Логопедическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с использованием нейропсихологических приемов коррекции в условиях инклюзивного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, май 2021)

Дата публикации: 22.04.2021

Статья просмотрена: 661 раз

Библиографическое описание:

Симонова, О. В. Логопедическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с использованием нейропсихологических приемов коррекции в условиях инклюзивного образования / О. В. Симонова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/393/16512/ (дата обращения: 20.04.2024).



В последние годы в нашем дошкольном учреждении, как и во многих других, отмечается значительный рост количества детей, чьи трудности в обучении и речевом развитии связаны с такими психологическими особенностями как гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, по определению ВОЗ, характеризующими «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). На логопункте нашего дошкольного учреждения такие дети составляют одну треть из всего количества. У них наблюдаются различные нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематических процессов или общее недоразвитие речи. Дети с нарушениями речи, отягощенными диагнозом СДВГ, требуют к себе особого внимания. Я, как учитель-логопед, работаю с ними над коррекцией всех компонентов речи, обязательно учитывая нарушение моторной сферы, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия (различных видов), более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи, и гипердинамичности. Как учитель-дефектолог, помогаю им в освоении адаптированной программы (занятия по обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром, формированию математических представлений). Поэтому в своей деятельности более тщательно подбираю методы коррекционной работы.

Логопедическая (дефектологическая) работа в своей основе предусматривает использование большого количества повторяющихся упражнений, требующих от ребенка сосредоточенности и усидчивости.

Направления работы логопеда при коррекции речи у дошкольников c СДВГ:

  1. Выстраивание с родителями «единой линии коррекции поведения и внимания».
  2. Медикаментозное лечение (курс 2–3 раза в год).
  3. Создание условий с ежедневным проведением мероприятий, направленных на преодоление СДВГ у дошкольников с нарушением речи.
  4. Разработать индивидуальный маршрут коррекции СДВГ (для каждого ребенка) с применением методов и приемов регуляции внимания и поведения.

При проведении логопедических занятий учитываются следующие требования:

— логопедические занятия проводить по стереотипным правилам;

— организовать занятия с детьми с СДВГ в мини группах или индивидуально;

— не давать многоступенчатых инструкций и контролировать запоминание и понимание инструкции;

— планировать занятия так, чтобы у ребенка была возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, действовать, менять позу.

— использовать разнообразный наглядный материал, не отвлекающий внимание ребенка от поставленной задачи.

Основные игры и упражнения:

— встречи с игрушками, движения под музыку, артикуляционные разминки, релаксация, знакомство с пиктограммами;

— собирание картинок, изготовление и работа с символами;

— работа со звуками и словами, песочная терапия;

— дикционные упражнения, творческие задания;

— речевые игры, коммуникативные игры, словесно-образные упражнения.

Коррекционно-образовательная деятельность в зависимости от фокуса развития ребенка с СДВГ может быть как групповая, так и индивидуальная. Индивидуальная форма проведения все же предпочтительнее. Ребенку это помогает максимально раскрыться, а логопеду — подобрать наиболее эффективный способ индивидуальной коррекции.

Поэтому непосредственно коррекционно-образовательная деятельность начинается уже тогда, когда ребенок в первый раз переступает порог кабинета. Логопед должен почувствовать ребенка, «поймать общение на одной волне», чтобы в дальнейшей работе исходить из потребностей и возможностей самого ребенка. А другими словами — обязательное наличие у ребенка позитивной мотивации в занятиях. Многие возбудимые дети могут неплохо контролировать свое поведение, если их к этому мотивировать. Поэтому использую в работе НИТ (новые информационные технологии, в основном, компьютерные игры, мультимедийные презентации), аудиозагадки, элементы аромотерапии (сенсорные баночки), музыкотерапии (рисование под музыку), литотерапию (камни разного размера и формы для выкладывания слоговой структуры слова), элементы театрализованной деятельности. Все это очень повышает интерес детей.

Коррекционно-образовательная деятельность с ребенком дошкольного возраста проходят в форме игры. Игры подбираются исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Почти для всех детей с СДВГ подходит игра с песочными часами. Она повышает мотивацию детей к контролю за своими реакциями и дает им возможность почувствовать удовлетворение от выполненного действия.

