Труд и его значение в учебной деятельности ребенка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, март 2021)

Дата публикации: 02.03.2021

Статья просмотрена: 141 раз

Библиографическое описание:

Гуськова, Е. А. Труд и его значение в учебной деятельности ребенка / Е. А. Гуськова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/389/16427/ (дата обращения: 18.04.2024).



Согласно ФГОС при получении основного общего образования ребенок должен обладать определенными навыками, качествами. «Портрет выпускника основной школы» дает нам человека, любящего «свой край и свое Отечество», осознающего и принимающего «ценности человеческой жизни, семьи», активно и заинтересованно «познающего мир», осознающего «ценности труда, науки и творчества», умеющего учиться.

На примере нашей сельской средней школы мною был проведен опрос среди учащихся 6–9, 10–11 классов. Респондентам было предложено два вопроса:

  1. Хотели бы вы заниматься исследовательской работой, творческой, но сложной?
  2. Готовы ли вы заниматься исследовательской работой?

Из 170 опрошенных человек положительно ответили на первый вопрос — 15 человек, на второй вопрос из этих же ребят положительный ответ дали только 2 человека из 10 класса.

Главными причинами отказа от данной работы стало простое нежелание работать, прилагать усилия.

Здесь уместен вопрос: почему дети не желают «учиться учиться»? Вероятно потому, что это — труд, тяжелая умственная работа. В настоящее время школа в своей массе не располагает возможностями в силу многих причин учить ребенка трудиться. В этой работе мы не станем останавливаться на проблемах педагогического сообщества, затронем только проблему выставления и получения отметок. Современная система оценивания учащегося нивелирует старания «троечника» и «присутствие» на уроках ребенка, знания которого по факту стремятся к «единице». Отсюда и «перекосы» в оценивании ребят на «хорошо» и «отлично». «Ножницы» в оценивании знаний и порождают вопрос в необходимости труда как такового в учебной деятельности, делая его необязательным.

Обращаясь к классикам русской и советской педагогики, можно объяснить причинно-следственные связи проблем воспитания подрастающего поколения, формирования «человека — труженика», умеющего учиться и осознающего ценности труда.

Анализируя историю общества, К. Д. Ушинский говорил о том, что «как только необходимость труда, покидает какое-нибудь сословие, оно начинает быстро терять силу, нравственность, влияние; начинает быстро вырождаться» [6]. В частой жизни стремление родителей оградить ребенка от необходимости трудиться, делает ребенка несчастным. «Ребенок, не наученный самостоятельно и осознанно трудиться, не имея своего личного труда в жизни, теряет саму возможность человеческого существования: перед ним открываются две одинаково гибельные дороги — неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки» и «добровольного, незаметного самоуничтожения; на обеих — смерть овладевает человеком заживо потому, что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь» [6].

Согласно Ушинскому К. Д., материальные плоды трудов составляют человеческое достояние, «но только внутренняя духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, нравственности и счастья» [6]. В школе сегодняшнего дня можно наблюдать полнейшую апатию к учению, объяснением которой служит аргумент: зачем учиться, стараться, если все равно аттестат будет, независимо от прилагаемых усилий? Здесь уместно сделать вывод о формировании социального паразитизма, в определенной степени маргинализации части учащихся. Ребята, стремящиеся к учебе, рискуют стать изгоями в ученическом коллективе, объектом насмешек.

Таким образом, мы говорим о том, что труд составляет фундамент и нравственного развития человека. Здесь не идет речь о физическом труде. Мы говорим прежде всего о труде умственном, творческом. Хотя, по мысли К. Д. Ушинского, умственный труд не может развить мускулы, но «сильное развитие нервной системы умственным трудом дает необыкновенную живучесть телу человека» [6], продлевая полноценную жизнь. Таким образом, умственный труд необходим человеку и в целях его физического здоровья.

Нравственная, эмоциональная сила труда заключается и в радости выполненной работы. Согласно «закону труда» (К. Д. Ушинский), у человека, «испытавшего радость, наслаждение от выполненной работы возникает новая потребность в наслаждении» [6], желании трудиться.

