Ключевые компетенции конкурентоспособной личности как залог успешности в современном мире | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гараева, Н. Р. Ключевые компетенции конкурентоспособной личности как залог успешности в современном мире / Н. Р. Гараева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 2-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/395/16582/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье автор рассматривает ключевые компетенции конкурентоспособной личности, предложенные Европейским столпом социальных прав. Он охватывает восемь базовых компетенций, необходимых для формирования новой модели гражданина, готового к коллаборации и открытого к непрерывному обучению.

Ключевые слова: компетенции, общество, сотрудничество, творчество, критическое мышление, навыки.

Современная система среднего образования в Казахстане в настоящее время переживает процесс реформирования в нескольких направлениях одновременно, и система оценивания, как ключевая составляющая образования, также подверглась изменениям. Так, например, пересматриваются цели, задачи и подходы к обучению и оцениванию. В свете перехода к знаниево-центрированному подходу, который сосредоточен на учащихся, перед сегодняшним учителем и учеником поставлены достаточно высокие требования. Знание преподаваемого учебного предмета перестает быть достаточным. Задача, поставленная перед современной системой школьного образования, — это обучение учеников не только знаниям, но и способностям и навыкам применять их в жизни; это также развитие будущих личностей, способных ориентироваться в разных ситуациях и достигать успеха. К примеру, Совет Европы определяет восемь ключевых компетенций, которыми должен обладать гражданин как развитая личность. [1, С. 84]

Европейский столп социальных прав заявляет, что в качестве первого принципа выступает тот факт, что каждый имеет право на качественное и инклюзивное образование, обучение на протяжении всей жизни с целью сохранения и приобретения навыков, позволяющих полноценно участвовать в обществе и подстраиваться под успешные переходы, наблюдаемые на рынке труда. В нем также говорится о праве каждого на своевременную и индивидуальную помощь для улучшения перспектив трудоустройства или самозанятости, продолжения обучения и переквалификации, оказания помощи в поиске работы. Содействие развитию компетенций — одна из целей видения европейского образовательного пространства, которое могло бы использовать весь потенциал образования и культуры, как движущей силы для создания рабочих мест, социальной справедливости, активного гражданства, а также средства познания европейской идентичности во всем ее разнообразии. Людям нужен правильный набор навыков и компетенций, чтобы улучшить текущий уровень жизни, поддерживать высокие показатели занятости населения и содействовать социальной сплоченности в свете завтрашнего дня общества. Содействуя людям во всей Европе в приобретении навыков и компетенций, необходимых для самореализации, здоровья и трудоустройства, социальная интеграция помогает укрепить устойчивость данного макрорегиона во времена стремительных и глубоких изменений.

В настоящее время требования к компетенциям изменились: все больше рабочих мест подлежат автоматизации. Технологии играют большую роль во всех сферах жизни и профессиональной деятельности человека, а предпринимательские, социальные и гражданские компетенции становятся более актуальными для обеспечения устойчивости и способности адаптироваться переменам. [2, С. 1]

Следовательно, инвестирование в базовые навыки стало как никогда необходимым. Качественное образование, в том числе внеклассная деятельность и широкий подход к развитию компетенций, повышает уровень успеваемости и закладывает основные навыки. Кроме того, необходимо исследовать новые способы обучения для общества, которое становятся все более информационным.

Цифровые технологии влияют на образование, развивая более гибкую среду обучения, адаптированную к потребностям высокомобильного социума. В экономике знаний запоминание фактов и процессов является ключевым, но недостаточным для прогресса и продвижения. Такие навыки, как:

  1. Приемлемое решение проблем;
  2. Критическое мышление;
  3. Способность сотрудничать;
  4. Проявление творчества;
  5. Вычислительная деятельность;
  6. Саморегулирование как никогда важно в нашем быстро меняющемся мире.

Это те инструменты, которые работают в реальном времени, чтобы генерировать новые идеи, теории, продукты и знания.

Чтобы побудить больше молодых людей заниматься наукой, технологиями, инженерией и математикой, по всей Европе начали более тесно связывать естественнонаучное образование с искусством и другими предметами, используя педагогику, основанную на исследованиях, и взаимодействуя с широким кругом социальных субъектов и отраслей. Пока определение этих компетенций не сильно изменилось с годами, но их поддержка значима и имеет место быть.

