О некоторых организационных аспектах трудоустройства выпускников творческих специальностей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Краснодар, июль 2021)

Дата публикации: 13.06.2021

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Чагина, А. В. О некоторых организационных аспектах трудоустройства выпускников творческих специальностей / А. В. Чагина, Л. В. Ермакова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июль 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 38-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/397/16607/ (дата обращения: 20.04.2024).



Трудоустройство выпускников является одним из важнейших показателей эффективности работы образовательного учреждения и ключевым индикатором для потенциальных абитуриентов и их родителей. На основе фактических сведений о трудоустройстве выпускников Новороссийского музыкального колледжа им .Д. Д. Шостаковича в статье проанализированы результаты проводимой работы по содействию в трудоустройстве молодых специалистов, сформулированы выводы и представлены рекомендации по совершенствованию организации работы по трудоустройству выпускников.

Ключевые слова: трудоустройство, мониторинг, взаимодействие с работодателями, востребованность, специальность.

Одной из приоритетных задач обеспечения функционирования современной модели образования в Российской Федерации является создание условий обеспечивающих востребованность молодых специалистов на рынке труда. Вопрос подготовки педагогических кадров в сфере музыкального (творческого) образования является существенным и важным как для отрасли культуры в целом, так и для каждого образовательного учреждения в частности.

Трудоустройство выпускников творческих специальностей является одним из важнейших показателей эффективности работы образовательного учреждения и ключевым индикатором для потенциальных абитуриентов и их родителей . Это обусловлено множеством факторов, одним из которых является взаимодействие трёх звеньев системы подготовки современных специалистов: детская музыкальная школа — музыкальный колледж — высшее учебное заведение. Благодаря трёхступенчатой системе профессионального музыкального образования и тесному взаимодействию между учреждениями дополнительного и профессионального образования сохраняется высокий уровень подготовки специалистов отрасли «культура и искусство», где главной целью является эффективное межотраслевое взаимодействие.

В последние годы, благодаря повышенному вниманию к вопросам трудоустройства молодых специалистов, в каждом образовательном учреждении созданы специальные структуры, осуществляющие взаимодействие с работодателями и осуществляющие ряд функций, направленных на решение вопросов определения дальнейшего пути молодого специалиста.

В Новороссийском музыкальном колледже им. Д. Д. Шостаковича создан и успешно функционирует Центр содействия трудоустройству выпускников. Основными направлениями деятельности центра являются:

– информационное обеспечение студентов и выпускников Колледжа в области занятости и трудоустройства;

– индивидуальная работа со студентами и выпускниками по вопросам профориентации, трудоустройства и временной занятости;

– анализ рынка труда и взаимодействия с работодателями;

– создание и ведение банка вакансий для выпускников;

– создание и ведение базы данных о студентах старших курсов и выпускниках по специальностям;

– сбор информации о результатах работы по трудоустройству;

– проведение анкетирования среди студентов и выпускников;

– организация производственных практикв период обучения студентов с последующим возможным трудоустройством.

Результативность проводимой в колледже работы по трудоустройству выпускников творческих специальностей можно оценить по данным ежегодного мониторинга, который фиксирует сведения о жизни молодых людей после окончания колледжа — продолжение обучения в высших учебных заведениях или начало трудовой деятельности (таблица 1).

Таблица 1

Сведения о трудоустройстве выпускников ГБПОУ КК «НМК им.Д. Д. Шостаковича» за 2018–2020 гг

Период

Количество выпускников, всего (чел.)

Трудовая деятельность

Продолжают обучение в высших учебных заведениях

По специальности

Другая специальность

2018

47

11

13

23

2019

51

16

14

21

2020

55

26

11

18

Выпускники Новороссийского музыкального колледжа им.Д. Д. Шостаковича трудоустраиваются по специальности не только в детские музыкальные школы и школы искусств, но и успешно реализуются, как преподаватели средних образовательных учреждений по предмету «Музыка» и музыкальные работники в дошкольных учреждениях.

Проведенный анализ показал, что в целом количество трудоустроенных выпускников увеличилось с 23,4 % до 47,3 %, что свидетельствует об эффективности функционирования Центра содействия трудоустройству выпускников.

В 2018 году количество трудоустроенных выпускников по специальности составило 11 человек (23,4 %). Учреждения, в которые трудоустроены выпускники: СОШ № 16 п. Цыбанобалка и СОШ п. Юровка (преподаватель музыки); д/с № 22 ст. Варениковской (музыкальный работник); Централизованная клубная система при управлении культуры г.Новороссийска (руководитель вокального кружка); ДШИ п.Нижнебаканский и ДШИ ст.Тамань (руководитель хорового коллектива); Дворец творчества г.Краснодар (педагог-организатор); Дом культуры п.Верхнебаканский и Дом культуры п.Кирилловка (руководитель вокального кружка, преподаватель эстрадного вокала); Новороссийский городской театр им. Амербикяна (руководитель хореографического кружка); Эстетическая студия Releve (хореограф).

