Совершенствование программ профессиональной подготовки специалистов в области цифровой экономики и управление реализацией этого процесса в вузе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маликов, Р. Ш. Совершенствование программ профессиональной подготовки специалистов в области цифровой экономики и управление реализацией этого процесса в вузе / Р. Ш. Маликов, Е. С. Федотова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, апрель 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/391/16418/ (дата обращения: 23.04.2021).



Общество все больше и больше требований ставит перед специалистами, что касается их знаний, умений и навыков. В связи с этим подготовка кадров требует обновленного подхода, совершенствования программ среднего и высшего образования. В настоящее время возросла потребность в специалистах с цифровой компетенцией, для подготовки которых требуются иные условия, чем подготовка традиционных специалистов. Необходимо участие образовательных учреждений с отдельным нормативным регулированием, также изучение всех возможностей данного направления в условиях ускоренной, оперативной подготовки. Профессиональные учебные заведения обязаны модернизировать свои возможности с целью ускоренной подготовки кадров, владеющих цифровыми компетенциями, для удовлетворения потребностей общества в таких кадрах, таким образом закрыть проблему нехватки специалистов.

Ключевые слова: цифровая, экономика, компетенции, онлайн-образование, it-технологии, рынок труда, цифровизация, кадры.

Современные технологии кардинальным образом меняют бизнес-процессы многих отраслей экономики, известные профессии трансформируются, одни исчезают, другие появляются. Внедрение цифровизации — это не только оптимизация рабочего процесса, процесса обучения, но и определенная система, результатом которой является открытие новых рабочих мест по разработке этих платформ.

Статистика цифровой экономики представляет собой нижеследующую картину:

– 15 % граждан России слабо ориентируются в решении проблем в сложной цифровой среде;

– 16 % рабочих мест будут автоматизированы в России к 2030 г.;

– 30 % профессий, востребованных в 2035 г., сегодня еще не существует;

– 57 % граждан хотят улучшить свои знания и навыки в it, каждый третий из них опасается потерять свою работу.

Согласно Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г». общество намерено быстрыми темпами внедрить новые технологии в экономике и социальной сфере, что определяет одну из задач развития общества.

Основными путями развития цифровой экономики в России на период до 2014 г. являются:

– нормативное регулирование;

– кадры и образование;

– формирование исследовательских компетенций и технических заделов;

– информационная инфраструктура;

– информационная безопасность.

Основными показателями совершенствования подготовки специалистов и их компетенций являются:

– создание условий для подготовки кадров цифровой экономики;

– развитие системы образования, в результате которой реализуется подготовка компетентных специалистов цифровой экономики;

– рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики;

– создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России [1].

В целях реализации проекта подготовки специалистов цифровой экономики в 2024 г. предусмотрен план набора студентов в образовательные учреждения:

– сто двадцать тысяч абитуриентов по специальностям, связанным с it-технологией;

– восемьсот тысяч абитуриентов со средним специальным образованием для овладения цифровыми компетенциями;

– переподготовка и переобучение по компетенциям цифровой экономики двухсот семидесяти тысяч руководителей, команд и специалистов.

Уже одна тысяча пятьсот пятьдесят проектов, образовательных разработок и технологий получили одобрение и поддержку. Миллион специалистов получили сертификаты на развитие компетенций цифровой экономики. Десять миллионов кадров повышали свои квалификации в направлении цифровой компетенции на онлайн курсах. Около 40 % граждан обладают навыками цифровой технологии.

Главным тормозом в направлении цифровизации и реализации технологий в данном направлении является неразработанность компетенций. Российская экономика ежегодно испытывает дефицита около одного миллиона специалистов, владеющих it-технологией.

Определены десять самых востребованных профессий в 2022 г., среди которых аналитик данных; специалист по машинному обучению и искусственному интеллекту; генеральный и операционный менеджеры, программист, разработчик приложений; специалист по продажам и маркетингу; специалист в области Big Data; специалист по цифровой трансформации; специалист по новым технологиям; специалист по организационному развитию; специалист по it-обслуживанию.

Таким образом, необходимо обеспечить рынок труда специалистами в сферах IT, информационной безопасности и цифровой технологии. Государство по-прежнему задает тон в развитии человеческих ресурсов. В университетах появляются новые программы обучения, открываются центры дополнительного образования и курсы повышения квалификации по повышению цифровой грамотности населения.

Министерство науки и высшего образования РФ находится в процессе запуска Программы и реализации ее механизмов с учетом задач существующего государственного проекта «Кадры для цифровой экономики», в которой рассматривается возможность создания условий в университетах-участниках для реализации Программы формирующей цифровые компетенции и навыки использования цифровых технологий у обучающихся, в том числе у студентов it-специальностей [3]. В Программе участвуют ряд университетов, среди которых есть и казанские.

Программа помогает решать кадровую проблему, открывая в вузах лаборатории, базовые кафедры и факультеты, тем самым способствуя преодолению разрыва между теорией и практикой.

Таким образом, основной целью Программы является научно-техническая, идеологическая и кадровая поддержка роста цифровой экономики, в результате чего реализуется подготовка специалистов не только в области it-технологий, а также кадров всех областей народного хозяйства, которые могли бы свободно ориентироваться в цифровых коммуникациях.

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г».. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
  2. Коммерсантъ. URL: http://www.kommersant.ru
  3. Министерство науки и высшего образования РФ. URL: http:/ www.minobrnauki.gov.ru.