Опыт мониторинга реализации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании (на примере ЦДТ «Детская академия»)
Автор: Валишина Диана Айдаровна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
XII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, май 2021)
Дата публикации: 22.04.2021
Статья просмотрена: 35 раз
Библиографическое описание:
Валишина, Д. А. Опыт мониторинга реализации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании (на примере ЦДТ «Детская академия») / Д. А. Валишина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/393/16507/ (дата обращения: 29.03.2024).
В статье автором выделены ключевые проблемы, с которыми столкнулись педагоги в период электронного обучения.
Ключевые слова: мониторинг, анкетирование, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.
С немалой долей уверенности можно говорить о том, что основой расцвета и дальнейшего развития государства является доступность и качество образования. Эффективное управление образованием возможно лишь на основе применения объективных оценочных процедур [1]. Объективность оценки функционирования учреждений в период электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в будущем дает нам возможность устранить имевшиеся проблемы путем корректировки образовательных программ, повышения квалификации педагогов в вопросах цифровизации.
Предложенные материалы и алгоритм проведения мониторинга могут быть использованы в любом учреждении дополнительного образования для выявления проблем и потребностей педагогов в вопросах самосовершенствования и в вопросах применения дистанционных образовательных технологий в своей работе [2].
По окончании периода электронного обучения нами была разработана форма мониторинга, которая позволила выделить основные проблемы, с которыми столкнулись педагоги ЦДТ «Детская академия» в процессе проведения занятий с применением дистанционных образовательных технологий, было проведено анкетирование педагогических работников в рамках августовского педагогического совета [3].
В опросе приняли участие 39 педагогических работников «ЦДТ «Детская академия». Из них почти половина (49 %) опрошенных это работники в возрасте от 50 лет с педагогическим стажем более 15 лет. Далее чуть меньше — 31 % педагогических работников в возрасте до 35 лет и 20 % педагогов в возрасте от 35 до 50 лет. Большая часть респондентов имеет педагогический опыт более 15 лет, а именно 19 опрошенных. Педагогов, имеющих опыт работы менее пяти лет, оказалось всего трое.
Особый интерес вызывает вопрос возраста обучающихся, которые в период электронного обучения продолжили свои занятия. Не стоит забывать, что данная трансформация произошла практически одномоментно и подготовиться эмоционально, физически и психологически, а также технологически не представлялось возможным не только педагогическим работникам, но и обучающимся и их родителям.
И так, большая часть контингента обучающихся в нашем учреждении — это дети дошкольного и младшего школьного возраста (40 %), обучающихся средней школы — 32 %, старшеклассников меньше всего — 24 % (рис. 1).
Рис. 1 Возрастные группы обучающихся
Мы понимали, что часть сотрудников, скорее всего из числа молодых педагогов, имела возможность и ранее познакомиться с дистанционными формами образовательных услуг, но при этом задача транслировать данный опыт на свою работу могла оказаться для них сложной. При этом мы увидели, что из десяти молодых педагогов в возрасте до 35 лет лишь четверо имели опыт и представление о формах дистанционных образовательных технологий, в то время как шестеро не сталкивались с ними. Из педагогов в возрасте от 35–50 лет лишь один педагог имел опыт применения дистанционных технологий обучения. Педагоги в возрасте от 50 лет и старше не сталкивались с подобным форматом обучения (рис.2).
Рис. 2 Опыт дистанционной работы педагогических работников
Из этого можно сделать вывод, который нами изначально и предполагался, что педагоги имеющие внушительный педагогический опыт к периоду самоизоляции не имели практически никакого представления о дистанционных формах обучения, но при этом и очень малая доля молодых педагогов обладала представлением об электронном обучении, что должно натолкнуть на мысль о необходимости развития диджитал-компетенций как взрослых, опытных педагогов, так и молодых специалистов, которые казалось должны иметь представления о диджитал-сфере.
Следующий вопрос: «Какие сервисы коммуникации и приложения/площадки были использованы педагогами?». В качестве основного канала коммуникации был использован WhatsApp (33 педагога). Основным сервисом проведения занятий стал Zoom (14), также педагогами были использованы Skype (7), YouTube-трансляции (4), Linoit (16), Учи.ру (3). Также на помощь педагогам пришли облачные хранилища.
Когда мы говорим о новых технологиях, которые вошли в нашу жизнь внезапно, нельзя забывать и об адаптации к новым условиям обучения и работы. Отметим, что со значительными сложностями столкнулись 11 педагогов, лишь четверо отметили, что адаптация сложностей не вызвала (три из них педагогические работники, которые не работают в учебных группах). Исходя из чего, можно прийти к выводу о том, что из 36 педагогов лишь один педагог не столкнулся ни с какими сложностями (рис. 3).
Рис. 3 Адаптация педагогов к электронному обучению
Сложности, с которыми пришлось столкнуться педагогам в процессе работы с применением дистанционных образовательных технологий, мы поделили на три группы:
- Технические. Перебои в работе сервисов, низкая скорость интернета.
- Коммуникативные и оценочные. Многим педагогам было сложно подключать к видеотрансляциям всех учеников. И здесь мы возвращаемся к вопросу о возрастных особенностях контингента обучающихся. Основная масса обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста. В процессе электронного обучения многие из них нуждались в помощи родителей с подключением к занятиям. Контроль за качеством выполнения заданий тоже вызвал ряд сложностей, при оценке необходимо учитывать, что дополнительное образование — это сфера, имеющая отношение к творчеству.
- Методические. С переходом на удаленный режим работы абсолютно все педагоги столкнулись с проблемой отсутствия методических материалов и необходимостью их создания и разработки «под себя». Отметим, что в системе дополнительного образования могут работать кадры, имеющие среднее специальное образование, также работники, являющиеся блестящими педагогами, которые видят свое призвание в педагогической работе, но при этом многие педагоги не имели достаточных навыков для самостоятельного методического сопровождения своей работы.
Исходя из вышеописанного опыта ЦДТ «Детская академия» и выборки педагогических работников Советского района, мы можем выделить основные сложности, с которыми столкнулись педагоги при переходе на электронное обучение:
- Сложности в процессе подготовки видеозанятий.
- Спад посещаемости обучающихся в связи с повышенной нагрузкой по школьной программе.
- Отсутствие физического контакта с обучающимися.
- Отсутствие диджитал-компетенций у педагогов дополнительного образования (даже среди молодых педагогов).
- Отсутствие методических материалов.
На основании предложенных направлений работы нами было принято решение начать их разработку внутри учреждения для создания методических пособий для педагогов, что может способствовать обмену опытом и преодолению в будущем отдельных проблем.
Литература:
- О задачах развития систем оценки качества образования / под ред. И. М. Горюновой, Л. В. Кавревой, Н. В. Тюриной, Ю. А. Лях. — Текст: непосредственный // Сборник методических рекомендаций по вопросам функционирования системы мониторинга оценки качества общего образования. — Москва: ФС по надзору в сфере обр. и науки, 2016. — С. 7.
- Кулакова Наталия Ивановна. Мониторинг как средство повышения качества образования в современной школе: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Кулакова Наталия Ивановна. — Челябинск, 2008.- 188 с.
- Руденко, В. А. Технология педагогического анкетирования в системе изучения профессионализма учителе: специальность 13.00.01 «Общая педагогика»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Руденко Валентина Анатольевна; Таганрогский государственный педагогический институт. — Таганрог, 2000. — 188 c.