В 2019 году количество трудоустроенных выпускников по специальности составило 16 человек (31,4 %). Учреждения, в которые трудоустроены выпускники: «Детская музыкальная школа № 1 им. А. С. Данини» (преподаватель, концертмейстер); «Детская школа искусств г.Темрюка» (преподаватель); детский сад х.Верхний Чаконь Анапского района (музыкальный руководитель); «Детская школа искусств ст.Варениковская» (преподаватель, концертмейстер); «Детская школа искусств г.Геленджик» (концертмейстер); государственная филармония республики Адыгея (артист государственного оркестра народных инструментов «Русская удаль»); Владикавказский военный духовой оркестр (артист оркестра); СОШ № 14 п.Верхнебаканский (преподаватель музыки); Дом культуры п.Абрау-Дюрсо г.Новороссийска (руководитель вокального кружка, преподаватель эстрадного вокала); Новороссийский городской театр им. Амербикяна (хореографический ансамбль «Латинский квартал», хореограф по работе с инвалидами); Дом культуры п.Мысхако и Дом культуры п.Гайдук г.Новороссийска (хореограф); Студия восточных танцев и частная балетная школа г.Новороссийска (хореограф).

В 2020 году количество трудоустроенных выпускников по специальности составило уже 26 человек (47,3 %). Учреждения, в которые трудоустроены выпускники 2020 года: «Детская музыкальная школа № 1 им. А. С. Данини» (преподаватель, концертмейстер); «Детская школа искусств ст.Варениковская» (преподаватель); «Детская школа искусств ст.Тамань» (преподаватель эстрадного пения): «Детская музыкальная школа № 2 г-к Анапа» (преподаватель по классу гитары); Туапсинский камерный оркестр (артист оркестра); Военный оркестр ДШП (артист оркестра); Дворец творчества им. Сипягина г.Новороссийска (преподаватель); музыкальная студия детского развития г.Одинцово (Москва) (преподаватель); Ансамбль песни и пляски Западно-военного округа (артист хора) г.Санкт-Петербург; МТЭЛ (преподаватель музыки); гимназия № 5 г.Новороссийска (преподаватель музыки); городской Дом культуры (хормейстер народного ансамбля русской песни «Душа России»); певчие в храме п.Абрау-Дюрсо и храме святого благоверного князя Александра Невского (г.Санкт-Петербург); гимназия № 4 (руководитель вокального кружка); школа-студия современного вокала «Black Orpheus» (преподаватель); ансамбль Новороссийской военно-морской базы (солист ансамбля); студия хореографического творчества «As tail» (руководитель студии, хореограф); гимназия № 1 (учитель ритмики, хореограф); Федерация воздушно-силовой атлетики и воздушной гимнастики Краснодарского края (президент РФСОО, тренер); образцовый художественный танцевальный коллектив «Карнавал» (артист ансамбля).

В 2021 году для выпускников Новороссийского музыкального колледжа им.Д. Д. Шостаковича проведено собеседование в целях определения степени готовности к дальнейшему профессиональному самоопределению и сформированности профессиональных планов, в результате которого сформулирован вывод о необходимости систематического консультирования по выбору места трудоустройства по специальности и объяснять сомневающимся студентам возможности и перспективы будущей профессии.

Также необходимо поддерживать связь с потенциальными работодателями — музыкальными школами, школами искусств, получать официальную информацию о вакантных местах в образовательных учреждениях, для формирования банка вакансий. Наличие актуальной информации будет давать возможность информировать выпускников о перспективах начала трудовой деятельности по специальности.

Как показывает практика, одним из результативных примеров организации эффективного взаимодействия является заключение договоров о творческом сотрудничестве с детскими музыкальными школами и школами искусств (по видам искусств), в которых определяются виды, формы, сроки совместной работы.

По отзывам работодателей, выпускники Новороссийского музыкального колледжа имеют достаточную теоретическую и практическую подготовку, успешно решают задачи, соответствующие квалификационным требованиям. По информации Новороссийского центра занятости населения нетрудоустроенные выпускники колледжа в банке данных отсутствуют, что положительно характеризует организацию работы по трудоустройству выпускников. Задача колледжа максимально содействовать качественному трудоустройству выпускников.

Литература:

  1. Информационно-статистические материалы краевого семинара-совещания руководителей образовательных учреждений культуры и искусства Краснодарского края. Краевой учебно-методический центр, г. Краснодар, 2020 г. — 54 с.
  2. Ниривняя Г. Г., Чагина А. В., Курдиманова Е. В. Целевое обучение как элемент поддержки и развития системы подготовки будущих специалистов в сфере музыкального образования в Краснодарском крае. // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции «Инновационные подходы к внедрению передового опыта и его практическому применению», 2020 г. С.55–60

Ключевые слова

трудоустройство, мониторинг, востребованность, специальность, взаимодействие с работодателями