Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Юдина, Е. А. Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства / Е. А. Юдина, Н. А. Потапова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, апрель 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/391/16455/ (дата обращения: 24.04.2024).



Каждое поколение привносит в развитие человечества что-то свое, что-то качественно новое, отличающиеся от того, что было раньше. Чтобы этот процесс не останавливался, и происходили открытия мирового значения, вкус к этим открытиям подрастающее поколение должно почувствовать уже в дошкольном возрасте. Поэтому дошкольной образовательной организации необходимо выпускать из своих стен детей, которые способны по-новому взглянуть на хорошо известное, детей у которых развито неординарное мышление.

Люди, занимающиеся творчеством: ученые, изобретатели, давно поняли, что одна из главных причин, мешающей появлению новой идеи — это инерция мышления. При решении какой-либо проблемы в нашем сознании в первую очередь всплывают знакомые варианты решения, и они препятствуют появлению нового, необычного, оригинального. Поэтому так важно уделять внимание развитию творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Творческое мышление — это мышление, которое связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с предложением собственных оригинальных идей [1].

Одним из действенных средств развития творческих способностей детей в литературе призвано декоративно-прикладное искусство, которое является частью народной культуры. Народное искусство — уникальный мир духовных ценностей, в котором воплощена духовность народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.

Многие педагоги и психологи говорят о роли и значении народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, такие как: А. В. Бакушинская, А. П. Усова, Т. С. Шацкий, НП. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. С. Смирнова и др. Они отмечают, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, развивает чувство прекрасного, способствует развитию творческих способностей.

Важнейшим фактором творческого развития дошкольников является создание условий, способствующих формированию творческого мышления.

Основным условием развития мышления детей старшего дошкольного возраста можно выделить позицию взрослого, которая имеет свою специфику. Старшего дошкольника главное научить думать, рассуждать, предпринимать попытки к экспериментированию, это способствует формированию самостоятельности мышления, пытливости ума.

Еще одно условие, которое выделяем, это ознакомление детей с особенностями народного декоративно-прикладного искусства. Декоративное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, растений, видели, чувствовали гармонию в природе: ритм, упорядоченность, соразмерность, разумность и рациональность.

В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинное народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно дошкольникам. Произведения народного декоративного искусства отличает красочность, яркость. Смелые контрастные цветовые сочетания, особая насыщенность цвета характерны для большинства народных росписей. В своей художественной деятельности дошкольник сам тяготеет к чистым локальным цветам, симметрии, ритму. Многие работы мастеров маленькие дети воспринимают глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру [2].

В начале работы с дошкольниками необходимо проводить работу по ознакомлению с народными промыслами, изучением особенностей изготовления предметов народного творчества, своеобразием композиции, характером росписи и т. п. Затем проводится образовательная деятельность направленная на получение знаний, умений и навыков декоративного рисования, где детей учатся использовать различные элементы узора, понимать закономерности сочетания формы, цвета и композиционного расположения, технику выполнения.

Ознакомив детей с декоративно-прикладным искусством, переходим к созданию новых, неповторимых произведений искусства детьми, в которых выражается индивидуальность каждого ребенка.

Следующее условие развития творческого мышления у дошкольников — это использование различных заданий и упражнений, направленных на развитие креативности, инициативности и самостоятельности детей в продуктивной деятельности. Разработаны задания на развитие нестандартного и оригинального решения проблем: «Вернисаж»; «Нарисуй орнамент»; «Укрась бумажный силуэт»; «Вылепи и распиши глиняную игрушку» и т. д.

С целью проявления старшими дошкольниками инициативности и самостоятельности в продуктивном виде деятельности, а так же способности творчески, оригинально подходить к решению изобразительных задач, в работе с детьми использовались различные формы работ. Выставка детских работ «Народные умельцы», где побуждали детей к созданию не шаблонных предметов народных промыслов, а принципиально новых, где дети смогли проявить свою индивидуальность, но при этом использовать определенные элементы узоров, цветовой колорит. Созданные детьми произведения народного искусства, использовали в сюжетно-ролевой игре «Художественный салон» [5].

Таким образом, можно выделить условия, эффективно влияющие на формирование творческого мышления в процессе ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством:

1) создание эмоционально-благополучной атмосферы, т. е. избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка; помогать ребенку справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска; помогать ребенку ценить в себе творческую личность, находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка; избегать критики первых опытов, так как ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит;

2) обогащение опыта ребенка, для создания достаточно прочных основ его творческой деятельности;

3) ознакомление детей с особенностями народного декоративно-прикладного искусства;

4) использование различных заданий и упражнений, направленных на развитие креативности, инициативности и самостоятельности детей в продуктивной деятельности;

5) предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию и надолго сохранить творческую активность. Многие исследователи доказывают, что если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо, не вызывает сомнений. Отсюда следует, что проводя системную и целенаправленную работу, а так же создавая педагогические условия для развития творческого мышления, можно добиться положительных результатов.

Литература:

  1. Белова, Е. С. Исследование особенностей развития творческого мышления у детей 5–6 лет /Е. С. Белова //Школа здоровья. -2010. — № 1. — С.8–11.
  2. Гаранина, Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства: дисс. … канд. пед. наук 13.00.02 /Н. К. Гаранина. — Орел. — 2015. — 204с.
  3. Машковцева, Л. М. Психологические основы понимания проблемы развития творческого мышления у дошкольников /Л. М. Машковцева //Вестник Вятского государственного университета, 2014. — С.169–174.
  4. Смирнова, Р. Н. Роль народного декоративно-прикладного искусства в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании: автореферат дисс. канд. пед. наук /Р. Н. Смирнова. — М., 2008. — 20с.
  5. Соломенникова, О. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством /О. Соломенникова //Дошкольное воспитание. —2004. — № 9 — С.42–45.
  6. Тихонова, О. Декоративное рисование в детском саду /О. Тихонова //Дошкольное воспитание — 2014. — № 2. — С. 109–112.