Важная роль в поддержке развития основных межличностных, коммуникативных и когнитивных навыков отводится таким составляющим как: критическое мышление, аналитические навыки, творчество, решение проблем и устойчивость, которые помогают молодым людям перейти ко взрослой жизни, активной гражданской и трудовой позиции.

При решении вопросов развития ключевых компетенций в перспективе обучения на протяжении всей жизни необходимо обеспечить поддержку на всех уровнях образования, профессиональной подготовки и обучения: развивать качественное дошкольное образование для дальнейшего улучшения школьного и обеспечения качественного преподавания, которое способствовало бы возможностям повышения квалификации трудоспособного населения, а также для дальнейшего развития начального и непрерывного профессионального образования в связи с модернизацией высшего. [2, С. 2]

Компетенции могут применяться во многих контекстах и в различных комбинациях. Они дополняет и взаимозаменяют друг друга; аспекты, существенные для одной области поддерживают компетентность другой.

Европейский столп социальных прав подчеркивает следующие восемь ключевых компетенций:

  1. Грамотность;
  2. Многоязычие;
  3. Математическая компетентность и компетентность в области науки, техники и инженерии;
  4. Цифровая компетенция;
  5. Личная, социальная и обучающая компетентность;
  6. Гражданская компетенция;
  7. Предпринимательская компетентность;
  8. Культурная осведомленность и способность к самовыражению. [2, С. 7]

Предлагаем более подробно остановиться на каждой из них.

Грамотность — это способность определять, понимать, выражать, создавать и интерпретировать убеждения, чувства, факты и мнения как в устной, так в письменной формах с использованием визуальных, звуковых и цифровых материалов по дисциплинам и контекстам. Она подразумевает общение с другими подходящим и творческим способом. Развитие грамотности формирует основу для дальнейшего обучения и языкового взаимодействия. Эта компетенция включает в себя знание чтения и письма, правильное понимание текстовой информации литературного и нелитературного характеров, а также основные особенности разных стилей и регистров языка. Люди должны иметь навыки устного и письменного общения в различных ситуациях и адаптировать его к сложившимся обстоятельствам. Помимо этого, данная компетенция помогает искать, собирать и обрабатывать информацию, использовать вспомогательные средства и формировать убедительно аргументы в соответствии с контекстом. Положительное отношение к грамотности предполагает склонность к критическому и конструктивному диалогу, высокой оценке образованности личности, формированию этических качеств и заинтересованности во взаимодействии с другими.

Многоязычие. Эта компетенция определяет способность правильно и эффективно использовать разные языки для общения. Многоязычие тесно связано с грамотностью, где рассматривается соответствующий диапазон социальных и культурных контекстов, основанный на потребности коммуникации. Языковые компетенции имеют историческое измерение и межкультурную связь. Многоязычие является посредником между разными языками, культурами, традициями и обычаями. Основные навыки состоят из способности понимать устные сообщения, инициировать, поддерживать и завершать беседы, а также чтение, понимание и составление текстов с разным уровнем владения языками, в соответствии с индивидуальными потребностями. [2, С. 8]

Математическая компетентность и компетентность в области науки, технологий и инженерии. Математическая компетентность — это способность развивать и применять математическое мышление и понимание для решения ряда проблем в повседневных ситуациях. Она включает в себя в разной степени способность и желание использовать математические способы мышления и представления, т. е. формулы, модели, конструкции, графики, диаграммы.

Компетентность в науке означает способность и готовность объяснять мир природы, используя знания и конкретную методологию, включая наблюдение и эксперименты для выявления вопросов и составления сценариев развития тех или иных процессов и явлений, делать выводы, основанные на фактах.

Компетенции в области технологий и инженерии — это дополнения к вышеназванной компетенции. Она предполагает понимание изменений, вызванных деятельностью человека и ответственность личности как добросовестного гражданина.

Необходимые математические основы включают в себя:

  1. Хорошее знание чисел, мер и структур;
  2. Первостепенные математические представления;
  3. Понимание терминов и понятий;
  4. Осведомленность вопросов, на которые математика может дать ответы.

