Педагог профессионального обучения в системе образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Педагог профессионального обучения в системе образования / А. В. Станкевич, И. В. Гомонова, В. В. Сумарокова [и др.]. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, апрель 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/391/16446/ (дата обращения: 24.04.2024).



Педагог профессионального обучения получает особенное системное образование, состоящее из нескольких интегрированных компонентов, включающих в себя психолого­педагогическую подготовку, отраслевую и подготовку по профессии. Его деятельность является полифункциональной и предполагает слияние общепедагогической и профессиональной культур. Именно такая подготовка дает всеобъемлмость общего и профессионального развития, возможность быстрого ориентирования в новых ситуациях, будь то экономические, социальные или технологических аспекты. Поэтому в качестве общего направления подготовки педагогов профессионального обучения все больше осознается необходимость усиления теоретического профессионального и общеобразовательного базиса.

В соответствии с государственным стандартом, педагог профессионального обучения должен профессионально выполнять следующие виды педагогической деятельности:

— организационно-управленческая;

— профессиональное обучение;

— научно-исследовательская работа;

— методическая работа;

— производственно­технологическая деятельность;

— культурно-просветительская.

Научно-исследовательская деятельность имеет особое значение внутри этих видов педагогической деятельности. Подготовка обучающихся к научно-исследовательской деятельности (НИД) состоит в ступенчатом изучении всеми составными частями. Научно-исследовательская работа влияет на качество обучения и является неотъемлемой частью подготовки специалистов в системе профессионального образования.

Что же включает в себя понятие «научно-исследовательская деятельность». Для рассмотрения НИД с нескольких сторон необходимо обусловить такие виды деятельности как: исследовательская, творческая и педагогическая. Основываясь на их совмещении и понятии о деятельности в целом, необходимо определить НИД.

Педагогическая деятельность многими авторами определяется обучающее и воспитательное воздействие педагога на обучающегося, которое направлено его развитие в личностном, деятельностном и интеллектуальном аспектах, одновременно являющимся основой его самосовершенствования и саморазвития. Следовательно, под педагогической деятельностью понимается особый вид деятельности, направленный на передачу человеческой культуры и опыта от старшего поколения к младшему, который готовит их к выполнению социальных ролей в условиях сложившихся экономических, политических, нравственных и эстетических аспектов.

Г. М. Тюлю и А. А. Тихомиров высказывают мнение, что педагогическая теория, применяемая на практике, уже имеет исследовательский и творческий характер, т. к. не встречается одинаковых учеников, одинаковых групп, и педагогические ситуации постоянно меняются, вчерашние ситуации никогда не повторяются. А это означает, что педагог в своей работе постоянно должен быть не только исследователем, но и новатором. Ему необходимо не просто применять известные педагогические технологии и методы обучения, но и творчески подойти к их применению опираясь на собственную практику. Приходим к выводу, что сущностная характеристика педагогической деятельности — это инновационность.

Создание и использование интеллектуального продукта и подготовка научного продукта являются признаками инновационной деятельности. Элементы творчества, направленность на получение собственных субъективных научных знаний, получение экспериментально обоснованного результата — являются основополагающими признаками научной деятельности.

Исходя из того, что основой научной деятельности является внедрение и применение новых знаний для решения поставленных задач или же проблем, возникающих в социальной, экономической, политической, технологической, инженерной и других сферах деятельности человека, мы видим, что и педагогическая и научная деятельность неразрывно связаны между собой на уровне инновационности. Так, научно-исследовательская деятельность сочетает в себе все признаки творческой деятельности и инновационности.

Особенностью педагогической деятельности является также и то, что будущий специалист — учащийся, выступает одновременно и объектом, и субъектом профессиональной деятельности педагога профессионального обучения. Творческая и исследовательская деятельность являются отличительной чертой педагогической профессии, в процессе реализации которой происходит становление личности будущего специалиста.

Анализируя вышесказанное, стоит отметить, что творческая деятельность педагога взаимосвязана с процессом научного исследования.

Исследовательская деятельность, несомненно, является творческой деятельностью, ведущая роль в которой принадлежит воображению и самореализации личности, как и в любом творческом труде. Несомненные свойства креативного мышления — это способность проектирования своей деятельности, выработки собственного мнения путем критического осмысления сторонних умозаключений.

Далее стоит выделить специфику профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения. Основой его деятельности является организация и проведение теоретических занятий по базовым и специальным предметам, а также практическое обучение по профессии. В его компетенцию также входит организация и проведение учебно-воспитательной работы неразрывно связанной с профессиональной ориентацией молодежи, развития в них профессионально значимых качеств личности. Современный педагог профессионального обучения является активным участником опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе по вопросам профессионального обучения. Нельзя не отметить и организационно-методическую деятельность педагога профессионального обучения, создание им авторских программ, проектов содержания образования, частных форм, методов и методик обучения в контексте инновационной деятельности.

Педагог профессионального обучения относится к весьма немногочисленной и сложной группе профессий, способный функционировать в двух разнохарактерных системах: «человек-человек» и «человек-техника». Он способен подготовить специалиста для различных областей, и для производства, и для сферы услуг, специалиста, который способен обобщать, анализировать, делать открытия и применять новшества в организационной и технической сферах.

Литература:

  1. Богуславский, М. В. Истории российского образования ХХ века: десятилетие за десятилетием // Вестник образования. 2003. № 15. 17–24 с.
  2. БокареваГ.,Кикоть Е. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся//Almamater.–2002.–№ 6.–С. 52–54.
  3. Вахтеров В. П. Внешкольное образование народа / В. П. Вахтеров. М.: Изд-во И. Д. Сытина, 1896. 380 с.
  4. История образования взрослых в России / Под ред. Е. П. Тонконогой. СПб.: ИОВ РАО, 2000. 114 c.
  5. Косякин Ю. В. Основы дидактики для преподавателей системы дистанционного обучения: монография.–М.:МГИУ,2006.
  6. Морозова Н. А. Российское дополнительное образование как многоуровневая система: развитие и становление. Дис.... д-ра пед. наук. М., 2003. 332 c.
  7. Мухина Т. Г., Копосов Е. В., Бородачев В. В. История и перспективы развития отечественной системы дополнительного профессионального образования в условиях высшей школы: Монография. Н.Новгород: Изд-во ННГАСУ, 2013. 289 с