Отмечая роль труда в воспитании воли, В. А. Сухомлинский утверждал, что радость труда своеобразна, и ее можно сравнить с покорением горных вершин, «с чувством, которое переживает человек, поднимаясь на вершину высокой горы. Тяжелый, каменистый путь». Каждый шаг требует больших усилий, но перед человеком стоит «благородная цель — достичь вершины» [4]. Поднявшись на вершину, человек возвышает себя, утверждает собственное достоинство. Анализируя роль труда в воспитании человека, советский классик педагогики Сухомлинский В. А. утверждал, что детство не должно быть постоянным праздником: «если нет трудового напряжения, посильного для детей», «…счастье труда для ребенка останется недоступным» [4]. Достигаемая вершина у всех разная. Лишая возможности ребенка «зарабатывать» отметки честным трудом, мы лишаем его этой радости «покорения вершин», лишаем его счастья труда, обретения им чувства собственного достоинства.

Обращаясь к народным традициям, классики русской и советской педагогики объясняли, что стремление работать, трудиться в русском народе заложено изначально. Оно отражает «народное отношение» к труду, который «является …сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде раскрывается богатство человеческих отношений» [4].

Труд в учебном процессе — это сама суть процесса воспитания и образования. «Труд — это вещь всепроникающая и всеобъемлющая,… учение занимало и будет занимать главное место в духовной жизни» ребенка [4]. Познание мира, формирование своего мировоззрения, «постижение истин, добывание знаний, формирование на их основе собственных взглядов и убеждений — вот что должно быть трудом для школьника» [4]. Необходимым условием, при котором размышления, мысли получают статус умственного труда является его целенаправленность, «когда человек стремится к достижению определенного результата» [4].

Современница К. Д. Ушинского Е. Н. Водовозова делая запись одной из его лекций, утверждала, что «уже с раннего возраста воспитатели должны развивать в ребёнке потребность к труду, привить ему потребность в образовании и самообразовании (цит. по: Салтанов Е. Н. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К. Д. Ушинского // Педагогика № 4.2004.

Таким образом, мы вновь говорим о том, что труд — основное условие формирования человека, его основная потребность и условие дальнейшего развития и образования личности ребенка.

«Ничего не делают дети зажиточных классов, да и то это детское безделье уходит в прошлое» [2] — эта мысль принадлежит советскому педагогу Н. К. Крупской в работе «О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении», написанной в 20 е гг. 20 века. Советская школа приучала ребенка к труду, всеобъемлющему, независимо от его социального происхождения и материального достатка. «Воспитывая гражданина… мы не должны забывать, что живем в республике труда» (цит. по: Константинов Н. К., Медынский Г. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики,Пр., М., 1982.OCR Detskiysad.ru.). Здесь уместно вспомнить основной принцип получения различных благ: без труда, не вынешь рыбку из пруда.

Современная школа, к сожалению, «вкладывает» эту рыбку в руки ребенка без каких — либо усилий с его стороны. Результаты полученных знаний сводятся не к фактическим знаниям, а только лишь к отметке, поставленной в журнал. Здесь, на наш взгляд, уместно говорить и об отмене экзаменов, о ситуации, которая процесс получения образования фактически свела к нулевому результату. Как следствие, формируется социальный паразитизм и «трудовой нигилизм», который находит продолжение во многих учебных заведениях системы образования. Получаем поколение, не умеющее и не желающее работать, так как его не научили этому. Не научили радоваться труду. Упустили при реализации ФГОС, что труд — единственно доступное человеку земное счастье, путь к счастью лежит через его труд.

Автор работы не претендует на единственно верную точку зрения по вопросам воспитания подрастающего поколения.

Литература:

  1. Константинов Н. К., Медынский Г. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики, Пр., М., 1982.OCR Detskiysad.ru
  2. Крупская Н. К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении.//Krupskaya_N_K_Pedagogicheskie_sochinenia_Т_4_ 1959.pdf, с.24.
  3. Салтанов Е. Н. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К. Д. Ушинского //Педагогика № 4. 2004
  4. Сухомлинский В. А. Трудовое воспитание — это гармония трех начал: надо, трудно и прекрасно https://roerich-lib.ru/index.php/sukhomlinskij/5225-glava-4-trudovoe-vospitanie-eto-garmoniya-trekh-nachal-nado-trudno-i-prekrasno.
  5. Ушинский К. Д. Предисловие к 1 тому «Педагогической антропологии». Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т.1 /под ред. В. Я. Струминского, М., 1954. — 637 с.
  6. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т.1 /под ред. В. Я. Струминского, М., 1954. — 637 с.