Макет «Задорный язычок» для выполнения артикуляционной гимнастики с детьми с ОВЗ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Каверина, Е. М. Макет «Задорный язычок» для выполнения артикуляционной гимнастики с детьми с ОВЗ / Е. М. Каверина, А. В. Шуева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/389/16407/ (дата обращения: 06.03.2021).



В статье рассказано о нестандартном оборудовании для выполнения артикуляционной гимнастики с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова : макет, артикуляционная поза, нижняя челюсть, гофрированная бумага, шариковый пластилин, ребенок, верхняя челюсть, мелкая моторика, ротовая полость, исправление звукопроизношения.

У детей с ОНР наряду с речевыми нарушениями наблюдаются и недостаточное развитие общей и мелкой моторики. «…М. М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Такие образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причем не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции…» [2, с.5].

Педагоги и логопеды предлагают традиционные игры, разработанные в данном направлении: конструкторы, шнуровки, застегивание пуговиц, нанизывание бусин, массаж колючими мячиками и т. д. Наряду с этими пособиями можно предложить ребенку макет «Задорный язычок». Он позволит ребенку не только визуально, но и тактильно изучить органы ротовой полости, увидеть артикуляционные позы «Лопаточка», «Иголочка», «Горка», «Чашка» и д. р., слепить их из шарикового пластилина (язык в макете).

«Занятия по исправлению звукопроизношения строятся на основе педагогических принципов перехода от простого к сложному, сознательности усвоения материала, системности, регулярности занятий, учета возрастных особенностей”. [1, с. 5].

Это принципы реализуются при использовании пособия «Органы артикуляции». Ребенок знакомится с артикуляционными позами сначала на пособии, а потом «переносит» на свои органы артикуляции, что является для него более сложным навыком. Знания лучше усваиваются в игре, с использованием ярких пособий. При этом ребенок использует зрительный, тактильный анализаторы, усваивает информацию более осознанно.

Для изготовления данного макета нам понадобятся (рис.1):

– клеевой пистолет;

– полимерный клей;

– резак;

– линейка;

– ножницы;

– шариковый пластилин.

Мы использовали следующие материалы (рис.2):

– гофрированная бумага красного цвета;

– фоамиран красного цвета;

– картон плотный;

– утеплитель;

– пласт пенополистерола;

– водоэмульсионная краска, рис.2

Рис.2 Рис.2

Рис. 1 Рис.2

Начинаем работу с изготовления выкроек: чертим выкройки в натуральную величину на бумаге. Из нужного материала вырезаем детали: 2 детали — из картона, 2 детали — из фоамирана и 2 детали — из гофрированной бумаги.

Рис.4 Рис.4

Рис.3Рис.4

Склеиваем детали нижней челюсти: из картона снизу приклеиваем полимерным клеем деталь из гофрированной бумаги, а сверху деталь из фоамирана. Таким же образом склеиваем детали верхней челюсти. Затем приступаем к соединению полученных заготовок верхней и нижней челюстей.

Рис.6 Рис.6

Рис.5Рис.6

Совмещаем свободные края картона и склеиваем полимерным клеем. Затем с внутренней ротовой полости приклеиваем свободный край от верхней челюсти из фоамирана к картону, а с внешней стороны совмещаем и приклеиваем свободные края из гофрированной бумаги.

C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG_20210127_153353.jpg

Рис.7

Следующий этап — изготовлений бортиков для челюстей. Для этого берем полоску из фоамирана и накладываем на нее полоску из утеплителя и склеиваем их, рис.8, рис.9. Затем складываем полоску пополам вдоль. Изготавливаем две такие полоски для верхней и нижней челюсти и приклеиваем их по краю верхней и нижней челюсти, рис.10

Рис.9Рис.10 Рис.9Рис.10 Рис.9Рис.10

Рис.8Рис.9Рис.10

Приступаем к изготовлению зубов. Из пласта пенополистерола вырезаем по шаблону (длина 5 см, ширина 4 см) 24 заготовки зубов (рис.11). Затем окрашиваем их в 2 слоя водоэмульсионной краской. Когда зубы высохнут, располагаем их на нижней челюсти и по очереди приклеиваем клеевым пистолетом к нижней челюсти, а затем так же – к верхней (рис.12). Последний этап — изготовление языка. Понадобятся 6 коробочек шарикового пластилина «Бобр добр». Соединяем весь пластилин в единую массу и формируем язык (рис. 13). При изучении детьми различных артикуляционных упражнений логопед сам и дети самостоятельно могут лепить нужную форму языка и располагать в нужном положении в ротовой полости. Например, можно изучать артикуляционные упражнения «Блинчик», «Лопатка», «Чашка», «Горка», «Иголка» и др. рис.14, рис.15

Рис.12 Рис.12

Рис.11Рис.12

Рис.14Рис.15 Рис.14Рис.15 Рис.14Рис.15

Рис.13Рис.14Рис.15

Литература:

  1. Анищенкова, Е. С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей / Е. С. Анищенкова. — М.: АСТ: Астрель, 2007.- 158. [2] с.: ил.- (Популярная логопедия)
  2. Крупенчкук О. И.,Воробьева Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014.- 96с.: ил.- (Серия «Уроки логопеда»)

Ключевые слова

ребёнок, мелкая моторика, макет, ротовая полость, артикуляционная поза, нижняя челюсть, гофрированная бумага, шариковый пластилин, верхняя челюсть, исправление звукопроизношения