалисты по экономической безопасности приобретают необходимые навыки для будущей работы, совершенствуют их и приобщаются к занятиям спортом и здоровому образу жизни.

Современные средства обучения позволяют эффективно построить учебный процесс по физической культуре. Одним из эффективных средств по внедрению физической культуры в Вузе является подготовка к сдаче норм комплекса ГТО. С 1 января 2016 года началась реализация комплекса ГТО в системе Министерства образования и науки. В центре внимания при внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) в систему образования находится, не только собственно подготовка к выполнению нормативов, но и формирование физической культуры личности.

ВФСК ГТО введен в образовательный процесс в целях создания эффективной системы физического воспитания и представляет собой важнейший социальный проект федерального значения, инструмент реализации государственной политики по привлечению широких слоев населения, в том числе студентов, к занятиям физической культурой и спортом.

Комплекс ГТО задает программную основу и государственные требования к уровню физической подготовленности различных возрастных категорий населения, в том числе и студенческой молодежи [6].

На современном этапе внедрение комплекса ГТО в высшем учебном заведении — инструмент для привлечения молодежи к массовому спорту. В процессе подготовки специалиста по экономической безопасности для успешной сдачи норм ГТО в нашем Вузе мы используем средства и возможности современного вида спорта — фитнес-аэробики.

Фитнес-аэробика — это командный, сложнокоординационный, полиструктурный вид спорта, состоящий из гимнастических и танцевальных элементов, зародившийся в фитнесе, развитием и популяризацией которого занимается ФИСАФ (Международная Федерация спортивной аэробики и фитнеса). Также фитнес-аэробика — это комплекс упражнений, который выполняется под ритмичную музыку группой под руководством инструктора или преподавателя с использованием различного оборудования [2].

Занятия фитнес-аэробикой имеют огромный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал, проявляющийся в повышении уровня развития физических качеств и функциональной подготовленности, а также способствуют удовлетворению личных потребностей в области физической культуры и спорта. Благодаря фитнес-аэробике можно дифференцировать процесс физического воспитания и повысить мотивацию студентов к занятиям физической культурой и спортом [2].

Средства фитнес-аэробики помогают внедрению современного комплекса ГТО в повседневную жизнь студентов. Изначально, комплекс ГТО был направлен на то, чтобы сформировать моральный и духовный облик людей, гармонично и всесторонне развивать их физические и нравственные качества, принять меры по укреплению здоровья и повысить творческую и трудовую активность. В перечень основных задач, которые решает комплекс ГТО, включены следующие задачи:

– использование физической культуры как важнейшего составного элемента здорового образа жизни;

– достижение высокого уровня физической подготовленности, обеспечивающей творческое долголетие, необходимое состояние здоровья, высокопроизводительный труд, готовность к защите Родины;

– широкая и всесторонняя пропаганда физической культуры среди различных категорий населения;

– воспитание потребности в регулярных физических нагрузках на протяжении всей жизни;

– овладение основными положениями системы физического воспитания, знаниями и практическими навыками самостоятельных занятий физическими упражнениями, по гигиене и гражданской обороне;

– массовое вовлечение населения в активную деятельность по участию в управлении самодеятельным физкультурным движением;

– развитие массового спорта, выявление и воспитание спортивных талантов и т. д. [6].

Проанализировав научные труды о возможных путях выхода из создавшейся ситуации с современным состоянием здоровья студентов, одним из главных является введение норм ГТО, и мы считаем, что внедрение фитнес — технологий в физическое воспитание студентов значительно поможет им в дальнейшем успешно сдавать все нормативы.

На современном этапе фитнес-аэробика становится все более популярной, в частности, такие ее виды как танцевальная аэробика, степ-аэробика, йога, фитбол-аэробика, функциональный тренинг и другие.

В данном контексте фитнес-аэробику необходимо рассматривать как одно из эффективных средств физического воспитания и ориентации на здоровый образ жизни подростков и учащейся молодежи, обеспечивающее разностороннее воздействие на организм, способствующее формированию устойчивого интереса к систематическому использованию средств физической культуры и спорта с целью саморазвития и самосовершенствования, подготовки для успешной сдачи норм ГТО [4].

Для осуществления образовательной деятельности на занятиях необходимо использовать современное фитнес-оборудование: степ-платформы, кор-платформы, фитболы, гантели, функциональные петли TRX, гимнастические коврики, эластичные ленты разного размера.

Одним из нормативов для сдачи норм ГТО является тестирование уровня гибкости  наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровни скамьи в см). В нормах ГТО тест на гибкость является обязательным испытанием для всех возрастных категорий, что говорит о важности уровня развития гибкости для определения физической подготовленности организма. В теории и методике физической культуры гибкость рассматривается как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела [5]. Упражнения для развития гибкости необходимо включать в содержание каждого занятий по физической культуре. В формате занятия фитнес-аэробикой 10–15 минут отводится специальным комплексам упражнений для развития гибкости. Средствами развития гибкости являются: упражнения на расслабление; — плавные движения по большой амплитуде; — повторные пружинящие движения; — пассивное сохранение максимальной амплитуды; — активное сохранение максимальной амплитуды; — махи с постепенным увеличением амплитуды. Регулярное выполнение упражнений на развитие гибкости позволяет укреплять суставы и мышечные волокна, повышает эластичность и упругость мышц, помогает сохранять правильную осанку, уменьшает риск возникновения травм.

