Применение развивающих игр В. В. Воскобовича в речевом развитии дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Налимова, В. В. Применение развивающих игр В. В. Воскобовича в речевом развитии дошкольников / В. В. Налимова, И. Н. Дымченко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/393/16498/ (дата обращения: 24.04.2024).



В настоящее время остро стоит проблема увеличения числа детей с нарушениями речи. В связи с этих специалисты дошкольных образовательных организаций в поисках новых инновационных вспомогательных форм и средств, способствующих развитию речи дошкольников. Наряду с общепринятыми методами и приемами применяют оригинальные, творческие методики, современные образовательные технологии.

В современных условиях развития образования в соответствии с введением ФГОС ДО в педагогической деятельности педагоги используют нетрадиционные развивающие технологии. Важное место среди них отводится игровой технологии Вячеслава Вадимовича Воскобовича.

Использование методики, которую разработал В. В. Воскобович, способствует поддержанию интереса дошкольников в образовательной деятельности. Ведь так важно их заинтересовать и добиться устойчивого внимания на протяжении всей образовательной деятельности.

Развивающие игры В. В. Воскобовича интересны для детей старшего дошкольного возраста, они разнообразны по содержанию и очень динамичны. Данные игры понятны дошкольникам и включают в себя знакомые им действия с игровым материалом, способствующий удовлетворению в моторной активности и движении. Дети проявляют речевую активность в непринуждённой обстановке, могут контролировать правильность выполнения действий [2].

Основной отличительной особенностью игр можно отметить их универсальность и образность. Дошкольник образно попадает в ситуации, которые может последовательно анализировать, осознавать цели и находить варианты их решения.

Применение развивающих игр В. В. Воскобовича в педагогической деятельности позволяет перейти от привычных занятий с детьми к речевой игровой деятельности. Данная деятельность позволяет стимулировать проявление речевой активности дошкольника, создавать условия для его всестороннего развития. При помощи таких игр педагог может решить множество коррекционно-развивающих задач.

Освоение развивающих игр В. В. Воскобовича с детьми мы осуществляем в три этапа:

На первом этапе важное значение при организации игровой познавательной деятельности отводится педагогу. Он знакомит детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирает игровые задания в зависимости от возраста, возможностей и интересов дошкольника.

На следующем этапе дошкольники знакомятся с основными игровыми приемами, осваивают навыки конструирования, часто выполняют задания, требующие от дошкольника интеллектуального напряжения, концепции внимания и волевых усилий.

На последнем этапе большую роль отводим развитию самостоятельности и творчества. Дети без подсказок взрослых придумывают разнообразные игровые упражнении и задания, изобретают новые решения задач, предлагают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы [5].

Методикаработы с развивающими играми В. Воскобовича разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений развивающего процесса. В процессе игровой деятельности детям дается возможность выполнять физические упражнения, они могут представлять себя тем или иным персонажем и от его лица показывать или рассказывать, как можно действовать в той или иной ситуации, участвовать в экспериментировании, рисовать придуманные предметы.

В нашем детском саду в образовательной деятельности с дошкольниками применяются разнообразные игры: «Чудо-крестики», «Геоконт», «Нетающие льдинки», эти игры позволяют развивать связную речь у детей. Дети придумывают названия составленным предметным силуэтам, описывают их, рассказывают о назначении предметов, беседуют друг с другом и педагогом, высказывают предположения, сочиняют рассказы.

Развивающие игры применяем и на занятиях по обучению грамоте, например «Конструктор букв», «Прозрачные буквы, цифры», «Шнур-затейник», дети составляют буквы из частей по графическому образцу, придумывают и видоизменяют слова; «Геоконт», на котором для обозначения точек используем буквы, это способствует непроизвольному запоминанию детьми букв. Дети оречевляют свои действия, у нихразвивается мышление, внимание, восприятие, ориентировка в пространстве, понимание сложных речевых инструкций.

Игра«Конструктор букв»представляет собой фанерную дощечку с закрепленными на ней резинками. Они выполняют функцию фиксации деталей буквы. Конструктор помогает дошкольникам изучить алфавит, с его помощью дети выкладывают графическое обозначение каждой буквы, переделывая потом ее в другую [3].

Обучение дошкольников чтению происходит с применением игры «Теремки Воскобовича», которая состоит из 12 деревянных кубиков–теремков разного цвета (2 желтых, 2 коричневых, 2 голубых 2 лиловых, 2 белых,) с согласными буквами на гранях, а так же 12 картонных кубиков–сундучков (6 двойных сине-зеленых, 2 зеленых, 2 синих, 2 знаковых) с гласными на гранях, эти кубики вкладываются в кубики-теремки, таким образом, дети могут составлять слоги. А из нескольких «теремков» можно составить слово.

Так же в педагогической деятельности с детьми используем пособие коврограф «Ларчик». Задачи, которые можно решить с помощью этого пособия, многообразны: установление речевых контактов, умение договариваться, вести коллективные разговоры; активное использование слов, которые обозначают действия с предметами; свойства и особенности предметов, составление описательных и сюжетных рассказов, придумывание сказок.

Таким образом, в педагогической деятельности мы используем такие развивающие игры В. В. Воскобовича как: логоформочки, квадрат Воскобовича, конструктор букв, ромашка, теремки Воскобовича, коврограф «Ларчик», «Игровизор» и т. д. В групповой комнате создана развивающая среда «Фиолетовый лес», где совместно с любопытным Малышом Гео дети могут отправится в путешествие по этой чудесной стране [4].

Развивающие игры Воскобовича в своей работе условно делим на три группы в соответствии с коррекционными задачами: 1.Игры по обучению грамоте; 2. Игры на развитие лексико-грамматического строя речи; 3.Игры на развитие связной речи.

Герои сказок помогают дошкольникам усвоить азы чтения, обучают взаимопониманию и конструктивному общению. Главное, в процессе коррекционно-образовательной деятельности дети не утомляются, потому что могут самостоятельно выбирать нагрузку и темп, переключаться с одного задания на другое [5].

Методика игровой деятельности В. В. Воскобовича адаптирована нами с учётом особенностей психического и речевого развития детей. Многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность данных развивающих игр позволяет применять их с целью развития связной речи и формирования речевых умений детей дошкольного возраста.

Таким образом, образовательное содержание с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича основывается по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как по спирали. Представления и умения, которые осваивают дошкольники, опираются уже на приобретённые знания. Содержание выстраивается на достаточно высоком уровне трудности, это позволяет эффективно развивать речевые способности детей дошкольного возраста. Развивающие игры становятся неотъемлемым средством в педагогической деятельности воспитателей детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ. — Воронеж, 2013.

2. Воротягина И. Г., Степанова Е. Ю., Зевакина Н. Н. Внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в воспитательно-образовательный процесс ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3. — С. 88–89.

3. Демидова Н. В. Развивающие игры Воскобовича. Образовательные проекты Совёнок для дошкольников. — 2013. — № 5

4. Харько Т. Г. «Сказки Фиолетового леса». Методика познавательно-творческого развития дошкольников. — Детство-Пресс, 2012.

5. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3–7 лет Сказочные лабиринты игры. — СПб.: ООО «РИВ», 2007.