Уроки литературного чтения в начальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XIII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, апрель 2021)

Дата публикации: 10.03.2021

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Левшина, Н. Ю. Уроки литературного чтения в начальной школе / Н. Ю. Левшина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, апрель 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/391/16431/ (дата обращения: 21.04.2021).



Ключевые слова: текст, начальная школа, продуктивное чтение, понимание текста, ребенок, чтение.

Неоценимо значение чтения для человека и в век компьютерных технологий. Даже здесь человек не может обойтись без чтения. К сожалению, беспрерывный поток информации заставляют детей и взрослых просматривать написанное вскользь, без погружения мыслями и чувствами в суть текста. Функциональное чтение помогает прежде всего понять, что и зачем мы читаем и где это можно применить. Читатель строит свои взаимоотношения с автором на уровне собеседования, диалога с автором (думает над смыслом слов, находит и задает вопросы, отвечает на них, проверяет себя, включает свое воображение, прогнозирует, соразмышляет и сопереживает) [1, с.61]. Введение в мир человеческих отношений и нравственных ценностей через чтение высокохудожественной литературы — вот главный путь формирования функционально-грамотной личности.

Ни для кого не секрет, что, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому классу дети читают всё хуже и хуже. Отсутствие интереса к чтению, замедленность процесса чтения, замедляет и интеллектуальное развитие. Как организовать работу на уроках так, чтобы развить личность, испытывающую потребность в чтении.

Задача учителя — научить детей понимать текст, делать выводы и доказывать свою точку зрения среди сверстников. Учитель должен найти необходимые формы и приёмы работы, которые позволят детям научиться не только читать, но и понимать прочитанное, переживать чувства вместе с автором и героями. Поможет достичь глубокого понимания текста вместо скорости прочтения технология продуктивного чтения. Данная технология обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на различных этапах чтения.

Главной задачей работы с текстом до чтения является прогнозирование предстоящего чтения, умение вызвать у ребёнка мотивацию прочитать произведение.

На этом этапе я применяю прием антиципации (предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе — смысловые догадки). Предопределение учащимися содержания произведения происходит по его названию, иллюстрации, фамилии автора, вопросам или выделенным словам, с которыми дети знакомятся до чтения произведения.

В качестве примера приведу отрывок из урока по теме: «Сказка К. Паустовского «Тёплый хлеб». Перед чтением сказки происходит обсуждение заглавия рассказа, прогноз его содержания и проблематики. Затем подготовка к непосредственному восприятию текста с помощью приёма «Незаконченное предложение». Предвосхищение содержания происходит с помощью предложения: «Я думаю, что тёплым может быть…». Дети строят предположения: «Тёплым может быть взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, родными, дом, щедрость человека, одежда»

Ещё один отрывок урока литературного чтения по теме: «М. Зощенко «Ёлка». Учитель предлагает ученикам поработать с выставкой книг. Среди них и знакомые детям произведения М. Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники») и новый рассказ «Ёлка». Детям предлагается распределить книги по полкам и найти книгу, которая попала на выставку случайно, аргументировать выбор. Учитель предлагает вспомнить сюжет ранее прочитанных произведений, определить, кто является их героями, основную мысль. На полке осталась одна книга, которую учащиеся отложили. Учитель просит сделать предположение, о чем пойдет речь в этом рассказе, кто будут ее герои? Задает вопрос: «О чем бы вы рассказали в рассказе с таким названием?»

Главная задача второго этапа (работа с текстом во время чтения) — обеспечить полноценное восприятие текста и понимание его содержания. Здесь важно впечатлить ребёнка искусством слова. Первичное чтение, обеспечивающее максимально возможное для конкретного читателя погружение в текст, — вот задача, которую необходимо решать на втором этапе работы с текстом. Диалог с автором через текст и комментированное чтение рассматриваются как ведущие приёмы чтения, обеспечивающие полноценное восприятие и понимание основных смыслов любого текста [4, с. 13].

На этом этапе можно внедрить метод активного чтения «Чтение с остановками» (после чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета) [5, с. 88].