Игра с часами (таймером) способствует развитию навыков самоконтроля. Если игра ребенку интересна, он проявляет настойчивость, которая, вполне вероятно, позволит ему справиться с задачей и получить определенное вознаграждение. Для возбудимого ребенка очень важно почувствовать успех в игре, что даст ему не только ощущение победы, но и своей компетентности.

Для тех, кому уж не сидится на месте, предлагаю игры с движениями, такую как «Прошагай по слогам».

Цель: учить ребенка делить слова на слоги.

Задача: автоматизировать и дифференцировать звук во фразе, уточнить понятие «слог», учить делить слова на слоги.

1 вариант

Взрослый напоминает ребенку, что такое слог и как производится слогораздел. Затем просит прошагать (прохлопать) чистоговорку так, чтобы на каждый слог приходился один шаг (хлопок). Например, ла-ла — ост-ра-я пи-ла. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый шагает (хлопает) и проговаривает чистоговорку вместе с ним.

2 вариант

Ребенок сам пытается прошагать чистоговорку по слогам. Если он ошибается, то взрослый задает уточняющие вопросы. Например:

— Это слог или звук?

— Какой это звук — гласный или согласный?

— А в слоге обязательно вместе с согласным звуком стоит гласный звук? (Слога не может быть без гласного звука.)

— Какой звук идет после звука «Л»?

— Он гласный?

— Значит, какой слог получается из этих звуков?

— Правильно, «ЛА». Поэтому на один шаг скажи «ЛА».

3 вариант

Ребенок сам пытается прошагать (прохлопать) чистоговорку, деля слова на слоги.

«Скажи как»

Цель: учить ребенка произносить чистоговорку голосом, разным по тембру.

Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить проговаривать фразу с необходимей тембром голоса.

1 вариант

Игра проводится с использованием масок животных или кукол пальчикового театра. Взрослый показывает маску или куклу (например, лису) и говорит чистоговорку так, как бы ее сказала лиса. Потом просит ребенка повторить чистоговорку за лисой.

2 вариант

А сейчас попробуй сам сказать чистоговорку как лиса (заяц, волк, мышка).

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, то взрослый должен объяснить ему, какой голос может быть у этого животного и почему.

Итак, сформировать у ребенка положительную самооценку и позитивный настрой на предстоящую учебу,- это второй основополагающий принцип занятий с детьми с СДВГ.

Следующий, не менее важный аспект — сформировать ритуал коррекционно-образовательной деятельности. Этапы деятельности четко обозначены, понятны, интересны для ребенка, повторяются постоянно. Меняются только задания.

Необходимо также отработать правильную последовательность выполнения заданий.

Работа начинается с самого легкого задания, с того, которое у малыша обязательно получится. Дальше переходим к более трудным, достигая максимального уровня сложности приблизительно к середине деятельности. Заканчиваю опять же чем-нибудь легким. А под конец повторяем что-нибудь из уже известного. При такой расстановке сил у ребенка останется ощущение успешности деятельности в целом. А также:

1) Для расторможенных детей должен быть специальный набор заданий (заранее тщательно подготовить перечень заданий, которые ему давать).

2) В начале деятельности нужно сразу давать ребёнку задание (Иди, принеси, пожалуйста...)

3) Необходимо чаще чередовать задания.

4) Предлагать ребёнку больше игр на мелкую моторику и конструктивный праксис.

5) Давать ребёнку выплеснуть свою энергию с помощью различных шуршащих, гремящих пособий.

Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы педагог при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» был последователен. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя.

Гиперактивного ребенка нужно хвалить постоянно, даже если у него ничего не получается, а при малейшей удаче тем более.

Ребенок с СДВГ постоянно испытывает потребность в движении, что осложняет коррекционную работу. Решать данную проблему нам помогает «Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» А. К. Сиротюк [1]. Изучив и проанализировав данную программу, мы отобрали те упражнения, которые можно использовать при проведении подгрупповых, индивидуальных занятий, во время организации режимных моментов. Для проведения упражнений не требуется дополнительной подготовки, проводятся в течение 2–3 минут, позволяют переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, развивают самоконтроль, обеспечивают снятие синкинезий.

