Обучение созданию высказываний младших школьников на уроках русского языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Агафонова, Г. Н. Обучение созданию высказываний младших школьников на уроках русского языка / Г. Н. Агафонова, Е. Ю. Бартенева, Т. В. Семибратченко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, апрель 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 14-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/391/16469/ (дата обращения: 19.04.2021).



В статье авторы делятся опытом работы по обучению младших школьников созданию высказываний на уроках русского языка.

Ключевые слова : младший школьник, речевая ситуация, высказывание, речь, развитие

Развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс коммуникации наравне с другими коммуникантами. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения.

Развитие ребёнка протекает спонтанно, оно проходит ряд стадий, порядок следования которых остаётся неизменным. Ребенок овладевает речью, главным образом, путем подражания взрослым. Значит, следует помнить, что, развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Дальнейшее же ее совершенствование для большей эффективности требует целенаправленной и систематической работы, в результате которой основным показателем интеллектуального уровня человека является образная, яркая, логично построенная речь.

К. Д. Ушинский определил основные цели овладения такой речью на уроках русского языка так: «Во-первых, развить в детях ту врожденную душевную способность, которую называют даром слова; во-вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить детям логику этого языка, т. е. грамматические его законы в их логической системе».

Творческие упражнения в создании собственных письменных высказываний, а в дальнейшем при написании сочинений, являются универсальным средством развития человека. Современная школа испытывает потребность в свободно мыслящем, эрудированном и компетентном ученике, владеющим не только системой предметных знаний и умений, но и готовом к самостоятельной творческой работе. Как показывает анализ педагогической литературы и практический опыт преподавания, одним из возможных способов создания условий для развития творческой самостоятельной деятельности учащихся, является организация работы учителей по развитию речи.

Толчком к созданию собственного высказывания всегда является потребность человека вступить в речевое общение для решения определенных коммуникативных задач. В организации речевой деятельности, вооружении их умением точно и образно выражать свои мысли и чувства в письменном слове является сочинение, которое в школе занимает особое место. Оно как средство развития речи отличается высокой мотивированностью, вызывает не только интерес у школьников всех возрастов, но, к большому сожалению, и трудности [1].

Поэтому, прежде чем начать с детьми работу над сочинением, мы должны поразмышлять, какую работу нужно проделать, чтобы сочинение не утратило своей выразительности.

Так как мы не пользуемся речью «вообще», а создаем высказывания того или иного стиля: разговорного, научного, художественного, публицистического. Значит, и детей необходимо нацеливать на создание речи определенного стиля. Конечно, в начальной школе в центре внимания должны быть лишь те стили, которые актуальны для речевой практики младших школьников: деловой (научно-деловой), художественный и разговорный.

Задача деловой (научно-деловой) речи — строго, по-деловому, не выражая своего отношения, сообщить точные сведения, если надо, объяснить их [2].

Задача художественной (изобразительной) речи — словами нарисовать все то, о чем хочешь поведать, передать при этом именно свое видение мира, свои чувства, свое настроение [2].

Задача речи разговорной — поделиться своими мыслями, впечатлениями, планами, обменяться ими с собеседником [2].

От того какую из этих задач мы решаем, зависит то, как мы будем строить свою речь: о чем скажем, какие слова используем, как построим предложения. Таким образом, проявляется стилистический подход необходимый при обучении сочинениям. Но как показывает практика, у младших школьников чаще получаются смешанные тексты.

Учитель должен научить детей при создании собственных письменных высказываний уметь вычленять детали: в повествовании детализировать действия, в описании предмета выделять те его части, которые будут его характеризовать.

Не менее важно научить детей пользоваться разнообразием языковых средств. Так, для повествования особенно важны видо-временные формы глаголов, глагольная лексика, для описания предмета — слова, называющие признаки, характеризующие предмет. И, конечно же, необходимо учить тому, как избежать повтора слов в названии действующего лица, в названии предмета и других элементов повествования и описания. Это и есть те «подводные камни», закономерные для каждого из типов речи, о которых надо помнить учителю, когда он готовит школьников к сочинению.

При подготовке к сочинению полезно создавать речевую ситуацию, целью которой является пробуждение желания вступить в общение с читателем, стать автором, творцом и осознать свою речевую задачу, обрести читателя своего будущего текста.

Учитель должен точно знать, к созданию какого текста он поведет школьников, которые еще не знают, что готовятся к сочинению. Так выполнение различных грамматико-орфографических упражнений полезно сочетать с наблюдениями, над отбором деталей, над использованием языковых средств. При подготовительной работе важно учить проводить лингвистические эксперименты: заменять или убирать слова, перестраивать предложения [3]. Важно обращать внимание на лексику, на образные слова и выражения, на формы слов. Этим мы помогаем детям накапливать собственный опыт.

Перед написанием сочинения следует уточнить речевую ситуацию, жанр, его особенности, обсудить содержание и языковые средства, которые помогут реализовать свой замысел. Ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в своем воображении сюжет, наметить действующих лиц и при этом контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил теме. Следовательно, ученик должен стать одновременно и писателем, и читателем.

Написание и самопроверка творческой работы будут успешными только при целенаправленном, регулярном обучении. Овладение речью — сложный и длительный процесс. Нельзя упустить тот момент, когда у ребенка появляется интерес к живому слову. Как утверждал К. Д. Ушинский: «Дар слова есть сила, врожденная душе человека, и, как всякая сила, телесная или душевная, крепнет и развивается не иначе как от упражнений. Наставник, желающий развить в учащемся дар слова, должен беспрестанно упражнять эту силу».

Литература:

  1. Архипова Е. В. О теории и практике развития речи учащихся.//Начальная школа, 2007, № 6, с.6.
  2. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Учебное пособие.- М.: «Флинта, Наука», 2008–496с.
  3. Мамушин В. Е. Изучение и развитие письменной речи учащихся в свете теории речевой деятельности.- АДД.- М., 2010.