Проблемы преподавания анестезиологии и реаниматологии в профильной субординатуре в медицинском университете | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Грачев, С. С. Проблемы преподавания анестезиологии и реаниматологии в профильной субординатуре в медицинском университете / С. С. Грачев, О. Т. Прасмыцкий, И. З. Ялонецкий. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 28-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/395/16573/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье представлены особенности преподавания анестезиологии и реаниматологии в медицинской университете, особенно на 6 курсе (в субординатуре), проанализирован опыт преподавания и особенности симуляционного обучения. Авторами исследования представлена эффективность учебных методик на кафедре анестезиологии и реаниматологии. В ходе исследования установлено повышение среднего балла выживаемости знаний у студентов при использовании симуляционных технологий.

Ключевые слова : анестезиология и реаниматология, эффективность, симуляционное обучение, методики

Проблемы подготовки врача-специалиста являются актуальными для здравоохранения Республики Беларусь. Особенно важно не потерять качество образовательного процесса в ходе перехода от переподготовки на уровне последипломного образования, к схеме «субординатура — интернатура — резидентура». Фактически цель преподавания и изучения анестезиологии и реаниматологии в медицинском ВУЗе состоит в формировании у студентов (субординаторов) и приобретении ими научных знаний по основам анестезиологического обеспечения, о причинах и закономерностях возникновения и развития терминальных и критических состояний, об основах реанимации и интенсивной терапии.

Целью данной публикации является повышение эффективности образовательного процесса на кафедре анестезиологии БГМУ.

Задачи : анализ опыта преподавания дисциплины в субординатуре в БГМУ.

Основную массу обучающихся на кафедре составляют студенты 4 курса лечебного и педиатрического факультета, а также субординаторы по различным профилям субординатур, включая профильные по анестезиологии и реаниматологии. Ежегодно на кафедре проходят обучение от 35 до 60 субординаторов по анестезиологии и реаниматологии по специальности «Лечебное дело» и 18–25 человек по специальности «Педиатрия». Основными видами обучения остаются лекции, практические занятия, работа в операционной в качестве помощника врача. Существенную помощь в практико-ориентированном обучении оказывает возможность проведения занятий в лаборатории практического обучения.

Сегодня меняется роль преподавателя медицинских дисциплин. По мнению доцента З. А. Зариповой (Санкт-Петербург, РФ), основная задача преподавателя ВУЗа сводится не к изложению готовых знаний, а к организации активной самостоятельной деятельности обучающихся.

На сегодняшний день возможности Лаборатории практического обучения позволяют обеспечить практическую часть подготовки субординатора по анестезиологии и реаниматологии по следующий навыкам: обеспечение проходимости дыхательных путей с использованием различных устройств, интубация трахеи, базовая сердечно-легочная реанимация, расширенная сердечно-легочная реанимация, пункция центральных вен, люмбальная пункция. Студент получает возможность попробовать пройти все этапы от соблюдения правил асептики и антисептики при проведении манипуляции, до непосредственного выполнения медицинской манипуляции.

Целью субординатуры как начального элемента в процессе подготовки специалиста анестезиолога-реаниматолога, является подготовка студента с БАЗОВЫМИ знаниями и умениями, необходимыми для выполнения после прохождения субординатуры обязанностей врача-интерна анестезиолога-реаниматолога [4,5].

В условиях пандемии COVID-19 удалось оптимизировать проведение теоретического учебного процесса с использованием дистанционных технологий. Использование электронной платформы на базе LMS Moodle (электронная платформа университета etest.bsmu.by) позволило не только осуществлять ежедневный контроль присутствия студента, факт изучения теоретического материала, но и осуществлять контроль усвоения материала посредством электронного тестирования.

Также ежегодно возрастает количество обучающихся на английском языке. За последние 5 лет подготовлены учебные программы, проведена аттестация преподавателей, начата работа на лекциях и практических занятиях.