Человек должен иметь навыки применения основных математических принципов и процессов в повседневной жизни (например, финансовые), а также прослеживать и оценивать цепочки аргументов. Важно уметь рассуждать математически и общаться на математическом языке, а также использовать статистические данные и графическую информацию. Позитивное отношение к математике основано на уважении к истине и готовности искать причины и оценить их достоверность. Для науки, техники и инженерии важнейшие знания включают в себя основные принципы естественного мира, фундаментальные научные концепции, теории и методы. Их влияние на человеческую жизнь в целом стало весьма велико. Названные выше компетенции дают возможность лучше понимать достижения и риски научных теорий, объясняют понимание науки как процесса исследования с использованием определенных методологий, способности применять логическое и рациональное мышление для проверки гипотезы и готовность отказаться от собственных убеждений, когда они противоречат новым экспериментальным данным. Обществу необходимо учиться распознавать основные черты научного исследования и сообщать о выводах и рассуждениях, которые привели к ним. В свою очередь компетентность включает в себя критическую оценку и жажду постоянного интереса, поддержку как безопасность, так и экологическую устойчивость, в частности, научно-технического прогресса в отношении к себе, семье, сообществу и глобальным проблемам.

Цифровая компетенция предполагает уверенное и ответственное использование цифровых технологий и взаимодействие с ними для обучения, работы или участия в жизни общества. Она включает в себя:

  1. Информационную грамотность;
  2. Коммуникацию;
  3. Коллаборацию (т. е. сотрудничество);
  4. Создание цифрового контента (включая программирование);
  5. Безопасность (включая цифровое благополучие);
  6. Вопросы, связанные с кибербезопасностью;
  7. Вопросы, касающиеся интеллектуальной собственности;
  8. Решение проблем и критическое мышление.

В современном мире с каждым днем возрастает роль цифровых технологий. Они прочно и надолго вошли в нашу жизнь. С их помощью стало доступным поддерживать общение, творчество и внедрение инноваций, в основе которых лежат механизмы быстроразвивающейся информационной экономики. Сейчас особенно важно критически относиться к достоверности и надежности информации, которая влияет непосредственно на мировоззрение. Каждый из нас имеет возможность использовать цифровые технологии для поддержки своей активной гражданской позиции и социальной интеграции. Навыки включают способность использовать, фильтровать, оценивать, создавать, программировать и обмениваться цифровым контентом. Мы должны иметь возможность управлять информацией и защищать ее, эффективно взаимодействовать с программным обеспечением, устройствами, искусственным интеллектом. [2, С. 9–10]

Личная, социальная и обучающая компетентность — это способность к рефлексии, эффективному управлению временем и информацией, конструктивной работе с другими, а также сохранение жизнестойкости и регулирование собственного обучением и карьерного роста. Включает в себя способность справляться с неопределенностью и сложностями, учиться учиться, поддерживать свое физическое и эмоциональное благополучие. Важно отметить возможность вести здоровый образ жизни, ориентированный на будущее, проявлять сочувствие и управлять конфликтами в инклюзивном и поддерживающем контексте. Для успешных межличностных отношений и участия в общественной жизни важно понимать кодексы поведения и правила. Данная компетентность требует также знания компонентов, составляющие понятие «здорового тела и духа», которые представляют предпочтительные стратегии саморазвития, личных потребностей и доступные способы образования, обучения и карьерного роста. Навыки, необходимые при этой компетентности, следующие: определять свои способности, сосредотачиваться на чем-либо, справляться со сложностями, критически размышлять и принимать решения. Вдобавок способность учиться и работать как совместно, так и автономно, а также организовывать свою деятельность, оценивать и делиться результатами, искать поддержку в лице окружения, когда в этом есть необходимость. Людям нужно уметь общаться конструктивно, работать в разных средах и приспосабливаться к новым условиям, сотрудничать в командах и вести переговоры. Это демонстрирует толерантность, выражает понимание точек зрения, а также способность вызывать доверие и сочувствовать. Компетенция основана на позитивном отношении к своему личному, социальному и физическому благополучию и обучению на протяжении всей жизни. Основывается на сотрудничестве, напористости и честности. Вместе с тем включает уважение к другим и их потребностям, а также готовность преодолевать предрассудки и идти на компромисс. Крайне важно определять и ставить цели, мотивировать себя, развивать стойкость и уверенность в стремлении добиваться успеха. Отношение к решению проблем поддерживает как процесс обучения, так и саму личность. [2, С. 10]