Используются приемы:

– Двухчастный дневник (обучающиеся выписывают цитаты из текста и дают им свои комментарии),

– Аннотирование текста (выделение главных мыслей или разделов текста с помощью специальных значков, постановка вопросов),

– «Дерево предсказаний» (прием предполагает высказывание предположений о дальнейших событиях, изложенных в тексте),

– «Работа с вопросником» (детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы).

– «Работа с таблицами» (умение представлять информацию из текста в виде таблицы и делать выводы).

Перед вами таблица к «Сказке К. Паустовского «Тёплый хлеб», которую нужно заполнить, проследив по тексту, каково было отношение Фильки к окружающим и лошади до и после разговора с бабушкой, посмотреть на речевую характеристику героя, как она изменилась. Какой вывод можно сделать, заполнив таблицу?

Филька до разговора с бабушкой

Филька после разговора с бабушкой

Отношение к окружающим

Отношение к лошади

Речевая характеристика

Выводы

Словарную работу по объяснению и уточнению значений слов провожу по ходу чтения. В ходе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании. Для этого используются толковые словари, ссылки в тексте учебника и интернет. Работа становится интересной и главное, мотивированной.

Проверка правильности предположений детей до чтения текста тесно сливается с проверкой первичного восприятия, во время которой ученики не только высказывают впечатления о прослушанном произведении, коротко воспроизводят сюжет, но и проверяют свои прогнозы.

Главная задача этапа работы с текстом после чтения заключается в обеспечении углублённого восприятия и понимания текста, корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Наряду с традиционными приемами работы с текстом на уроках использую творческие виды работ. Творчество оживляет и активизирует познавательный процесс. В творчестве происходит самовыражение, самораскрытие личности ребенка.

Составление на основе прочитанного текста видео-презентация по произведению. Дети изображают сюжеты произведения с помощью рисунков, затем определяют последовательность «кадров» и самостоятельно озвучивают. Работа по иллюстрации текста приводит не только к глубокому детальному прочтению произведения, но и развитию воображения, умения передать образ через рисунок.

Прием «Составь задание». Это может быть тест, викторина, составление ребуса, кроссворда, головоломок. Здесь, конечно, нужно учитывать то обстоятельство, что ребёнок не обладает достаточным временем, чтобы составить интересный кроссворд или головоломку. Поэтому такие задания чаще задаю на дом. В 4 классе, составленные тесты, кроссворды и игры дети преобразуют в интерактивную форму с помощью конструктора интерактивных заданий LearningApps.org. Самостоятельно сделать творческое задание по теме можно выбрав один из 20 вариантов игровых техник. Необходимо ознакомиться с примерами подобных упражнений, чтобы понять логику задания. Дальше остается только заполнить необходимые поля и загрузить нужные изображения. Все формы снабжены подсказками, так что долго разбираться с ними не придется. В разделе «Мои классы» существует возможность проверки и корректировки созданного ребёнком кроссворда, викторины, игры и т. п.

Чтение можно считать незаменимой техникой получения знаний. Понимание текста — это познавательная деятельность на основе читательского опыта по установлению смысла прочитанного. Как в современном обществе получить заинтересованного читателя. Ведь мы живём среди изобилия информации. Извлечение и преобразование полученной информации становится важным условием и умением, без которых невозможно достичь успехов. Методика продуктивного чтения эффективно работает на развитие мотивации читателя и формировании функционального чтения.

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, так как мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достигать успехов.

Литература:

  1. Чиндилова, О. В. Обучение вдумчивому чтению. // Начальная школа: плюс — минус. — М.: «Баласс», 2001. — № 5- С. 61
  2. Дж. Л. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. Популяризация критического мышления. // Пособие 2 — М.: Изд-во ИОО, 1997.
  3. Бунеев Р. Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа — Школа 2100, Педагогика здравого смысла/ Под ред. А. А. Леонтьева
  4. Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста // М.: Баласс, 2014 — С.13
  5. Технологии формирования смыслового чтения в начальной школе [Электронный ресурс]: методическое пособие / Н. Е. Скрипова, А. В. Бабухина. — Челябинск: ЧИППКРО, 2019 — С. 88

Ключевые слова

текст, ребёнок, чтение, начальная школа, продуктивное чтение, понимание текста