Создание образовательного контента по анатомии и физиологии человека для дистанционного обучения в медицинском колледже | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XIII международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июнь 2021)

Дата публикации: 02.06.2021

Статья просмотрена: 220 раз

Библиографическое описание:

Корякина, С. В. Создание образовательного контента по анатомии и физиологии человека для дистанционного обучения в медицинском колледже / С. В. Корякина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/395/16595/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматривается создание образовательного контента для реализации обучения анатомии и физиологии человека с использованием дистанционных образовательных технологий в медицинском колледже.

Ключевые слова: образовательный контент, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии.

The article deals with the creation of educational content for the implementation of training in human anatomy and physiology using distance learning technologies in a medical college.

Keywords: educational content, distance learning, distance learning technologies.

Изучению «Анатомии и физиологии человека» в медицинском колледже традиционно придается большое значение, так как она является базовой для освоения специальных медицинских дисциплин. Поэтому качественное преподавание данного курса важно для подготовки компетентных специалистов. Вместе с тем, анатомия и физиология считаются одними из самых сложных по уровню освоения дисциплин.

В настоящее время для реализации обучения анатомии и физиологии человека мы сочетаем традиционные методы обучения и современные дистанционные образовательные технологии, которые помогают более эффективно и углубленно изложить и проиллюстрировать новый материал, а также своевременно провести контроль знаний.

Для реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий нами используются:

1) социальная сеть «ВКонтакте», где были созданы сообщества для отдельных групп и курсов по изучению анатомии и физиологии;

2) онлайн-платформа для организации видеоконференций Zoom;

3) многофункциональный сервис Online Test Pad, для создания тестов, комплексных заданий, кроссвордов (в настоящее время на этой платформе появилась система дистанционного обучения и тестирования);

4) электронная почта для обратной связи со студентами;

5) бесплатный веб-сервис «Google Класс», где в личном аккаунте были созданы курсы, размещены материалы для теоретических и практических занятий.

Для организации дистанционного обучения на открытых курсах в Google Классе необходима обязательная регистрация студентов, индивидуальное приглашение и отправка ссылки.

В настоящее время продолжаем формирование образовательного контента по анатомии и физиологии на сервисе «Google Класс», где может быть интересна удобная форма общения при помощи оповещений. На стене можно размещать объявления, прикреплять документы, например, график изучения теоретического и практического материала со сроками сдачи и видами проверок. Оповещения о появлении новой информации приходят на почту студентов и преподавателя.

Также привлекает удобная форма организации дистанционного занятия: к заданию можно прикрепить любой документ, в том числе аудио, видео, включая и собственные записи, например, образцы выполнения устных заданий, презентации, фото, текстовые документы.

Отдельно хочется сказать о тестовых заданиях, которые можно создавать и использовать как для самопроверки студентами, так и для оценки преподавателем. После отправки теста студент может увидеть свою оценку, допущенные ошибки, а преподаватель помимо ответов каждого ученика может посмотреть общую картину выполнения теста и выполнения отдельных заданий, что очень полезно для анализа усвоения материала. В Google Классе также интересна удобная система накопления оценок и ее разные модификации: общий журнал, журнал отметок по заданиям, по ученикам, с указанием: кто не сдал, кто сдал задание вовремя, а кто с опозданием.

К преимуществам использования видеоконференций на платформе Zoom можно отнести проведение занятия в режиме онлайн и создание видеоконференции с возможностью обмениваться сообщениями в чате, а также для сохранения и последующего просмотра для тех студентов, которые не присутствовали на занятии. Функция демонстрации позволяет делать показ документа, презентации, видео и других материалов с экрана преподавателя на экраны студентов.

Дистанционные образовательные технологии позволяют изучать анатомию и физиологию наглядно, динамично, объемно, а занятия становятся более наглядными и интересными. Для наглядного представления учебного материала и расширения кругозора студентов используем мультимедийные презентации на любом этапе изучения темы. Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения.

Также используем Интернет-ресурсы: электронные учебники, справочные материалы (атласы анатомии человека) для доступного изложения теоретического материала, а также студенты могут пользоваться ими при подготовке к практическим занятиям и для выполнения самостоятельной работы и проверки полученных знаний. Стараемся привлекать студентов к созданию презентаций, а также использовать ЭОР для подготовки студентов к практическим занятиям и для самостоятельной работы. При изложении материала очень важно для нас иметь обратную связь с аудиторией, быть уверенными в том, что излагаемый новый материал, усваивается и всем понятен.

Для дистанционного обучения в образовательный контент добавлены тематические рисунки, фотографии, видеоролики и видеофрагменты: «Кровеносная система», «Органы дыхания», «Нервная система», «Строение сердца», «Анатомия эндокринной системы», «Анатомия головного мозга» и др. Основная задача — помочь студентам освоить сложные и важные разделы анатомии. Демонстрация видеороликов вызывает живой интерес у студентов, что повышает мотивацию к изучению предмета. Также это позволяет продемонстрировать визуальный материал, часто недоступный для наблюдения в реальных условиях, — например, фотографии разных видов тканей, оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом, фотографии внутренних органов в разных ракурсах, рентгеновские снимки (например, формы грудной клетки, искривления позвоночника и др.).

Среди видеороликов демонстрируются работа различных органов и систем органов, механизмы этих процессов, например, «Работа дыхательных мышц», «Система кровообращения», «Синапс», «Рефлекс» и др. Демонстрация этих сюжетов методически привлекательна, способствует образному восприятию изучаемого материала и лучшему пониманию и запоминанию механизмов биологических процессов.

Для контроля знаний используем тестовые задания, кроссворды, в том числе размещенные на многофункциональном сервисе Online Test Pad, что делает работу по закреплению интересной и неутомительной, а значит — и более продуктивной. Нажимая на гиперссылку, открывается тестовое задание или кроссворд по заданной теме. Данные задания являются эффективным инструментом, стимулирующим подготовку студентов к каждому занятию и повышающим мотивацию к изучаемому предмету. Основное желание студентов при проведении контроля знаний — это получение мгновенного объективного результата и сравнение своего результата с результатами других.

Использование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе дает возможность преподавателю накопить в образовательном контенте необходимый теоретический, практический и дидактический материал: варианты самостоятельных и контрольных работ, подборку ситуационных задач, упражнений и тестов.

Таким образом, использование дистанционных образовательных технологий позволяет на современном уровне, в доступной и наглядной форме не только эффективно излагать новый материал, но и своевременно контролировать уровень его усвоения студентами. Также позволяет существенно повысить интерес студентов к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.

Литература:

  1. Бородина, К. М. Методы оценки практических знаний по анатомии человека с использованием дистанционных технологий [Текст] / К. М. Бородина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2021. — Т.10. — № 1 (34). — С. 106–108.
  2. Насонова, Н. А. Актуальные вопросы дистанционного обучения студентов по специальности «Сестринское дело» на кафедре нормальной анатомии человека [Текст] / Н. А. Насонова // Актуальные аспекты медицинской деятельности: сборник статей I заочной научно-практической конференции с международным участием (20 июня 2020 г.) / под редакцией М. П. Разина. — Киров: ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет», 2020. — С. 364–367.
  3. Стратегия развития информационного общество в Российской Федерации на 2017–2030 годы [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/. — 25.05.2021.