Гражданская компетентность — это способность действовать как ответственный гражданин и в полной мере участвовать в общественной жизни страны, основанной на понимании социальных, экономических, правовых и политических концепций и структур, а также глобальных событий. Она основана на знании основных понятий и явлений, касающихся отдельных лиц, групп, организаций, общества, экономики и культуры. Включает в себя знание современных событий, а также изучение национальной и всемирной истории. Кроме того, рассматривает понимание целей, аспектов и ценностей социальной и политической жизни; устойчивые системы, в частности климатические и демографические изменения на глобальном уровне и их первопричины. Знание европейской интеграции, а также осознание разнообразия и культурной самобытности в Европе и мире важны. Оно позволяет отражать мультикультурные и социально-экономические измерения европейских сообществ, и как национальная культурная идентичность способствует европейской идентичности. Навыки гражданской компетентности связаны со способностью эффективно взаимодействовать с другими людьми в общественных интересах. Включает в себя критическое мышление и навыки комплексного решения проблем, а также навыки аргументирования и конструктивного участия в общей деятельности; в принятии решений на всех уровнях, начиная от местного и национального и заканчивая до европейского и международного; подразумевает возможность доступа как к традиционным, так и к новым формам СМИ, которые считаются одной из значимых единиц демократического общества. Уважение прав человека как основа демократии закладывается с раннего детства и является фундаментом правильного воспитания будущего гражданина. Особое внимание нужно уделить:

  1. Поддержке социального и культурного разнообразия;
  2. Сплоченности;
  3. Устойчивому образу жизни;
  4. Многообразию направлений культур мира;
  5. Готовности уважать частную жизнь других и брать на себя ответственность за свои действия и поступки;
  6. Проявлять интерес к политическому и социально-экономическому развитию, гуманитарным наукам, межкультурному общению.

Стоит подчеркнуть необходимость быть готовым как к преодолению предрассудков, так и к компромиссу там, где это необходимо, которое обеспечит социальное равенство и справедливость. [2, С. 10–11]

Предпринимательская компетенция относится к способности действовать в соответствии с возможностями и идеями и преобразовывать их в ценности для других. Она, как и ранее перечисленные компетенции, основана на творчестве, критическом мышлении, инициативности и настойчивости; способности работать совместно для планирования и управления проектами культурного, социального или финансового характера. Предпринимательская компетенция требует знания того, что существуют разные контексты и возможности для воплощения идей в жизнь, набора действий в личной, общественной и профессиональной деятельности и понимания того, как они возникают. Человек должен иметь представление об экономике, социальных и экономических возможностях и проблемах, с которыми сталкиваются работодатель, организация или общество. Он также должен быть осведомленным в вопросе этических принципов и проблемах устойчивого развития; осознавать свои сильные и слабые стороны. Предпринимательские навыки основаны на творчестве, которое включает воображение, стратегическое мышление и решение проблем, а также критическое и конструктивное размышление в рамках развивающихся творческих процессов и инноваций. Сюда также относят способность работать как индивидуально, так и совместно в командах для мобилизации ресурсов и поддержания активности; умение эффективно общаться и вести переговоры с другими и справляться с неопределенностью, двусмысленностью и риском в рамках принятия обоснованных решений. Предпринимательское отношение характеризуется чувством инициативы и свободы воли, активностью, дальновидностью, смелостью и настойчивостью в достижении поставленных целей. Включает в себя желание мотивировать других и ценить их идеи, сопереживать и заботиться о людях и мире.

Компетентность в культурном осознании и самовыражении предполагает понимание и уважение того, как идеи и убеждения творчески выражаются и передаются в разных культурах через целый ряд искусств и других культурных форм. Это вовлекает участие личности в понимание, развитие и выражение собственных идей, чувств и роли в обществе. Данная компетенция требует знания местной, национальной и глобальной культур и выражений, в том числе: свой язык, наследие и традиции, а также культурные продукты, которые могут влиять друг на друга и на взгляды человека. Сюда приписывают понимание различных способов общения, обмен идеями между создателем чего-либо прекрасного, участником и аудиторией в письменных, печатных и цифровых текстах, в театре, кино, танцах, играх, искусстве и дизайне, музыке, архитектуре и др. Важно понимать структуру самобытности и культурного наследия, чтобы принять мир через призму собственных переживаний и эмоций. Навыки включают способность выражать и интерпретировать образные и абстрактные идеи, определять и осознавать возможности для личной, социальной или коммерческой ценности через искусство и другие культурные формы, а также участвовать в творческих процессах как индивидуально, так и коллективно. [2, С. 11]

