Совершенствование программ профессиональной подготовки специалистов в области цифровой экономики и управление реализацией этого процесса в вузе
Авторы: Маликов Рустам Шайдуллович, Федотова Екатерина Сергеевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 27.02.2021
Статья просмотрена: 56 раз
Библиографическое описание:
Маликов, Р. Ш. Совершенствование программ профессиональной подготовки специалистов в области цифровой экономики и управление реализацией этого процесса в вузе / Р. Ш. Маликов, Е. С. Федотова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, апрель 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/391/16418/ (дата обращения: 14.09.2024).
Общество все больше и больше требований ставит перед специалистами, что касается их знаний, умений и навыков. В связи с этим подготовка кадров требует обновленного подхода, совершенствования программ среднего и высшего образования. В настоящее время возросла потребность в специалистах с цифровой компетенцией, для подготовки которых требуются иные условия, чем подготовка традиционных специалистов. Необходимо участие образовательных учреждений с отдельным нормативным регулированием, также изучение всех возможностей данного направления в условиях ускоренной, оперативной подготовки. Профессиональные учебные заведения обязаны модернизировать свои возможности с целью ускоренной подготовки кадров, владеющих цифровыми компетенциями, для удовлетворения потребностей общества в таких кадрах, таким образом закрыть проблему нехватки специалистов.
Ключевые слова: цифровая, экономика, компетенции, онлайн-образование, it-технологии, рынок труда, цифровизация, кадры.
Современные технологии кардинальным образом меняют бизнес-процессы многих отраслей экономики, известные профессии трансформируются, одни исчезают, другие появляются. Внедрение цифровизации — это не только оптимизация рабочего процесса, процесса обучения, но и определенная система, результатом которой является открытие новых рабочих мест по разработке этих платформ.
Статистика цифровой экономики представляет собой нижеследующую картину:
– 15 % граждан России слабо ориентируются в решении проблем в сложной цифровой среде;
– 16 % рабочих мест будут автоматизированы в России к 2030 г.;
– 30 % профессий, востребованных в 2035 г., сегодня еще не существует;
– 57 % граждан хотят улучшить свои знания и навыки в it, каждый третий из них опасается потерять свою работу.
Согласно Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г». общество намерено быстрыми темпами внедрить новые технологии в экономике и социальной сфере, что определяет одну из задач развития общества.
Основными путями развития цифровой экономики в России на период до 2014 г. являются:
– нормативное регулирование;
– кадры и образование;
– формирование исследовательских компетенций и технических заделов;
– информационная инфраструктура;
– информационная безопасность.
Основными показателями совершенствования подготовки специалистов и их компетенций являются:
– создание условий для подготовки кадров цифровой экономики;
– развитие системы образования, в результате которой реализуется подготовка компетентных специалистов цифровой экономики;
– рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики;
– создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России [1].
В целях реализации проекта подготовки специалистов цифровой экономики в 2024 г. предусмотрен план набора студентов в образовательные учреждения:
– сто двадцать тысяч абитуриентов по специальностям, связанным с it-технологией;
– восемьсот тысяч абитуриентов со средним специальным образованием для овладения цифровыми компетенциями;
– переподготовка и переобучение по компетенциям цифровой экономики двухсот семидесяти тысяч руководителей, команд и специалистов.
Уже одна тысяча пятьсот пятьдесят проектов, образовательных разработок и технологий получили одобрение и поддержку. Миллион специалистов получили сертификаты на развитие компетенций цифровой экономики. Десять миллионов кадров повышали свои квалификации в направлении цифровой компетенции на онлайн курсах. Около 40 % граждан обладают навыками цифровой технологии.
Главным тормозом в направлении цифровизации и реализации технологий в данном направлении является неразработанность компетенций. Российская экономика ежегодно испытывает дефицита около одного миллиона специалистов, владеющих it-технологией.
Определены десять самых востребованных профессий в 2022 г., среди которых аналитик данных; специалист по машинному обучению и искусственному интеллекту; генеральный и операционный менеджеры, программист, разработчик приложений; специалист по продажам и маркетингу; специалист в области Big Data; специалист по цифровой трансформации; специалист по новым технологиям; специалист по организационному развитию; специалист по it-обслуживанию.
Таким образом, необходимо обеспечить рынок труда специалистами в сферах IT, информационной безопасности и цифровой технологии. Государство по-прежнему задает тон в развитии человеческих ресурсов. В университетах появляются новые программы обучения, открываются центры дополнительного образования и курсы повышения квалификации по повышению цифровой грамотности населения.
Министерство науки и высшего образования РФ находится в процессе запуска Программы и реализации ее механизмов с учетом задач существующего государственного проекта «Кадры для цифровой экономики», в которой рассматривается возможность создания условий в университетах-участниках для реализации Программы формирующей цифровые компетенции и навыки использования цифровых технологий у обучающихся, в том числе у студентов it-специальностей [3]. В Программе участвуют ряд университетов, среди которых есть и казанские.
Программа помогает решать кадровую проблему, открывая в вузах лаборатории, базовые кафедры и факультеты, тем самым способствуя преодолению разрыва между теорией и практикой.
Таким образом, основной целью Программы является научно-техническая, идеологическая и кадровая поддержка роста цифровой экономики, в результате чего реализуется подготовка специалистов не только в области it-технологий, а также кадров всех областей народного хозяйства, которые могли бы свободно ориентироваться в цифровых коммуникациях.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г».. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
- Коммерсантъ. URL: http://www.kommersant.ru
- Министерство науки и высшего образования РФ. URL: http:/ www.minobrnauki.gov.ru.