Для подготовки к сдаче норматива по отжиманиям и подтягиваниям можно использовать петли TRX, которые используются в фитнес-программах. TRX-петли, прежде всего, — прекрасный инструмент для эффективного метаболического тренинга. Гибкая конструкция петель превращает самые простые отжимания в сложнейшее комбинационное упражнение, задействующее массу мышечных групп одновременно. Благодаря этому, а также из-за повышенной координационной сложности большинства упражнений, занятие на TRX-петлях способствует более активному расходу энергии во время занятия, а также созданию высокого уровня метаболического отклика, который позволит тратить калории спустя многие часы после окончания тренировки. С помощью них можно выполнять приседы на одной ноге, отжимания, когда одна нога находится в петле, сгибания на бицепс двумя руками, отжимания в петлях, Y-разводки — все эти упражнения способствуют укреплению мышц ног и рук и развитию выносливости в целом и подготовке студентов к сдаче нормативов ГТО.

Для общей тренировки мышц, вестибулярного аппарата, развития координации движений, подготовки к сдаче беговых нормативов (100м и 2000м) и, как следствие, для лучшего результата комплекса ГТО с использованием средств фитнес-аэробики рекомендуем использовать степ-платформу. Занятия степ-аэробикой, как и любые аэробные или кардио- тренировки, благотворно влияет на состояние сердечно сосудистой системы, повышают уровень выносливости и мышечной силы. При регулярных занятиях у человека увеличивается объем сердечной мышцы и максимальный сердечный выброс, повышается плотность капилляров, нормализуется пульс в состоянии покоя, снижается пульс при нагрузках, снижается риск болезней сердца и инфарктов.

Также к средствам фитнес-аэробики, способствующим увеличению уровня физического развития, можно отнести эластичную ленту или фитнес-резинку и гантели. Упражнения с отягощениями увеличивают мышечную силу рук, ног, спины и живота. Эластичная лента очень проста в использовании, но чрезвычайно эффективна при работе над основными мышцами тела. При выполнении упражнений с помощью эластичной ленты повышается уровень развития мышечной силы, выносливости, гибкости. Эластичная лента позволяет проработать все мышцы тела, но особенно мышцы ног, рук, плеч, груди, спины. В современных силовых и кардио-тренировках чаще используют именно фитнес-резинки. Они дают отличную нагрузку на мышцы верхних и нижних конечностей, мышцы спины и груди, что позволит успешно сдать такие нормативы комплекса ГТО, как: прыжок в длину, метание гранаты, поднимание туловища из положения лежа на спине. Эластичную ленту часто используют в самостоятельных тренировках, а также во время пилатеса и стретчинга.

В результате мы можем сделать вывод, что уровень физической подготовленности очевидно значительно выше у студентов, дополнительно занимающихся фитнес-аэробикой. Важным аспектом является то, что эти студенты успешнее сдают нормативы ГТО и являются обладателями знаков отличия. Использование средств фитнес-аэробики оказывает положительное воздействие на оптимизацию самостоятельной физической деятельности студентов, влияет на общую подготовленность организма, на уровень скоростных, силовых и координационных качеств. Организм студента укрепляется, повышается уровень физических качеств, так же стабилизируется психологическое и психофизическое состояние студента, что в совокупности дает дальнейший прогресс будущего личностного роста, способствующих успешному выполнению служебных задач, сохранению высокой работоспособности, повышению мотивации к занятиям спортом.

Литература:

  1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры/Под ред. Е. Б. Мякиченко и М. П. Шестакова. — М. — СпортАкадемПресс, 2002. — 304с.
  2. Богданова, Т. В. Технология реализации программы по аэробике для студенток высших учебных заведений: дис.... канд. пед. наук / Т. В. Богданова; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. — Санкт-Петербург, 2012. — 213 с.
  3. Максименко А. М. Теория и методика физической культуры/Учебник. — М. — «Физическая культура», 2005.- 533с.
  4. Понарина О. С., Пономарева Е. Ю. «Методические рекомендации по построению, содержанию и организации процесса подготовки к сдаче нормативов физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» в образовательных учреждениях высшего профессионального образования»: учебно-методическое пособие / О. С. Понарина, Е. Ю. Пономарева. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2015.
  5. Шалавина А. С., Шафикова Н. Ю., Сергеева Н. Б. Развитие гибкости студентов. /А. С. Шалавина, Н. Ю. Шафикова, Н.Б Сергеева.– Казань: Казан. ун-т, 2016, — 39 с.
  6. ВФСК ГТО электронный ресурс: https://www.gto.ru/

Ключевые слова

комплекс ГТО, средства физической культуры, фитнес-аэробика, функциональное оборудование, уровень физической подготовленности