Сегодня мир невозможно представить без специалиста с верно выстроенной жизненной и общественной позицией, в котором будут преобладать такие качества, как мобильность, гибкость и желания заниматься непрерывным саморазвитием. Крайне важно поддерживать развитие ключевых компетенций. В поддержку компетентностно-ориентированного образования и обучения на протяжении всей жизни необходимо решить три главные проблемы:

  1. Использование различных подходов к обучению;
  2. Поддержка учителей и преподавателей;
  3. Оценка и подтверждение развития компетентности.

Чтобы решить эти проблемы, приводятся некоторые примеры передовой практики. Предлагаем ознакомиться с ними.

Разнообразие подходов к обучению: 1) введение междисциплинарного обучения, партнерство между разными уровнями образования, а также такие концепции, как общешкольные подходы с акцентом на совместное преподавание и обучение, активное участие и принятие решений учащимися могут обогатить обучение. Кросс-дисциплинарный подход позволяет укрепить взаимосвязь между различными предметами учебной программы, установить прочную связь между тем, чему учат, и актуальными социальными изменениями. Межотраслевое сотрудничество между образовательными и учебными заведениями и внешними субъектами бизнеса, искусства, спорта и молодежного сообщества, высших учебных заведений или исследовательских институтов могут быть ключом к эффективному развитию компетенций; 2) приобретение базовых навыков, а также более широкое развитие компетенций могут способствовать систематическому завершению совмещения академического обучения с социальным и эмоциональным аспектами, искусством, укрепляющими здоровье физическими упражнениями, распространением здорового, ориентированного на будущее активного образа жизни. Такой подход необходимо привносить в систему дошкольного образования с раннего возраста; 3) многообразие методов обучения, как исследовательские, проектные, игровое обучение, могут повысить мотивацию и вовлеченность в учебный процесс. В равной степени экспериментальное обучение и научные методы в науке, технологиях, инженерии и математике (STEM) могут способствовать развитию ряда компетенции; 4) учащихся и педагогический коллектив можно было бы приобщать к использованию информационно-коммуникационных технологий для улучшения результатов и поддержки развития цифровых компетенций; 5) наличие возможностей для получения предпринимательского опыта, стажировки в компаниях, посещающих образовательные учреждения и учебные заведения, включая практический предпринимательский опыт, например, проблемы творчества, стартапы, общественные инициативы под руководством обучающихся. Подобное направление может быть особенно полезным не только для молодежи, но и для взрослых и учителей; 6) многоязычная компетентность может быть развита путем тесного сотрудничества с учреждениями образования, профессиональной подготовки и обучения за границей, мобильностью образовательного персонала и учащихся, а также с использованием eTwinning (цель данного проекта: поощрение европейских школ к сотрудничеству с использованием ИКТ путем предоставления необходимой инфраструктуры) и других подобных онлайн-сервисов.

Описание ключевых компетенций может быть преобразовано в рамки результатов обучения, которые дополняются подходящими инструментами для диагностики, формирующей и итоговой оценки при валидации на соответствующие уровни. Цифровые технологии, в частности, могут способствовать улавливанию множества аспектов прогресса учащегося, включая обучение предпринимательству. Помимо этого, рассматривается применение различных подходов к оценке ключевых компетенций в неформальной и формальной среде обучения. [2, С. 12–13]

Литература:

  1. Куракбаев К. С., Омарбекова А. К. Совершенствование национальной системы оценивания учебных достижений учащихся в контексте системы критериального оценивания. // Том 44 № 1 (2015): Вестник КазНУ. Серия «Педагогические науки». — С. 84–93. Адрес статьи: https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/315
  2. COUNCIL RECOMMENDATION of 22 May 2018 on key competences for lifelong learning // Official Journal of the European Union 04.06.2018. — С. 1–13. Ссылка на материал: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32018H0604(01)&rid=7#:~:text=The %20Reference %20Framework %20sets %20out,social %20and %20learning %20to %20learn