— Дыхательные упражнения.

— Фонетические упражнения.

— Глазодвигательные упражнения.

— Упражнения для развития мелкой моторики рук.

— Функциональные упражнения.

Коррекция речи с использованием приемов регуляции поведения на фронтальных занятиях

Одной из эффективных форм работы является проведение интегрированных занятий. Варианты интеграции могут быть различными: обучение грамоте и математика, развитие связной речи и продуктивные виды деятельности, формирование лексико-грамматических средств языка и пение в сочетании с музыкально-ритмическими движениями и т. д. Быстрая смена видов деятельности, решение большого количества коррекционных задач, работа сразу 2, 3 специалистов, изменение двигательной активности, использование разнообразных игровых приемов во время проведения интегрированного занятия оказывают положительное влияние на развитие концентрации и устойчивости внимания, формируют произвольность поведения.

Коррекция речи с использованием приемов регуляции поведения на индивидуально-подгрупповых занятиях

При организации и проведении индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения, ребенок должен не только произносить слоги и называть картинки, а действовать. В занятия на первых этапах работы обязательно включаются упражнения с двигательными заданиями.

При работе над звукопроизношением на этапе отработки изолированных звуков я использую игровые упражнения:

— произношение звуков в движении (р-р-р — игровое упражнение «Заведем мотор», ш- ш-ш ш — игровое упражнение «Змея ползет»);

— произношение звуков с изменениями положения тела в пространстве (c-c-c –лежа на животе, ладошки под подбородком, удерживают голову; ш-ш-ш — лежа на спине);

— «ездить» c маленькой игрушкой по ломанным, спиралевидным дорожкам, нарисованным на листе бумаги с произнесение звука;

Игровые упражнения на автоматизацию звуков в слогах, словах:

— игры с перебрасыванием, перекатыванием мяча («Повтори слог», «Скажи слово», «Отгадай слово», «Вставь пропущенный звук» и т. д.);

— прорисовывание различных линий (при произнесении слога проводим по контуру линию);

— схематичное изображение предметов (ребенок отгадывает загадку и быстро рисует предмет);

— использование предметов-помощников, не отвлекающих внимания от задания (кубики, палочки, фишки);

— игровые упражнения с сюжетным действием («Игра на пианино», «Рыболовы», «Магазин»).

Игры и игровые упражнения по формированию лексико-грамматических средств языка:

— игры и игровые упражнения с реальными предметами «Осенние листики», «Фрукты», «Большой — маленький», «Разные вещи» и т. д. Ребенок действует, раскладывает предметы и происходит запоминание определенной грамматической категории;

— использование авторских игр по формированию лексико-грамматических средств языка «Поварята», «Кто, где живет», «Чей дом», «Сколько?» и т. д. Особенность данных игр в том, что они включают в себя ряд действий, которые ему интересны и помогают запомнить определенную грамматическую категорию.

Игры и игровые упражнения по формированию связной речи:

— пересказ текстов и составление рассказов с использованием реальных предметов;

— пересказ текстов и составление рассказов с использованием предметов заместителей;

— зарисовка картинно-графического плана для составления расcказа;

— составление картины из элементов, описанных в рассказе, c cоставлением предложений и оформлением их в связный рассказ.

Игровые упражнения при работе по обучению грамоте:

— «Живые слова» (ребенок выполняет роль слова, необходимо найти свое место в предложении);

— «Прошагай предложение», «Прохлопай предложение» (одному шагу, хлопку соответствует одно слово);

— «Скажи и покажи» (ребенок называет предложение, а затем изображает с помощью пантомимы);

— звуковой анализ слов с использованием трехцветных мячиков;

— звуковой анализ слов с использованием игрушек;

— деление слов на части с разрезанием цветных полосок.

Эти и аналогичные игры, и игровые упражнения могут быть использованы и в других разделах логопедической работы. Таким образом, я не только стараюсь повысить эффективность и качество своей коррекционной работы, но и активно участвую в комплексной коррекции СДВГ.

Литература:

  1. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперреактивностью. Диагностика, коррекция и практические реко­мендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002–128 с. (Серия «Практическая психология».)