Переход на электронную систему контроля знаний студентов и субординаторов сопровождался трансформацией бумажного документа регистрации успеваемости студентов в электронный. Электронный журнал учета успеваемости в сети Интернет (в закрытом доступе БГМУ) позволяет как преподавателю, декану, так и студенту иметь постоянный доступ к успеваемости группы, наличию пропусков и их своевременной отработки.

Особую роль играет использование симуляционных технологий в подготовке в субординатуре на базе лаборатории практического обучения.

Как отмечала доцент Зарипова З. А., по мнению Амитая Зива: «Симуляционный Центр– это место для совершения ошибок!» С одной стороны в симуляционном центре появляется возможность неограниченного повторения выполняемых действий, с другой — оценка степени сформированности навыков объективная/субъективная [1,2].

При отрабатывании практических навыков кафедра анестезиологии и реаниматологии активно использует систему четырех шагов:

  1. Преподаватель молча демонстрирует навык
  2. Преподаватель повторяет демонстрацию с комментариями
  3. Преподаватель повторяет демонстрацию, а обучающийся описывает шаги
  4. Обучающийся демонстрирует навык

Таким образом, на первом этапе обучающиеся получают визуальное представление о навыке, на втором преподаватель четко подробно объясняет детали, на третьем обучающийся запоминает четкую последовательность действий, наконец — на четвертом преподаватель проверяет правильность выполнения и дает комментарии.

Следовательно, система обучения основана на методе получения знаний от простого к сложному: начиная от манипуляций по сердечно-легочной реанимации для всех студентов университета, заканчивая отработкой действий в имитированных клинических ситуациях для резидентов (клинических ординаторов) по анестезиологии и реаниматологии [3].

Технологии помогают, но основной ресурс кафедры — кадры! По мнению Директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении РФ в 2014г Семеновой Т. В.: «Главное — мозг, а не «железка»!»

Основные проблемы образовательного процесса:

  1. Мотивация студентов к получению знаний
  2. Наличие достаточного количества учебных комнат.
  3. Тестирование студентов на профпригодность при подготовке в профильной субординатуре
  4. Большое количество студентов в группах (что связано с недостаточным количеством ППС на кафедре)
  5. Устаревшее оборудование на кафедре и износ манекенов в лаборатории практического обучения
  6. Постоянно уменьшающееся количество учебных часов преподавания дисциплины

Перспективы преподавания:

— Создание в университете симуляционной клиники.

— Решение существующих проблем — улучшение качества преподавания.

— Повышение эффективности этапности дистанционной аттестации интернов и резидентов (клинординаторов).

Выводы:

  1. Качественно новая система подготовки по анестезиологии и реаниматологии врачей общей практики повышает вероятность выживания пациентов, находящихся в критических состояниях.
  2. Двухгодичная система первичной подготовки (c 2006 г.) специалистов повышает стартовую квалификацию анестезиологов и реаниматологов, что способствует улучшению качественных показателей здравоохранения.

Литература:

  1. Горшков, М. Д., Федоров А. В. Классификация симуляционного оборудования // Виртуальные технологии в медицине,2012. № 2. С. 21–30.
  2. Евдокимов, Е. А., Пасечник И. Н. Оптимизация образования в области неотложной медицины: роль симуляционных технологий // Медицинский алфавит. Неотложная медицина. 2013. № 3 (17). С. 8–13.
  3. Пасечник, И. Н., Блашенцева С. А., Скобелев Е. И. Симуляционные технологии в анестезиологии и реаниматологии: первые итоги // Виртуальные технологии в медицине.2013. № 2. С. 16–21.
  4. Прасмыцкий О. Т., Ялонецкий И. З., Грачев С. С. Симуляционное обучение анестезиологии и реаниматологии / «Военная медицина». — № 2. — 2017. — С. 3–7.
  5. Симуляционное обучение по анестезиологии и реаниматологии / сост. М. Д. Горшков; ред. В. В. Мороз, Е. А. Евдокимов. — М.: ГЭОТАР-Медиа: РОСОМЕД, 2014. — 312 с.: ил.